г. Владимир |
|
15 ноября 2016 г. |
Дело N А79-6455/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.11.2016.
В полном объеме постановление изготовлено 15.11.2016.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Гущиной А.М., Москвичевой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рудяк Д.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Стройсфера" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 30.08.2016 по делу N А79-6455/2016, принятое судьей Афанасьевым А.А. по заявлению заместителя Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Стройсфера" (ИНН 2124030322, ОГРН 1092124000011) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Стройсфера" - Данилов В.В. по доверенности от 12.04.2016 (л.д. 81).
Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор, Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики в поступившем ходатайстве (входящий N 01АП-7407/16 от 03.11.2016) просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие его представителя.
Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор в поступившем отзыве (входящий N 01АП-7407/16 от 08.11.2016) также просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании обращения Сергеева С.А. проведена проверка по исполнению природоохранного законодательства при добыче общераспространенных полезных ископаемых (песка) на территории земельного участка с кадастровым номером 21:01:040213:27, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, пер. Школьный, д. 1.
В ходе проверки установлено, что данный земельный участок общей площадью 90 005 кв.м находится в собственности Мокрова И.А., которым 15.10.2015 с обществом с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Стройсфера" (далее - ООО "СК "Стройсфера", Общество, заявитель) заключен договор подряда, предусматривающий выполнение Обществом полного комплекса работ по строительству водоема на данном земельном участке.
В ходе осмотра земельною участка установлено, что в границах земельного участка были проведены земляные работы со снятием верхнего плодородного слоя на площади 3,3061 га и произведена добыча песка с последующим его вывозом. В результате добычи песка на площади 1,4921 га образовались обводненные песчаные карьеры высотой до 6 метров. На данной территории земельного участка находится специализированная техника: экскаватор "НIТАСНI" (без государственного номера), бульдозер в количестве 2 единиц (без государственных номеров), дорожный каток (номер 9693 УР 21).
21, 29, 31 марта 2016 года Общество на основании договора поставки от 28.12.2015 N 600-12/2015 реализовало строительный песок, добытый на вышеуказанной территории, в адрес ООО "ВВМ".
Усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), заместитель Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора (далее - Прокурор) вынес постановление от 11.07.2016 о возбуждении дела об административном правонарушении и обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "СК "Стройсфера" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 30.08.2016 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса, в виде предупреждения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ООО "СК "Стройсфера" указывает на отсутствие в материалах дела доказательств события рассматриваемого административного правонарушения. Заявитель считает, что глубина песчаных карьеров была менее 5 м., а из протокола невозможно установить место измерения и реальную глубину карьера.
Общество полагает, что из материалов по делу об административном правонарушении не возможно установить какой измерительный прибор применялся при измерении глубины карьера; имеется ли на него соответствующий сертификат и прошел ли данный измерительный прибор метрологическую поверку.
Заявитель обращает внимание на то, что он не был в установленном порядке уведомлен о месте и времени проведения проверки, а, следовательно, о месте и времени проведения необходимых измерений.
В судебном заседании представитель Общества поддержал апелляционную жалобу по доводам, в ней изложенным.
Прокурор в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание Прокурор явку в представителя не обеспечил.
Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (далее - Министерство) отзыв на апелляционную жалобу не представило, явку представителя в судебное заседание также не обеспечило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся представителей Прокурора и Министерства.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав в судебном заседании представителя Общества, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности (часть 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Часть 2 статьи 14.1 Кодекса предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) недра предоставляются в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, а также в случае разведки и добычи углеводородного сырья для размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.
Участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока (статья 10 Закона о недрах).
Основаниями возникновения права пользования участками недр в силу пункта 6 статьи 10.1 Закона о недрах является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых.
Из статьи 11 Закона о недрах следует, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 13.09.2006 N 46-р, Правительства Чувашской Республики от 13.09.2006 N87-рп "Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Чувашской Республике" утвержден перечень общераспространенных полезных ископаемых по Чувашской Республике.
Согласно указанному перечню к общераспространенным полезным ископаемым по Чувашской Республике относятся - песок (кроме формировочного, стекольного, абразивного, для фарфорово-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащего рудные минералы в промышленных концентрациях); песчаники (кроме динасовых, флюсовых, для стекольной промышленности, для производства карбида кремния, кристаллического кремния и ферросплавов); песчано-гравийные, гравийно-песчаные, песчано-глинистые, глинисто-песчаные породы.
Актом по результатам проверки от 20.06.2016, фотоматериалами к данному акту проверки (л.д. 25-35), объяснениями директора Общества от 30.06.2016 (л.д. 73-74), от 11.07.2016 (л.д.77-78) подтверждаются событие вменяемого заявителю нарушения.
Факт отсутствия лицензии на добычу песка на спорном земельном участке и событие правонарушения не оспаривается самим заявителем, что следует из объяснений директора ООО "СК "Стройсфера".
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Общество не представило доказательств принятия всех зависящих от него мер по соблюдению требований действующего лицензионного законодательства, а также доказательств, свидетельствующих о том, что их соблюдение было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в деянии заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, соответствует материалам дела.
Оценив характер и обстоятельства совершенного правонарушения, суд пришел к выводу о том, что рассматриваемое правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем отсутствуют основания для признания его малозначительным.
Суд апелляционной инстанции, исходя из характера противоправных действий и обстоятельств их совершения, не усматривает оснований для переоценки указанного вывода суда первой инстанции.
Мера ответственности в виде предупреждения применена судом первой инстанции с учетом положений статьи 4.1.1 Кодекса.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.
Срок давности привлечения заявителя к административной ответственности на дату принятия обжалуемого судебного акта не истек.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии правомерно привлек ООО "СК "Стройсфера" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают законность и обоснованность обжалуемого им судебного акта.
Доводы заявителя об отсутствии в материалах дела сведений о средстве измерения с использованием которого производились замеры высоты образовавшихся карьеров не имеют правового значения для рассмотрения данного дела, поскольку не влияют на квалификацию вменяемого ООО "СК "Стройсфера" административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона. Из содержания приведенных норм не следует, что Законом о прокуратуре предусмотрено обязательное присутствие проверяемого лица при осуществлении надзора за исполнением законов.
Апелляционная жалоба ООО "СК "Стройсфера" удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Законодательством не предусмотрена уплата государственной пошлины по заявлениям о привлечении к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 30.08.2016 по делу N А79-6455/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Стройсфера" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-6455/2016
Истец: Нижегородская межрайонная природоохранная прокуратура, Чебоксарская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчик: ООО "Строительная компания "Стройсфера"
Третье лицо: Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики