Требование: о признании недействительным акта органа власти по уплате налогов
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Чита |
|
11 ноября 2016 г. |
Дело N А78-9769/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Ткаченко Э.В., Сидоренко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Аксененко Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 12 сентября 2016 года по делу N А78-9769/2015 по заявлению Акционерного общества "Рудник Александровский" (ОГРН 1087527000461, ИНН 7512004995, место нахождения: 672742, Забайкальский край, Могочинский район, пос.Давенда) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Забайкальскому краю (ОГРН 1047533001471, ИНН 7527006924, место нахождения: 673370, г.Шилка, ул.Толстого,111) о признании недействительным в части решения N 7270 от 22.05.2015,
(суд первой инстанции - Б.В. Цыцыков),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Роженцовой Л.С., представителя по доверенности от 27.01.2016;
от заинтересованного лица: Ключевской Н.К., представителя по доверенности от 08.07.2016, Лесковой М.Н., представителя по доверенности от 11.01.2016, Першиковой Е.А., представителя по доверенности от 22.07.2016,
установил:
Акционерное общество "Рудник Александровский" (далее - АО "Рудник Александровский", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Забайкальскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 7270 от 22.05.2015 в части: доначисления налога на добычу полезных ископаемых за апрель 2014 года в сумме 217 763 руб.; привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 Налогового кодекса РФ, в сумме 43 552,60 руб.; начисления пени в сумме 17 896,87 руб.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 12 сентября 2016 года заявленные требования удовлетворены и признано недействительным решение N 7270 от 22.05.2015 г., вынесенное Межрайонной инспекцией ФНС России N 7 по Забайкальскому краю ОГРН 1047533001471, ИНН 7527006924 в отношении Закрытого акционерного общества "Рудник Александровский" ОГРН 1087527000461, ИНН 7512004995, в части: привлечения к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ в сумме 43 552,60 рублей; доначисления налога на добычу полезных ископаемых в размере 217 763 рублей, начисления пени по налогу на добычу полезных ископаемых в размере 17 896,87 рублей.
В обосновании суд первой инстанции указал, что общество надлежащим образом выполнило свои обязанности по предоставлению в уполномоченный государственный орган соответствующей проектной документации, содержащей, в том числе нормативы потерь, которая была им согласована в полном объеме. Поскольку налогоплательщик подтвердил правомерность применения ставки 0 процентов при исчислении налога на добычу полезных ископаемых за апрель 2014 года, доначисление налога на добычу полезных ископаемых, соответствующих пени и налоговых санкций неправомерно.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Забайкальского края от 12.09.2016 г. по делу N А78-9769/2015 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований АО "Рудник Александровский".
Полагает, что применяемые обществом показатели товарного извлечения химически чистых, драгоценных металлов (золота и серебра) из руды в продукты переработки не могут рассматриваться в качестве утвержденных технологических нормативов потерь. В представленной налогоплательщиком проектной документации не содержится нормативов технологических потерь полезных ископаемых, при этом, коэффициент извлечения химически чистого золота и серебра при первичной переработке минерального сырья, на который ссылается налогоплательщик, отражает лишь долю химически чистого золота и серебра золота, как химически чистого элемента, переходящего в готовое полезное ископаемое, которым являются концентрат и слитки сплава Доре. Химически чистые золото и серебро не признаются полезным ископаемым в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации, из чего следует, что потери химически чистого металла не могут отождествляться с потерями полезного ископаемого. Следовательно, использование обществом коэффициента извлечения химически чистого металла не соответствует подпункту 13 пункта 2 статьи 337 и абзацу 2 подпункта 1 пункта I статьи 342 НК РФ и Постановлению Правительства N 921 от 29.12.2001. Действующий в проверяемом периоде порядок применения нулевой ставки к потерям, возникающим при добыче полезного ископаемого, не позволяет нормировать и применять нулевую ставку к потерям, возникающим при проведении процесса первичной переработки минерального сырья, в результате которого получается полупродукт, содержащий драгоценные металлы. Нормативными потерями могут являться потери, возникновение которых связано с процессом изъятия минерального сырья из недр при проведении горных работ. Нулевая ставка не подлежит применению к объему технологических потерь, возникающих при первичной переработке минерального сырья с целью получения золотосодержащего и серебросодержащего концентрата, предусмотренного подпунктом 13 пункта 2 статьи 337 НК РФ, вне зависимости от наличия или отсутствия факта согласования нормативов технологических потерь уполномоченными органами Федерального агентства по недропользованию.
На апелляционную жалобу налогового органа поступил отзыв общества, в котором он просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 18.10.2016.
Представители налогового органа в судебном заседании дали пояснения согласно доводам апелляционной жалобы. Просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель общества дала пояснения согласно отзыву на апелляционную жалобу. Просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, АО "Рудник Александровский" выдана лицензия на право пользования недрами ЧИТ 01982 БЭ от 24.11.2008, со сроком действия до 01.07.2031, на разведку и добычу рудного золота и попутных компонентов на месторождении "Александровское" (т.3, л.д.4-27).
Согласно условиям пользования недрами, недропользователь обязан подготовить, согласовать и утвердить в установленном порядке технический проект восстановления и реконструкции рудника для промышленного освоения лицензионного участка на запасах, прошедших государственную экспертизу, до 31.12.2012, с получением на него положительных заключений необходимых государственных экспертиз, начать промышленную добычу не позднее 31.05.2013, выйти на проектную производительность с ежегодным уровнем добычи не менее 500 кг золота до 01.06.2014.
Проектная документация "Горно-обогатительный комплекс "Александровский" (ГОК "Александровский") в части работ первого этапа разработки Александровского золоторудного месторождения, и в ее составе технологическая схема первичной переработки золотосодержащей руды на срок до 01 января 2015 года согласована недропользователю протоколом заседания ЦКР-ТПИ Роснедр от 20.08.2013 N 81/13-стп.
Проектной документацией предусмотрены места образования эксплуатационных потерь: потери руды в массиве из-за несовпадения углов откосов уступов с углами падения рудных тел, потери руды в отбитом состоянии при производстве взрывных работ. Эксплуатационные потери при добыче руды по месторождению составляют 2,5 %, разубоживание 11,86%.
На согласование нормативов потерь при добыче золотосодержащих руд Александровского месторождения в разрез выемочных единиц указано в протоколе заседания ЦКР-ТПИ Роснедр от 20.08.2013 N 81/13-стп.
Проектная документация "Горно-обогатительный комплекс "Александровский" содержит описание гравитационно-флотационно-цианистую технологической схемы переработки руд месторождения, рассчитанной на сквозное извлечение металла в товарную продукцию 92%, баланс металла по золотоизвлекательной фабрике, согласно которому извлечение Au составляет 92%, поступает в отвальные хвосты 8%, извлечение Ag составляет 12,90%, поступает в отвальные хвосты 87,10%.
На сквозное извлечение полезных компонентов в сплав Доре (золото -92%, серебро - 12,9%) указано в протоколе заседания ЦКР-ТПИ Роснедр от 20.08.2013, N 81/13-стп.
Приказом генерального директора общества от 31.12.2013 N 220 утверждены на 2014 год нормативы потерь полезных ископаемых: при добыче золотосодержащих руд Александровского месторождения - 2,67 %, при переработке руд на ЗИФ- золото - 8%, серебро - 87,1%.
Обществу направлено сообщение с требованием представления пояснений по фактам выявления неверного определения количества добытого полезного ископаемого, подлежащего налогообложению по ставке 0%, занижения стоимости единицы добытого полезного ископаемого, неверного определения доли содержания химически чистого металла в добытом полезном ископаемом.
Обществом в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых за апрель 2014 года, по результатам проведенной камеральной налоговой проверки которой налоговым органом составлен акт камеральной налоговой проверки N 13226 от 01.04.2015 (т.1, л.д.53-57).
На основании акта камеральной налоговой проверки заместителем начальника инспекции принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 7270 от 22.05.2015, согласно которому АО "Рудник Александровский" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 НК РФ, за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых в виде штрафа в размере 43 910 руб.; доначислен налог на добычу полезных ископаемых в размере 219 550 руб.; начислены пени в размере 18 043,73 руб. (т.1, л.д.58-64).
По итогам рассмотрения жалобы налогоплательщика, Управлением ФНС России по Забайкальскому краю принято решение от 15.07.2015 N 2.14-20/242- ЮЛ/07415 об оставлении жалобы без удовлетворения (т.1, л.д.65-70).
