Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
15 ноября 2016 г. |
Дело N А56-23661/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Есиповой О.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Пермяковой Д.С.
при участии:
от истца: не явились - извещены;
от ответчика: не явились - извещены;
от третьего лица: не явились - извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" (регистрационный номер 13АП-24973/2016) на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.07.2016 по делу N А56-23661/2016 (судья Трощенко Е.И.), принятое
по заявлению Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства"
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
3-е лицо: Федеральное дорожное агентство
о признании незаконным предписания
установил:
Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" (420073, г. Казань, ул. Шуртыгина, д. 15, ОГРН, далее - учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (190068, г. Санкт-Петербург, пр. Римского-Корсакова, д. 39, ОГРН 1097847327709, далее - УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора) от 29.02.2016 N 07-43-03/32 (П).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное дорожное агентство.
Решением суда первой инстанции ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, учреждение направило апелляционную жалобу, в которой просило отменить решение суда, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования в связи с невозможностью выполнения требований оспариваемого предписания из-за отсутствия в настоящее время надлежащего бюджетного финансирования проведения соответствующих процедур для обеспечения транспортной безопасности.
Стороны, третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 29.02.2016 УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора на основании распоряжения от 18.02.2016 N 65-р проведена внеплановая выездная проверка выполнения ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" ранее выданного предписания от 24.02.2015 N 07-44-03/32(П) о необходимости соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности.
По результатам надзорных мероприятий выявлены факты невыполнения обществом предписания УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора от 24.02.2015 N 07-44-03/32(П), срок для исполнения которого истек 15.02.2016, а именно,
1) не сформированы подразделения транспортной безопасности для защиты мостов через реки: Волосница, Ловля, Улчекша, Седка, Лопь-Ю, Пилопь-Ю, Яг-Ель, Ожин, Тулом, Б.Нюла, Буб, Вепрь, Сорд-Воль, Б. Визинга, М. Визинга, Сопь-Ю, Кылтым-Ю, Тыла-Ю, расположенных на территории Республики Коми, от актов незаконного вмешательства, включая группы быстрого реагирования, что является нарушением п. 5.5 ч. 1 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 N 42 (далее Требования N 42);
2) не созданы пункты управления обеспечением транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры ФКУ "Волго-Вятскуправтодор", что является нарушением п. 5.22 ч. 1 Требований N 42.
По результатам проверочных мероприятий контролирующим органом было вынесено новое предписание 29.02.2016 N 07-43-03/32 (П), с установлением срока устранения до 01.11.2016.
Не согласившись с указанным предписанием, учреждение обратилось с заявлением в арбитражный суд, ссылаясь на ненадлежащее финансирование мероприятий, обеспечивающих транспортную безопасность.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, дал полную оценку обстоятельствам дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 10 ст. 1 Федерального закона "О транспортной безопасности" от 09.02.2007 N 16-ФЗ (далее - Федеральный закон N 16-ФЗ) транспортная безопасность - это состояние защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
В силу ч. 1 ст. 4 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 1 Закона N 16 объектами транспортной инфраструктуры являются технологические комплексы, включающие в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты системы связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
Под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании (п. 9 ст. 1 Закона N 16-ФЗ).
Согласно п. 11 ст. 1 Закона N 16-ФЗ под транспортными средствами понимаются воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами.
Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии со статьей 8 Федерального закона N 16-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1.2 Устава ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства", управление является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
Судом первой инстанции установлено, что объектами транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" являются мосты через реки: Волосница, Ловля, Улчекша, Седка, Лопь-Ю, Пилопь-Ю, Яг-Ель, Ожин, Тулом, Б.Нюла, Буб, Вепрь, Сорд-Воль, Б. Визинга, М. Визинга, Сопь-Ю, Кылтым-Ю, Тыла-Ю. Всего 17 ОТИ, всем объектам присвоена 3 категория.
Следовательно, в соответствии с положениями Закона N 16-ФЗ Учреждение является субъектом транспортной инфраструктуры на ОТИ, расположенных на территории Республики Коми, перечисленных выше.
В соответствии с пунктами 5.5, 5.22 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан:
- образовать (сформировать) в соответствии с особыми уставными задачами и/или привлечь в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности подразделения транспортной безопасности для защиты ОТИ от актов незаконного вмешательства, включая группы быстрого реагирования - специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершения АНВ в зоне транспортной безопасности и/или на критических элементах ОТИ, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов группы из числа сотрудников подразделений транспортной безопасности;
- создать и оснастить посты (пункты) управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ, так и с силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ, с которыми имеется технологическое взаимодействие.
Таким образом, требования УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора о формировании подразделения транспортной безопасности, создании и оснащении пунктов управления обеспечения транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи, являются правомерными и основанными на нормах действующего законодательства.
Ни в ходе проверки, ни в арбитражный суд учреждением не представлены документы, свидетельствующие о выполнении указанных требований. Данный факт заявитель не отрицает.
Довод учреждения о недостаточном финансировании и отсутствии собственных денежных средств, не может являться основанием для признания оспариваемого предписания недействительным. Указанный довод апелляционным судом не принимается, исполнение п. п. 5.5 и 5.22 Требований не требует значительных финансовых затрат, могло и должно было быть исполнено в рамках ранее выданных предписаний.
Оспариваемое предписание выдано учреждению государственным инспектором УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора в пределах предоставленных ему полномочий и соответствует нормам действующего законодательства..
При таких обстоятельствах, отказывая в признании недействительным оспариваемого предписания, суд первой инстанции дал полную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы учреждения не имеется.
Согласно ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.07.2016 по делу N А56-23661/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-23661/2016
Истец: Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства"
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Третье лицо: Федеральное дорожное агентство