г. Саратов |
|
11 ноября 2016 г. |
Дело N А12-17722/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Дубровиной О.А., Шалкина В.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Богатырёвой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области (400131, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 15, ОГРН 1053444031299, ИНН 3444054540), общества с ограниченной ответственностью "Энергетический комплекс" (400016, г. Волгоград, проспект Волжский, 4 К, ОГРН 1043400432899, ИНН 3445070209)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 августа 2015 года по делу N А12-17722/2015 (судья Самсонов В.А.)
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энергетический комплекс" (400016, г. Волгоград, проспект Волжский, 4 К, ОГРН 1043400432899, ИНН 3445070209)
к Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области (400131, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 15, ОГРН 1053444031299, ИНН 3444054540)
об урегулировании разногласий по договору,
при участии представителя Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области Кочетова Г.В., действующего по доверенности N 106 от 21.06.2016,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общества с ограниченной ответственностью "Энергетический комплекс" (далее - истец, ООО "Энергетический комплекс") с иском к Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее - ответчик, Комитет) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора N 1636-В от 10.03.2015 аренды земельного участка с кадастровым номером 34:34:040019:812, а именно:
- изложить пункт 1.1. договора аренды земельного участка N 1636-В от 10.03.2015 в редакции Протокола разногласий следующего содержания: "Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов площадью 5 700 кв. метров с кадастровым номером 34:34:040019:812 с разрешенным использованием: для размещения подземного выставочно-торгового центра, местоположением: Волгоградская область, г. Волгоград, пр-кт им. В.И. Ленина, д. 38 д (далее именуется - Участок), в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка, для строительства подземного торгово-выставочного центра";
- изложить заголовок Приложения "Расчет арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 34:34:040019:21" в следующей редакции: "Расчет арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 34:34:040019:812";
- изложить абзац 4 Приложения "Расчет арендной платы за земельный участок..." в следующей редакции: "А = КСЗУ * 2% = 81 050 352 руб. * 0,05 = 1 621 007,04 руб.";
- исключить из пункта 8.2. договора слова "в одностороннем порядке".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14 августа 2015 года иск ООО "Энергетический комплекс" в части требования урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора, путем исключения из договора пунктов 4.1.1. и 8.3. договора оставлен без рассмотрения.
В остальной части иск удовлетворён частично.
Разногласия, возникшие при заключении договора аренды земельного участка, урегулированы путём изложения спорных условий договора в следующей редакции:
- пункт 1.1. договора изложить в следующей редакции:
"1.1. Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов площадью 5 700 кв. метров с кадастровым номером 34:34:040019:812 (ранее имевший кадастровый номер 34:34:040019:21) с разрешенным использованием: для размещения подземного выставочно-торгового центра, местоположением: Волгоградская область, г. Волгоград, пр-кт им. В.И. Ленина, д. 38 д (далее именуется - Участок), в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка, для строительства подземного торгово-выставочного центра.";
- пункт 8.2. договора - в редакции ответчика;
- абзац 1 Акта приёма-передачи земельного участка изложить в следующей редакции:
"Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее именуется - Облкомимущество) в лице начальника управления аренды земли Мананкова Валерия Николаевича, действующего на основании Положения о комитете по управлению государственным имуществом Волгоградской области, приказов Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 13.08.2013 N 351, от 22.12.2014 N 721 -к, именуемое в дальнейшем "Арендодатель", с одной стороны и общество с ограниченной ответственностью "Энергетический комплекс" (далее именуется - ООО "Энергетический комплекс"), в лице директора Сулацковой Ольги Александровны, действующей на основании Устава, именуемо в дальнейшем "Арендатор", с другой стороны, и именуемые в дальнейшем "Стороны", составили настоящий акт о том, что Арендодатель сдал, а Арендатор принял в пользование на условиях аренды земельный участок из земель населенных пунктов площадью 5 700 кв. метров с кадастровым номером 34:34:040019:812 (ранее имевший кадастровый номер 34:34:040019:21) с разрешенным использованием: для размещения подземного выставочно-торгового центра, местоположением: Волгоградская область, г. Волгоград, пр-кт им. В.И. Ленина, д. 38 д (далее именуется - Участок), в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка, для строительства подземного торгово-выставочного центра.";
- заголовок Приложения "Расчёт арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 34:34:040019:812" изложить в следующей редакции:
"Расчёт арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 34:34:040019:812 (ранее имевший кадастровый номер 34:34:040019:21)";
- абзац четвертый Приложения к договору "Расчет арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 34:34:040019:812 (ранее имевший кадастровый номер 34:34:040019:21)" - в редакции истца.
С субъекта Российской Федерации - Волгоградская области в лице Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области за счет казны Волгоградской области в пользу ООО "Энергетический комплекс" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
С ООО "Энергетический комплекс" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 2 000 руб.
Комитет, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований истца в полном объёме. По мнению апеллянта, принимая во внимание факт прекращения существования земельного участка с кадастровым номером 34:34:040019:21 в качестве индивидуально-определенной вещи (снятие с кадастрового учёта), а также то обстоятельство, что соответствующая часть земной поверхности земельного участка с кадастровым номером 34:34:040019:812 попадает в охранные зоны объектов культурного наследия и газопровода, утвержденные после вступления в силу судебного акта о представлении данного земельного участка, что исключает в настоящее время возможность проведения любых земельных и строительных работ на соответствующей территории, отсутствуют основания для передачи в аренду спорного земельного участка в качестве имущества, которое может быть объектом аренды, а потому не имеется правовых оснований для урегулирования возникших разногласий.
ООО "Энергетический комплекс" не согласилось с решением суда первой инстанции в части принятия пункта 8.2 договора в редакции ответчика и оставления без рассмотрения требования об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, путём исключения из договора пункта 8.3, и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в указанной части отменить и принять по делу новый судебный акт, которым принять пункт 8.2 договора в редакции истца и исключить пункт 8.3 из договора, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал правовую позицию, изложенную в апелляционной жалобе, дал аналогичные пояснения.
ООО "Энергетический комплекс" представило в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов апелляционной жалобы, просит апелляционную жалобу Комитета без удовлетворения.
Представитель ООО "Энергетический комплекс" в судебное заседание не явился. О месте и времени судебного заседания указанное лицо извещено надлежащим образом в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Публикация судебного акта в сети Интернет произведена 13.10.2016.
Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении ООО "Энергетический комплекс" о месте и времени судебного заседания, руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителя Комитета, изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и отзыва на апелляционную жалобу Комитета, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, на основании положительного решения комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда от 23.06.2005 постановлением администрации Волгограда от 06.03.2006 N 533 ООО "Энергетический комплекс" предварительно согласовано место размещения подземного торгово-выставочного центра на земельном участке (учетный номер 4-0-82) площадью 5 700 кв. метров, расположенном по ул. им. Наумова между кварталами 45 и 46 в Центральном районе г. Волгограда. Данным постановлением также утвержден акт о выборе земельного участка для строительства от 27.07.2005 N АВ-05-217.
ООО "Энергетический комплекс" проведены работы по формированию земельного участка площадью 5 700 кв. метров и его постановке на кадастровый учет. Земельному участку присвоен кадастровый номер 34:34:040019:21.
03 марта 2009 года ООО "Энергетический комплекс" обратилось в Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда с заявлением о предоставлении земельного участка для размещения подземного выставочно-торгового центра.
Постановлением главы Волгограда от 08.04.2009 N 760 заявителю отказано в предоставлении земельного участка для строительства в связи с размещением объекта капитального строительства за красными линиями застройки, на землях общего пользования, нарушением пунктов 11, 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 02.09.2009 по делу N А12-13550/2009 постановление администрации Волгограда от 08.04.2009 N 760 "Об отказе в предоставлении земельного участка (учетный N 4-0-82) для строительства объекта обществу с ограниченной ответственностью "Энергетический комплекс" об отказе в предоставлении земельного участка под строительство подземного торгово-выставочного центра (учетный N 4-0-82, кадастровый N34:34:040019:21) площадью 5700 кв. метров, расположенного по пр. им. В.И. Ленина, 38 "д" в Центральном районе г. Волгограда, признано недействительным как несоответствующее пункту 8 статьи 31, статье 32 Земельного кодекса РФ, пунктам 4.9., 4.10. Положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 11.06.2004 N 790.
В порядке устранения нарушенного права суд обязал администрацию Волгограда предоставить обществу с ограниченной ответственностью "Энергетический комплекс" земельный участок под строительство подземного выставочно-торгового центра (учетный N 4-0-82, кадастровый N34:34:040019:21) площадью 5700 кв. м., расположенного по пр.им.В.И.Ленина, 38 "д" в Центральном районе г.Волгограда.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2009 по делу N А12-13550/2009 решение суда первой инстанции от 02.09.2009 изменено в части порядка устранения нарушенного права, на Администрацию Волгограда возложена обязанность предоставить ООО "Энергетический комплекс" в аренду земельный участок площадью 5 700 кв. метров с кадастровым номером 34:34:040019:21, расположенный по адресу: г. Волгоград, проспект Ленина, д. 38 "д", для строительства подземного торгово-выставочного центра.
04 июня 2012 года на основании исполнительного листа N АС 000791110, выданного арбитражным судом, судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство N 37079/12/43/34. Предмет исполнения: обязать администрацию Волгограда предоставить ООО "Энергетический комплекс" в аренду земельный участок площадью 5700 кв.м с кадастровым номером 34:34:040019:21, расположенный по адресу г. Волгоград, проспект Ленина, д. 38 "Д", для строительства подземного торгово-выставочного центра.
Во исполнение судебного акта администраций Волгограда в адрес ООО "Энергетический комплекс" был направлен проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 34:34:040019:21. Однако решением Арбитражного суда Волгоградской области от 12.03.2013 по делу N А12-31360/2012 по иску ООО "Энергетический комплекс" данный договор был признан незаключенным по причине отсутствия в нем подписи уполномоченного лица на подписание договора от имени Общества.
Комитет письмом от 06.09.2013 исх. N 21-12/26912 сообщил Обществу, что земельный участок, с кадастровым номером 34:34:040019:21 снят с кадастрового учета и не может являться объектом арендных отношений, поскольку по истечении двух лет со дня осуществления постановки на государственный кадастровый учет не осуществлена регистрация права на земельный участок, со статусом "временный", сведения о земельном участке аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости в соответствии с частью 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре, Федеральный закон N 221-ФЗ), в редакции, действовавшей до вступления в законную силу изменений, внесенных Федеральным законом от 23.07.2013 NN 250-ФЗ.
Учитывая изложенное, ООО "Энергетический комплекс" рекомендовано осуществить мероприятия по постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, после чего обратиться с соответствующим заявлением в Мингосимущество Волгоградской области (т. 1 л.д. 17).
Действия Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области по снятию земельного участка, с кадастровым номером 34:34:040019:21 ООО "Энергетический комплекс" в судебном порядке не обжалованы.
18 сентября 2013 года ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по заявлению заинтересованного лица осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка площадью 5700 кв.м с кадастровым номером 34:34:040019:21, расположенный по адресу г. Волгоград, проспект Ленина, д. 38 "Д", с присвоением иного кадастрового номера 34:34:040019:812.
18 февраля 2015 года определением Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-13550/2009 по заявлению ООО "Энергетический комплекс" произведена процессуальная замена ответчика - администрации Волгограда - на Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области по исполнительному листу N АС 000791110, выданному Двенадцатым арбитражным апелляционным судом 01.12.2009 по делу N А12-13550/2009.
05 марта 2015 года судебным приставом-исполнителем было вынесено требование, согласно которому Комитету в срок до 10.03.2015 надлежало исполнить требования исполнительного документа АС 000791110 от 01.12.2009, выданного Двенадцатым арбитражным апелляционным судом по делу N А12-13550/09, путем совершения следующих действий: "представить ООО "Энергетический комплекс" в аренду земельный участок площадью 5700 кв.м кадастровый номер 34:34:040019:21, расположенный по адресу г. Волгоград, пр-кт Ленина, д. 38 "Д", для строительства подземного торгово-выставочного центра (впоследствии требование от 05.03.2015 признано незаконным постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда Волгоградской области от 08.06.2015 по делу N А12-9046/2015).
