г. Владимир |
|
15 ноября 2016 г. |
Дело N А43-17001/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.11.2016.
В полном объеме постановление изготовлено 15.11.2016.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Гущиной А.М., Москвичевой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рудяк Д.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аптечная служба" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.08.2016 по делу N А43-17001/2016, принятое судьей Чепурных М.Г. по заявлению заместителя прокурора Нижегородской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Аптечная служба" (ИНН 5262106035, ОГРН 1025203722950) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании принял участие представитель прокурора Нижегородской области - Ярцев Ю.В. на основании удостоверения от 30.03.2016 N 199067 и поручения от 03.11.2016 N 8-19-2016.
Общество с ограниченной ответственностью "Аптечная служба", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
16.05.2016 прокуратурой Приокского района г. Нижнего Новгорода с привлечением специалистов Территориального управления Росздравнадзора по Нижегородской области и Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере охраны здоровья граждан.
В ходе проверки прокуратурой установлено, что общество с ограниченной ответственностью "Аптечная служба" (далее - ООО "Аптечная служба", Общество, заявитель) осуществляет деятельность по розничной торговле фармацевтическими товарами (лекарственными средствами) на основании лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития N 99-02-009536 от 20.11.2016 по адресу: г. Нижний Новгород, ул.Полярная, д.65А с нарушениями требований подпунктов "а", "г", "з" пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081, пунктов 40, 7, 8, 10, 32, 42 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23.08.2010 N 706н.
Так, проверкой установлено, что хранение лекарственных препаратов для медицинского применения не соответствует требованиям государственной фармакопеи: отсутствует необходимый комплекс помещений для хранения, отсутствуют термографы и терморегистраторы, необходимые для непрерывного контроля температурного режима, показания которых регистрируются не реже двух раз в сутки, отсутствуют фармацевтические холодильники или холодильники для крови и ее препаратов, допущено размещение лекарственных средств на полу без поддона; не представлены данные о поверке гигрометров, показания гигрометра не позволяют определить влажность воздуха в помещении; хранение лекарственных препаратов не систематизировано, лекарственные препараты хранятся не в соответствии с фармакологическими группами; стеллажи, шкафы, полки, предназначенные для хранения лекарственных средств не идентифицированы, стеллажные карты отсутствуют; лекарственные препараты хранятся с нарушением температурного режима.
По результатам проверки составлен акт от 16.05.2016.
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), прокурор Приокского района г. Нижнего Новгорода при участии законного представителя Общества 26.05.2016 вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с установленной подведомственностью заместитель прокурора Нижегородской области (далее - Прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Аптечная служба" к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 04.08.2016 заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам.
По мнению Общества, материалами дела не доказано наличие в его действиях состава вмененного административного правонарушения.
В судебное заседание представитель ООО "Аптечная служба" не явился.
Прокурор Нижегородской области в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, считает ее не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании представитель Прокурора поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя заявителя.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав в судебном заседании представителя Прокурора, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В части 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В силу части 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Лицензирование фармацевтической деятельности предусмотрено пунктом 47 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и частью 1 статьи 8 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
На основании части 11 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Понятие грубого нарушения лицензионных требований установлено пунктом 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 (далее - Положение), в соответствии с которым к грубым нарушениям отнесено невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 5 этого Положения.
Согласно подпункту "з" пункта 5 Положения лицензиат, осуществляющий хранение лекарственных средств для медицинского применения, должен обеспечить соблюдение правил хранения лекарственных средств для медицинского применения.
Правила хранения лекарственных средств утверждены приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 7 Правил помещения для хранения лекарственных средств должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами (электронными гигрометрами) или психрометрами). Измерительные части этих приборов должны размещаться на расстоянии не менее 3 м от дверей, окон и отопительных приборов. Приборы и (или) части приборов, с которых производится визуальное считывание показаний, должны располагаться в доступном для персонала месте на высоте 1,5 - 1,7 м от пола.
Показания этих приборов должны ежедневно регистрироваться в специальном журнале (карте) регистрации на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией (для электронных гигрометров), который ведется ответственным лицом. Журнал (карта) регистрации хранится в течение одного года, не считая текущего. Контролирующие приборы должны быть сертифицированы, калиброваны и подвергаться поверке в установленном порядке.
В силу пункта 8 Правил в помещениях для хранения лекарственные средства размещают в соответствии с требованиями нормативной документации, указанной на упаковке лекарственного препарата, с учетом: физико-химических свойств лекарственных средств; фармакологических групп (для аптечных и медицинских организаций); способа применения (внутреннее, наружное); агрегатного состояния фармацевтических субстанций (жидкие, сыпучие, газообразные). При размещении лекарственных средств допускается использование компьютерных технологий (по алфавитному принципу, по кодам).
Пунктом 10 Правил установлено, что стеллажи (шкафы) для хранения лекарственных средств в помещениях для хранения лекарственных средств должны быть установлены таким образом, чтобы обеспечить доступ к лекарственным средствам, свободный проход персонала и, при необходимости, погрузочных устройств, а также доступность стеллажей, стен, пола для уборки.
Стеллажи, шкафы, полки, предназначенные для хранения лекарственных средств, должны быть идентифицированы.
Хранящиеся лекарственные средства должны быть также идентифицированы с помощью стеллажной карты, содержащей информацию о хранящемся лекарственном средстве (наименование, форма выпуска и дозировка, номер серии, срок годности, производитель лекарственного средства). При использовании компьютерных технологий допускается идентификация при помощи кодов и электронных устройств.
В соответствии с пунктом 32 Правил хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации.
Хранение лекарственных препаратов для медицинского применения осуществляется в соответствии с требованиями государственной фармакопеи и нормативной документации, а также с учетом свойств веществ, входящих в их состав (пункт 40 Правил).
Организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять хранение лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями к их хранению, указанными на вторичной (потребительской) упаковке указанного лекарственного препарата (пункт 42 Правил).
Факт нарушения Обществом лицензионных требований, установленных подпунктом "з" пункта 5 Положения при осуществлении деятельности по розничной торговле фармацевтическими товарами (лекарственными средствами) в аптеке по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Полярная, д.65А, помещение 1 установлен административным органом, судом и подтверждается материалами дела, а именно актом проверки от 16.05.2016 и постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.05.2016.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Заявитель не представил доказательств принятия всех зависящих от него мер по соблюдению требований действующего законодательства, а также доказательств, свидетельствующих о том, что их соблюдение было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении подписано директором Общества без замечаний и возражений.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 Кодекса.
Оценив характер совершенного правонарушения, суд не усмотрел в действиях заявителя малозначительности совершенного правонарушения.
Первый арбитражный апелляционный суд исходя из характера вменяемого заявителю правонарушения и обстоятельств его совершения, не находит оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о невозможности квалификации совершенного Обществом правонарушения в качестве малозначительного и освобождения от административной ответственности.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, суд правомерно привлек Общество к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
При этом административный штраф назначен по низшему пределу санкции, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Апелляционная жалоба ООО "Аптечная служба" удовлетворению не подлежит.
Уплата государственной пошлины при рассмотрении заявления о привлечении к административной ответственности законом не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.08.2016 по делу N А43-17001/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аптечная служба" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-17001/2016
Истец: Прокуратура Нижегородской области
Ответчик: ООО "Аптечная служба"