г. Челябинск |
|
11 ноября 2016 г. |
Дело N А07-8891/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 ноября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Ермолаевой Л.А., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации сельского поселения Ольховский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.08.2016 по делу N А07-8891/2016 (судья Абдуллина Э.Р.).
В судебном заседании приняли участие представители:
истца - Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан -Шарипова Евгения Марсовна (доверенность от 29.12.2015 N 231);
ответчика - Администрации Сельского поселения Ольховский сельсовет Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - Петров Валерий Васильевич (решение об избрании главы от 28.09.2015 N 5); Баев Александр Васильевич (доверенность от 12.01.2016 N 12);
третьего лица - открытого акционерного общества "Уфимский конный завод N 119" - Сенькин Александр Анатольевич (приказ от 08.07.2016 N 64).
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Башкортостан (далее - Управление, ТУ ФАУГИ по РБ, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации сельского поселения Ольховский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления - постановления от 04.04.2016 N 72 (л.д. 14).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены открытое акционерное общество "Уфимский конный завод N 119", Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Республике Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.08.2016 (резолютивная часть объявлена 17.08.2016) требования ТУ ФАУГИ по РБ удовлетворены в полном объеме (л.д. 211).
С указанным решением не согласилась Администрация (далее также - податель жалобы, апеллянт), обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В тексте жалобы ее податель ссылается на то, что спорный земельный участок относится к землям, право собственности на который не разграничено, в связи с чем распоряжение этим участком в силу п.2 ст. 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.
Учитывая указанные обстоятельства, апеллянт полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт вынесен заинтересованным лицом в пределах предоставленных ему полномочий.
Кроме того, апеллянт в жалобе указывает на необоснованное отклонение ходатайства об истребовании распоряжения ТУ ФАУГИ по РБ от 29.07.2007 N 609, которым было отменено распоряжение от 29.12.2005 N 482. Апеллянт полагает ничтожным дополнительное соглашение от 10.04.2014 к уже расторгнутому ранее договору аренды.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители третьих лиц (Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Республике Башкортостан) не явились.
С учетом мнения участвующих лиц и в соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представители заинтересованного лица поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель заявителя и третьего лица возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение оставить без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции 04.04.2016 Администрацией было вынесено постановление N 72, согласно которому постановлено предоставить земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:370 на праве постоянного (бессрочного) пользования Администрации Сельского поселения Ольховский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.
Полагая постановление N 72 от 04.04.2016 не соответствующим законодательству, нарушающим права заявителя в сфере экономической деятельности, ТУ ФАУГИ РФ по РБ обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что при рассмотрении дел арбитражного суда Республики Башкортостан А07-4303/2015 N А07-175/2014 N А07-9720/2012 судами установлено право Управления, как уполномоченного органа, осуществляющего управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, распоряжаться спорным земельным участком
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании ст. 71 АПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Руководствуясь положениями ст. 200, 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно включил в предмет доказывания по делу совокупность следующих обстоятельств: несоответствие оспариваемого решения закону и иному нормативному правовому акту; нарушение таким решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом деле такая совокупность условий для удовлетворения заявленных требований имеется.
Предметом спора в рассматриваемом деле является ненормативный правовой акт органа местного самоуправления, которым указанному органу предоставлен спорный земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно представленным а материалы дела документам, в том числе письму Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан от 15.04.2016 (л.д.61), право постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок за заинтересованным лицом не зарегистрировано, в силу чего судом первой инстанции обоснованно рассмотрен настоящий спор по правилам 24 главы АПК РФ.
При рассмотрении дел арбитражного суда Республики Башкортостан А07-4303/2015 N А07-175/2014 N А07-9720/2012 установлено, что постановлением главы Администрации муниципального района от 03.08.1992 N 291-2 в постоянном пользовании колхозов и госхозов закреплены земельные угодья согласно приложению. Так, конному заводу N 119 предоставлен земельный участок общей площадью 2 520 гектар.
С 1992 года соответствующий земельный участок занимало созданное федеральным органом государственной власти федеральное государственное унитарное предприятие "Уфимский конный завод N 119". В Едином государственном реестре юридических лиц названное предприятие зарегистрировано в 2002 году.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 20.08.2002 N 1155-р и в результате приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Уфимский конный завод N 119" создано открытое акционерное общество "Уфимский конный завод N 119" (впоследствии организационно-правовая форма изменена на "акционерное общество").