Во исполнение требования судебного пристава-исполнителя 10.03.2015 Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области направил в адрес ООО "Энергетический комплекс" проект договора N 1636-В аренды земельного участка площадью 5700 кв.м с кадастровым номером 34:34:040019:21, расположенного по адресу: г. Волгоград, проспект Ленина, д. 38 "Д", с приложенным актом приема-передачи земельного участка.
20 марта 2015 года ООО "Энергетический комплекс" направило в адрес Комитета проект договора аренды земельного участка N 1636-В, подписанный им с протоколом разногласий, настаивая на передаче ему в аренду земельного участка с кадастровым номером 34:34:040019:812, поскольку он является идентичным земельному участку с кадастровым номером 34:34:040019:21.
Неурегулирование сторонами спорных условий договора относительно земельного участка, передаваемого в аренду и расчета арендной платы по договору, послужило основанием для обращения ООО "Энергетический комплекс" в суд с иском об урегулировании разногласий, а именно:
- изложить пункт 1.1. договора аренды земельного участка N 1636-В от 10.03.2015 в редакции Протокола разногласий следующего содержания: "Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов площадью 5 700 кв. метров с кадастровым номером 34:34:040019:812 с разрешенным использованием: для размещения подземного выставочно-торгового центра, местоположением: Волгоградская область, г. Волгоград, пр-кт им. В.И. Ленина, д. 38 д (далее именуется - Участок), в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка, для строительства подземного торгово-выставочного центра";
- изложить заголовок Приложения "Расчет арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 34:34:040019:21" в следующей редакции: "Расчет арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 34:34:040019:812";
- изложить абзац 4 Приложения "Расчет арендной платы за земельный участок..." в следующей редакции: "А = КСЗУ * 2% = 81 050 352 руб. * 0,05 = 1 621 007,04 руб.";
- исключить из пункта 8.2. договора слова "в одностороннем порядке".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14.08.2015 по делу N А12-17722/2015 спорные условия пункта 1.1 договора аренды земельного участка в изложены следующей редакции: "1.1. Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов площадью 5700 кв.метров с кадастровым номером 34:34:040019:812 (ранее имевший кадастровый номер 34:34:040019:21) с разрешенным использованием: для размещения подземного выставочно-торгового центра, местоположением: Волгоградская область, г. Волгоград, пр-кт им. В.И. Ленина, д. 38 "Д" (далее именуется - Участок), в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка, для строительства подземного торгово-выставочного центра".
Удовлетворяя заявленные ООО "Энергетический комплекс" требования, суд исходил из ответа ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" от 04.08.2015, согласно которому, земельный участок с кадастровым номером 34:34:040019:812 полностью идентичен земельному участку с кадастровым номером 34:34:040019:21.
Отменяя обжалуемый судебный акт, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Договор считается заключённым, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (пункт 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Абзацем 2 пункта 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при отклонении протокола разногласий (в случае недостижения сторонами согласия по условиям договора) либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда. При этом с одной стороны истец не лишен возможности корректировать требования (статья 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а ответчик может представить возражения относительно каждого довода, касающегося существа заявленных требований (в том числе и измененных истцом). Следовательно, обязанная к заключению договора сторона не лишена возможности представить суду разногласия по конкретным условиям договора, предложенным ей в проекте, и суд должен их рассмотреть.
Разрешение судом преддоговорного спора по существу сводится к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке. Редакция условий договора, определенная судом, регулирует отношения сторон.
Таким образом, разрешая переданный спор об урегулировании возникших при заключении договора разногласий, арбитражный суд в силу названных норм должен оценить законность и обоснованность редакций, предложенных обеими сторонами.
Установлено, что 11 сентября 2015 года спорный объект арендных отношений - земельный участок с кадастровым номером 34:34:040019:812 снят с кадастрового учета на основании заявления Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, поданного в соответствии с частями 4, 5 статьи 24 Федерального закона N 221-ФЗ.