Не согласившись с решением налогового органа, общество обжаловало его в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, инспекция обратилась в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав пояснения сторон в судебном заседании, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Нарушений установленного Налоговым кодексом Российской Федерации порядка проведения камеральных налоговых проверок и вынесения решений по ним, которые являются основанием для признания оспариваемого решения налогового органа недействительным в соответствии с пунктом 14 статьи 101 Кодекса, судом первой инстанции не установлено.
Доводов о допущенных инспекцией нарушениях порядка проведения проверки и рассмотрения ее материалов апелляционная жалоба не содержит, апелляционным судом подобных нарушений не выявлено.
Из оспариваемого решения инспекции следует, что основанием начисления налога на добычу полезных ископаемых за апрель 2014 года, соответствующих пени и налоговых санкций послужил вывод налогового органа о неверном определении налогоплательщиком количества добытого полезного ископаемого (золото, серебро) в связи с неправомерным применением ставки 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
Суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для признания необоснованной возможности применения Обществом налоговой ставки 0 процентов по налоговой декларации за апрель 2014 года в отношении технологических потерь полезного ископаемого при первичной переработке, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ЗАО "Рудник Александровский", имея лицензию на право пользования недрами ЧИТ 01982 БЭ от 24.11.2008 на разведку и добычу рудного золота и попутных компонентов на месторождении Александровское, в силу статьи 334 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 336 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия).
Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.
К видам добытого полезного ископаемого подпунктом 13 пункта 2 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации отнесены концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий), получаемые при добыче драгоценных металлов, то есть извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений.
Пунктами 1, 3, 4 и 5 статьи 338 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого). Количество добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 339 настоящего Кодекса.
В силу положений пункта 1 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема.
Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых (пункт 2 статьи 339 Кодекса).
При этом, если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.
Фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений (пункт 3 статьи 339 Кодекса).
При извлечении драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений количество добытого полезного ископаемого определяется по данным обязательного учета при добыче, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях (пункт 4 статьи 339 Кодекса).
Статьей 1 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" определено, что добычей драгоценных металлов является извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы.
Согласно пункту 2 статьи 20 приведенного федерального закона драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательному учету по массе и качеству при добыче, производстве, использовании и обращении. Порядок такого учета и отчетности устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2000 N 731 утверждены Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности.
В соответствии с пунктом 7 названных Правил учет драгоценных металлов и драгоценных камней при их добыче, производстве, использовании и обращении осуществляется по массе и качеству, а также в стоимостном выражении. Учет драгоценных металлов, входящих в состав продуктов переработки минерального и вторичного сырья, при передаче их на аффинаж осуществляется в пересчете на массу химически чистых драгоценных металлов. После проведения аффинажа учет указанных драгоценных металлов осуществляется по результатам аффинажа.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, сведения о количестве добычи полезного ископаемого сведены налогоплательщиком согласно актам геолого-маркшейдерского замера добычи руды на открытых работах по карьеру месторождения, журнала приема слитков Доре.
Следовательно, налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 4 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации.
На применение прямого метода определения количества добытого полезного ископаемого указано в учетной политике общества для целей налогообложения на 2014 год.
На основании изложенного, в соответствии с пунктом 3 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации количество добытого полезного ископаемого подлежало определению заявителем с учетом фактических потерь.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов (0 рублей в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со статьей 338 настоящего Кодекса как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении) при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
В целях настоящей главы нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В случае, если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, установленном абзацем вторым настоящего подпункта, а по вновь разрабатываемым месторождениям - нормативы потерь, установленные техническим проектом.
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 "Об утверждении правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения".
Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных) при добыче рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются недропользователем в составе проектной документации, подготовленной и согласованной в соответствии со статьей 23.2 Закона Российской Федерации "О недрах" (пункт 2). Недропользователь направляет сведения об утвержденных нормативах потерь с протоколом согласования проектной документации в территориальный орган Федеральной налоговой службы, в котором он состоит на налоговом учете, в 10-дневный срок со дня их утверждения.
Нормативы потерь твердых полезных ископаемых и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных) уточняются в зависимости от конкретных горно- геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году, при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ). Для месторождений, срок разработки которых не превышает 5 лет (без учета периода подготовки месторождения к промышленной эксплуатации), нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче включаются в состав технического проекта на разработку месторождения на весь период разработки месторождения и впоследствии не уточняются.
Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), не превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, ежегодно утверждаются недропользователем.
Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, утверждаются недропользователем после их согласования с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в порядке, установленном настоящими Правилами (пункт 3).
При отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь (пункт 4).
Следовательно, суд первой инстанции правильно исходил из того, что редакция указанных правил, которая предусматривала утверждение нормативов потерь Федеральным агентством по недропользованию, действовавшая до 21.02.2012, изменена.
В связи с этим суд первой инстанции правильно отклонил приведенные и в апелляционной жалобе ссылки налогового органа на порядок принятия решений по утверждению нормативов потерь полезных ископаемых при их добыче в составе проектной документации на разработку полезных ископаемых, утвержденный приказом Федерального агентства по недропользованию от 15.10.2010 N 1184, поскольку указанный приказ был издан до принятия постановления Правительства РФ от 03.02.2012 N 82 "О внесении изменений в Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения" и не учитывает указанные изменения.
Как правильно указал суд первой инстанции, из буквального содержания действующей редакции Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых следует, что:
нормативы потерь твердых полезных ископаемых утверждаются недропользователем в составе проектной документации, подготовленной и согласованной в соответствии со статьей 23.2 Закона Российской Федерации "О недрах", то есть Федеральным агентством по недропользованию (его территориальным органом);
нормативы потерь твердых полезных ископаемых, не превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, ежегодно утверждаются недропользователем;
нормативы потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, утверждаются недропользователем после их согласования с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
В письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22.03.2011 N 11-30/4196 "О нормативах потерь полезных ископаемых при добыче" разъяснено, что к потерям твердых полезных ископаемых при добыче относятся все виды потерь в недрах, а также на поверхности, на транспортных путях горного предприятия, при сортировке, выборке породы, складировании и других процессах горного производства. Потери при добыче, превышающие установленные нормативы, относятся к сверхнормативным потерям и учитываются при исчислении налога на добычу полезного ископаемого.
Особенности применения норматива потерь полезных ископаемых при добыче золота определяются Федеральным законом от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и "Правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2000 N 731. В соответствии со статьей 1 указанного федерального закона добыча драгоценных металлов - извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, таким образом, первичная переработка драгоценных металлов отнесена законодательно к добыче драгоценных металлов.
Для целей исчисления налога на добычу полезного ископаемого при добыче рудного золота фактические потери при добыче состоят из эксплуатационных потерь при добыче рудного золота и технологических потерь при первичной переработке. Нормативы потерь золота при добыче, состоящие из нормативов эксплуатационных потерь при добыче и технологических потерь при первичной переработке, утверждаются в соответствии с Правилами утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921.
Следовательно, при налогообложении учитываются количество добытого полезного ископаемого и фактические потери при добыче, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации облагаются по налоговой ставке 0 процентов в части нормативных потерь полезных ископаемых, утверждаемых в соответствии с указанными Правилами.
Порядок согласования проектной документации установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118 "Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами".
Для согласования проектной документации пользователь недр подает в Федеральное агентство по недропользованию (его территориальный орган) или в уполномоченный орган соответственно заявление с указанием своих полного и сокращенного наименований, организационно-правовой формы и места нахождения, а также перечня прилагаемых к заявлению документов (пункт 15 Правил).
Рассмотрение проектной документации осуществляется комиссией или уполномоченным органом в течение 30 дней со дня представления материалов пользователем недр. По результатам рассмотрения проектной документации комиссия или уполномоченный орган принимает решение о согласовании проектной документации или о мотивированном отказе в согласовании проектной документации, которое направляется пользователю недр в течение 7 дней со дня принятия.
Решение о согласовании проектной документации, за исключением документации по участкам недр местного значения, подписывается секретарем комиссии, утверждается ее председателем или лицом, его замещающим, скрепляется печатью Федерального агентства по недропользованию или его территориального органа (пункты 20, 23 Правил).
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании указанного Положения Федеральным агентством по недропользованию (Роснедра) согласована проектная документация разработки месторождения.
Нормативы потерь твердых полезных ископаемых утверждены недропользователем в составе проектной документации, подготовленной и согласованной в соответствии со статьей 23.2 Закона Российской Федерации "О недрах".
Проектная документация "Горно-обогатительный комплекс "Александровский" (ГОК "Александровский") в части работ первого этапа разработки Александровского золоторудного месторождения и в ее составе технологическая схема первичной переработки золотосодержащей руды на срок до 01.01.2015 согласована недропользователю протоколом заседания ЦКР-ТПИ Роснедр от 20.08.2013 N 81/13-стп.