Согласно постановлению главы Администрации муниципального района от 25.12.2002 N 1866 "Об утверждении отчета о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям за 2002 год" за конным заводом N 119 закреплен земельный участок площадью 2 223 гектар.
Не позднее 28.02.2003 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:0033. Общая площадь участка 22 230 000 кв. м. (или 2 223 га). Вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" (кадастровый план от 28.02.2003 N 247/03-232).
25.10.2006 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:33, который равнозначен кадастровому номеру 02:47:000000:0033. Общая площадь участка 22 230 000 кв. м (или 2 223 га). Категория земель "земли сельскохозяйственного назначения". Вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства". Местоположение участка: Республика Башкортостан, Уфимский район, юго-западная часть района, федеральное государственное унитарное предприятие "Уфимский конный завод N 119". Данный участок снят с учета 18.01.2008.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:33 между Управлением Росимущества (арендодатель) и обществом "Уфимский конный завод N 119" (арендатор) подписан договор аренды от 29.12.2005 N 000505, сроком действия с 01.01.2006 по 31.12.2055.
Договор аренды зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.02.2006 (запись регистрации N 02-04-01/076/2006-380).
18.01.2008 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:370. Общая площадь участка 23 415 263 кв. м. Категория земель "земли сельскохозяйственного назначения". Вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства". Местоположение участка: Республика Башкортостан, Уфимский район, юго-западная часть района, ФГУП "Уфимский конный завод N 119" (в настоящее время - Уфимский район, Ольховский сельсовет).
20.11.2014 между Управлением Росимущества (арендодатель) и обществом "Уфимский конный завод N 119" (арендатор) подписано дополнительное соглашение к договору аренды от 29.12.2005 N 000505. В связи с уточнением границ земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:33 и постановкой на учет образованного из него земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:370 стороны изменили кадастровый номер и общую площадь объекта аренды.
03.12.2014 на основании договора от 29.12.2005 N 000505 и дополнительного соглашения от 20.11.2014 в ЕГРП внесена регистрационная запись N 02-04-01/416/2014-826 об обременении земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:370 арендой в пользу общества "Уфимский конный завод N 119".
В федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (п. 1 ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации).
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим кодексом и федеральными законами (п. 2 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации).
Разграничение государственной собственности представляет собой установленный федеральными законами порядок закрепления земель в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
До 01.07.2006 разграничение государственной собственности на землю осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".
В статье 3 названного федерального закона было предусмотрено правило об отнесении земель, предоставленных органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также государственным унитарным предприятиям, государственным учреждениям, другим некоммерческим организациям, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации, к федеральной собственности.
Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" внесены изменения в правила разграничения государственной собственности на землю.
Согласно п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, среди прочего, земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
В судебных актах по указанным выше делам установлено, что земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:370 сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет в результате снятия с учета земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:33, ранее выделенного для размещения федерального государственного предприятия, в связи с чем судами сделан вывод о том, что данный земельный участок находится в федеральной собственности, в введении Управления, как уполномоченного собственником органа власти.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции обоснованно учтены установленные в ходе рассмотрения вышеназванных дел обстоятельства в качестве оснований для удовлетворения требования заявителя.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы, по своей сути, направлены на преодоление преюдициальной силы судебных актов по делам арбитражного суда Республики Башкортостан А07-4303/2015 N А07-175/2014 N А07-9720/2012, что недопустимо в соответствии с ч. 1 ст. 16, ч. 2 ст. 69 АПК РФ. Доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебном актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
С учетом изложенного судебный акт отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по апелляционной жалобе распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными ст. 110 АПК РФ и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на её подателя. Их взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.08.2016 по делу N А07-8891/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации сельского поселения Ольховский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан -без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.И. Карпачева |
Судьи |
Л.П. Ермолаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-8891/2016
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по РБ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ОЛЬХОВСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА УФИМСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, Администрация Сельского поселения Ольховский сельсовет Уфимского района
Третье лицо: АО "УФИМСКИЙ КОННЫЙ ЗАВОД N119", ОАО "УФИМСКИЙ КОННЫЙ ЗАВОД N 119", Управление Росреестра по Республике Башкортостан, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по РБ, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по РБ, 7705401340