Несогласие с действиями органа кадастрового учета, выразившимися в аннулировании записи о земельном участке с кадастровым номером 34:34:040019:812, явилось основанием для обращения ООО "Энергетический комплекс" в Арбитражный суд Волгоградской области с требованиями признать незаконными действия ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области, выразившиеся в аннулировании записи о земельном участке с кадастровым номером 34:34:040019:812 и обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области восстановить в государственном кадастре недвижимости запись о земельном участке с кадастровым номером 34:34:040019:812.
Арбитражным судом Волгоградской области возбуждено дело N А12-49260/2015.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 27.04.2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2016 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 13.10.2016 по делу N А12-49260/2015 в удовлетворении требований ООО "Энергетический комплекс" отказано.
Согласно положениям статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Преюдиция - это установление судом конкретных фактов, которые закрепляются в мотивировочной части судебного акта и не подлежат повторному судебному установлению при последующем разбирательстве иного спора между теми же лицами. Преюдициальность предусматривает не только отсутствие необходимости повторно доказывать установленные в судебном акте факты, но и запрет на их опровержение.
Следовательно, факты, которые входили в предмет доказывания, были исследованы и затем отражены в судебных актах, приобретают качество достоверности, пока акт не отменен или не изменен.
В Постановлении Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2012 N 2013/12 разъяснено, что признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу, если они имеют значение для разрешения данного дела.
При рассмотрении спора в рамках дела N А12-49260/2015 суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе заключение судебной землеустроительной экспертизы по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установили, что земельные участки с кадастровыми номерами 34:34:040019:21 и 34:34:040019:812 не являются идентичными. В силу изложенных выше процессуальных норм правовых оснований для вывода об обратном у суда не имеется.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В пункте 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) установлено, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона N 221-ФЗ индивидуальными признаками земельного участка являются сведения об уникальных характеристиках земельного участка, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, а именно: вид объекта недвижимости (земельный участок), кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости, описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, площадь, определенная с учетом, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок.
Из системного толкования пунктом 1 статьи 432 и пунктом 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации с учётом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 постановления от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13) следует, что земельный участок или его часть может быть объектом аренды только после формирования границ (межевания) и постановки на кадастровый учет.
В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным (пункт 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, объект аренды является существенным условием договора аренды земельного участка.
Из материалов дела следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 34:34:040019:21, 34:34:040019:812 сняты с кадастрового учёта, следовательно, прекратили существование в качестве объектов земельных отношений и гражданских прав, а потому не могут являться предметом договора аренды.
Также суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Как видно из материалов дела, в рамках дела N А12-13550/2009, суд, возлагая на администрацию Волгограда обязанность представить заявителю земельный участок с кадастровым номером 34:34:040019:21, в решении от 02.09.2015 установил, что постановлением Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 N 62/706 в Список объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения включено достопримечательное место в границах правого берега р. Волги, территория Центральной набережной в районе музея-панорамы "Сталинградская битва", ул. Советская, 35 -38, ул. им. Наумова, ул. 13-й Гвардейской, ул. Коммунистическая в районе туристического вокзала.
Однако, принимая во внимание тот факт, что границы охранной зоны объекта культурного наследия - достопримечательного места на момент рассмотрения дела N А12-13550/2009 не были установлены, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отнесения земельного участка с кадастровым номером 34:34:040019:21 к территории памятника или его охранной зоны.
Вместе с тем, позднее, 20.01.2015 приказом Министерства культуры Волгоградской области N 01-20/081 были установлены границы территории объекта культурного наследия регионального значения "Достопримечательное место "Героическая оборона Сталинграда воинами 13-й Гвардейской дивизии и Волжской военной флотилии в 1942 -1943 гг.", расположенного по адресу: г. Волгоград, Центральный район, в границах: правого берега р. Волги, территория Центральной набережной в районе музея-панорамы "Сталинградская битва", Советская ул., 35 - 38, им. Наумова ул., 13-й Гвардейской ул., Коммунистическая ул., и правовых режимов использования территории".