Проектная документация содержит указание на сквозное извлечение металла в товарную продукцию 92 %, баланс металла по золотоизвлекательной фабрике, согласно которому извлечение Au составляет 92%, поступает в отвальные хвосты 8 %, извлечение Ag составляет 12,90 %, поступает в отвальные хвосты 87,10 %.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 N 921 нормативы потерь твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), не превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, ежегодно утверждаются недропользователем.
Указанные нормативы на 2014 год утверждены ЗАО "Рудник Александровский" приказом генерального директора общества от 31.12.2013 N 220.
При установленных обстоятельствах и действующем правовом регулировании суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что налогоплательщик надлежащим образом выполнил свои обязанности по предоставлению в уполномоченный государственный орган соответствующей проектной документации, содержащей, в том числе нормативы потерь, которая была им согласована в полном объеме.
Следовательно, довод налогового органа о том, что отсутствуют законные основания для применения налоговой ставки 0 процентов в отношении технологических потерь, является неверным, поскольку эксплуатационные и технологические потери относятся к стадии переработки золотосодержащей руды до момента появления конечного продукта добычи и установлены техническим проектом.
Апелляционный суд соглашается с позицией суда первой инстанции, отклонившего ссылки налогового органа на правовые подходы, изложенные в судебных актах по делам N А78-286/2010, N А78-9657/2012, N А73-8036/2012, поскольку указанные дела рассмотрены при иных фактических обстоятельствах и при ином правовой регулировании спорных правоотношений, в частности до принятия постановления Правительства РФ от 03.02.2012 N 82 "О внесении изменений в Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения", существенно изменившего порядок утверждения нормативов потерь полезных ископаемых.
Суд первой инстанции при рассмотрении спора правильно принял во внимание сведения, содержащиеся в ответе начальника отдела геологии и лицензирования по Забайкальскому краю Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу Федерального агентства по недропользованию от 22.09.2015, относительно того, что согласование технологической схемы первичной переработки золотосодержащих руд свидетельствует и о согласовании сквозного извлечения полезных компонентов, предусмотренное проектом, а именно 92 % - золота и 12, 9 % - серебра. При указанных значениях сквозного извлечения, потери полезного ископаемого при первичной переработке составляют 8 % - золота и 81,9 % - серебра. Таким образом, потери полезного ископаемого при первичной переработке золотосодержащих руд Александровского месторождения согласованы протоколом ЦКР-ТПИ Роснедра от 20.02.2013 N 81/13-стп в установленном порядке.
Ссылки инспекции на недопустимость данного письма в качестве доказательства по делу в связи его подписанием неуполномоченным лицом обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку достаточными доказательствами утверждения обществом нормативов потерь являются имеющиеся в деле проектная документация, протокол заседания ЦКР-ТПИ Роснедр от 20.08.2013 N 81/13-стп об ее согласовании, приказ генерального директора общества об утверждении нормативов потерь на 2014 год.
При этом судом первой инстанции обоснованно указано, что запрос общества о необходимости разъяснения вопроса об утверждении нормативов потерь адресован Федеральному агентству по недропользованию, то есть уполномоченному органу в сфере согласования проектной документации, ответ на который подготовлен руководителем территориального подразделения указанного федерального органа власти. Указанные разъяснения получены заявителем в установленном порядке и соответствуют критериям надлежащих доказательств, установленных статьей 164 АПК РФ.
На основании изложенного, суд первой инстанции, установив несоответствие оспариваемого обществом решения налогового органа законодательству о налогах и сборах, а также нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, пришел к правомерному и обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают правильные выводы суда первой инстанции.
Правильность данной позиции подтверждена в постановлении АС Восточно-Сибирского округа от 17.06.2016 по делу N А78-9771/2015.
Ссылки апеллянта, как и общества, на письма Министерства финансов Российской Федерации от 28.09.2016 N 03-06-05-01/56576 и Федерального агентства по недропользованию от 26.09.2016 N СА-04-28/11641 апелляционным судом отклоняются, поскольку письма источником норм права не являются, а органом, наделенным полномочиями давать толкование права при рассмотрении конкретных дел, являет суд. Суд не связан теми мнениями, которые изложены в указанных письмах.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 12 сентября 2016 года по делу N А78-9769/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
В.А.Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-9769/2015
Истец: АО "Рудник Александровский"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N7 по Забайкальскому краю