В соответствии с приложением N 5 к вышеуказанному Приказу на территории объекта культурного наследия регионального значения "Достопримечательное место "Героическая оборона Сталинграда воинами 13-й Гвардейской дивизии и Волжской военной флотилии в 1942 - 1943 гг." по адресу: г. Волгоград, Центральный район, в границах: правого берега р. Волги, территория Центральной набережной в районе музея-панорамы "Сталинградская битва", Советская ул., 35 - 38, им. Наумова ул., 13-й Гвардейской ул., Коммунистическая ул. запрещается проектирование и проведение любых землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ.
Согласно письму Комитета культуры Волгоградской области от 17.03.2015 N 01-13/254, земельный участок с кадастровым номером 34:34:040019:812 входит в территорию вышеуказанного объекта культурного наследия, что исключает проведение на его территории любых землеустроительных и строительных работ.
Пунктами 2.6, 2.7 заключения Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда от 17.03.2015 установлено, что земельный участок расположен в границах территории общего пользования; часть земельного участка находится на территории объекта культурного наследия федерального значения "Братская могила, в которой похоронены войны 13 Гвардейской стрелковой дивизии, погибшие при обороне Сталинграда" приказ Министерства культуры Волгоградской области от 29.01.2013 N 01-20-033; в границах земельного участка с кадастровым номером 34:34:040019:812 находится территория объекта культурного наследия регионального значения "Комплекс застройки пр. Ленина, 1950-е гг.", в границах, установленных приказом Министерства культуры Волгоградской области от 31.01.2013 N 01/20-038.
При этом, согласно приложению 3 к приказу Министерства культуры Волгоградской области от 31.01.2013 N 01/20-038 для территории объекта культурного наследия регионального значения "Комплекс застройки пр. Ленина", 1950-е гг. установлен запрет на проектирование и проведение любых землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, за исключением работ, разрешенных данным правовым режимом использования земель в границах территории объекта культурного наследия.
Аналогичные выводы: содержатся в заключении Департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда от 26.03.2015 N 1340/Д.
Кроме того, из пункта 2.8 заключения Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда от 17.03.2015 также следует, что на земельном участке с кадастровым номером 34:34:040019:812 расположены газопроводы: среднего и низкого давления.
В соответствии с пунктом 14 "а" Правил охраны газораспределительных сетей (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878) на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается лицам, указанным в пункте 2 настоящих Правил строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения.
На основании изложенного, суд в рамках арбитражного дела N А12-13550/2009 пришёл к выводу, что строительство на земельном участке с кадастровым номером 34:34:040019:812, расположенного в границах территории общего пользования, на территории объекта культурного наследия федерального и регионального значения, запрещено.
Принимая во внимание факт прекращения существования земельных участков с кадастровыми номерами 34:34:040019:21 и 34:34:040019:812 в качестве индивидуально-определенной вещи (снятие с кадастрового учёта), а также то обстоятельство, что часть земной поверхности земельного участка с кадастровым номером 34:34:040019:812 попадает в охранные зоны объектов культурного наследия и газопровода, утвержденные после вступления в силу судебного акта о представлении данного земельного участка, что исключает в настоящее время возможность проведения любых земельных и строительных работ на соответствующей территории, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о недоказанности истцом наличия правовых оснований для урегулирования разногласий, возникших у сторон при заключении договора N 1636-В от 10.03.2015.
Выводы суда первой инстанции относительно заявленных в рамках настоящего дела исковых требований основаны на неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, что в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного акта.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов по настоящему делу, суд апелляционной инстанции руководствуется статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, согласно которой, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Истец обратился в суд с материально-правовыми требованиями, подлежащими оплате государственной пошлиной в размере 6 000 руб. Истцом при обращении в арбитражный суд уплачена государственная пошлина в размере 4 000 руб. Поскольку в удовлетворении требований истца судом отказано, то с истца в доход федерального бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2000 руб.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 августа 2015 года по делу N А12-17722/2015 отменить. Принять новый судебный акт.
В иске отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Энергетический комплекс" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение иска в размере 2 000 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.С. Борисова |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-17722/2015
Истец: ООО "Энергетический комплекс"
Ответчик: Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области