Требование: о взыскании затрат
Вывод суда: в удовлетворении требования отказано, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Владивосток |
|
16 ноября 2016 г. |
Дело N А51-5009/2016 |
Резолютивная часть постановления оглашена 10 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 ноября 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего В.В. Рубановой,
судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Витютневой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента труда и социального развития Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-7587/2016
на решение от 10.08.2016
судьи Э.М. Сеитова
по делу N А51-5009/2016 Арбитражного суда Приморского края
по исковому заявлению Муниципального унитарного предприятия "Благоустройство, озеленение, санитарное содержание" Уссурийского городского округа (ИНН 2511010161, ОГРН 1042502156410, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 09.07.2004)
к Приморскому краю в лице Департамента финансов Приморского края (ОГРН 1022502269360, ИНН 2540036171, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 13.12.2002)
и Департаменту труда и социального развития Приморского края (ОГРН 1122540012418, ИНН 2536258904, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 29.12.2012)
о взыскании 69 660,14 рублей,
при участии:
от Департамента труда и социального развития Приморского края: Мурзич О.В., доверенность от 18.12.2015, сроком до 31.12.2016, паспорт;
от Уссурийского муниципального унитарного предприятия тепловых сетей Уссурийского городского округа: Корчагина А.А., доверенность от 11.01.2016, сроком до 31.12.2016;
от Департамента финансов Приморского края: не явились,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Благоустройство, озеленение, санитарное содержание" Уссурийского городского округа (далее - истец предприятие, МУП БОСС УГО) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее - ответчик) с заявлением о взыскании 69 660,14 руб. расходов за погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции неоднократно производилась замена ответчиков. Определением суда первой инстанции от 06.06.2016 ответчиками по делу определены Департамент финансов Приморского края и Департамент труда и социального развития Приморского края.
Решением от 10.08.2016 суд первой инстанции удовлетворил исковые требования МУП БОСС УГО и взыскал с Департамента труда и социального развития Приморского края 69 660,14 руб. основного долга. В удовлетворении иска к Департаменту финансов Приморского края отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент труда и социального развития Приморского края (далее - Департамент) обжаловало его в порядке апелляционного производства.
В обоснование своей позиции заявитель жалобы указал, что Департамент является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
По утверждению Департамента, Положение о порядке и условиях возмещения специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг по погребению умерших, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являвшихся пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности, утвержденное Постановлением Губернатора Приморского края от 21.11.2006 N 150-пг (далее - Положение N 150-пг), не предусматривает, что за счет средств краевого бюджета подлежат возмещению расходы по погребению умерших (погибших), личность которых не установлена.
Оказание таких услуг осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела, а их стоимость определяется органами местного самоуправления и возмещается за счет средств: Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации или бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.
Услуги по погребению лиц, чья личность не установлена, как мера социальной защиты граждан, являются предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. При этом, по убеждению Департамента, к полномочиям органов государственной власти субъектов отнесено предоставление материальной и иной помощи для погребения, но не возмещение специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг по погребению умерших, не имеющих родственников либо лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение.
Настаивая на отмене обжалуемого решения суда первой инстанции, Департамент исходит из того, что возложение на субъект Российской Федерации обязанности по возмещению специализированной организации стоимости спорных услуг, финансируется исключительно из федерального бюджета, однако в 2015 году на эти цели средства из федерального бюджета не выделялись.
В судебном заседании представитель Департамента доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
МУП БОСС УГО явку своего представителя в суд не обеспечило, в материалы дела представило письменный отзыв на жалобу, по тексту которого доводы апелляционной жалобы опровергло, считает обжалуемое решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Департамент финансов Приморского края своего представителя в судебное заседание не направил.
Поскольку о времени и месте судебного заседания предприятие и Департамент финансов Приморского края надлежащим образом извещены, коллегия, руководствуясь статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрела апелляционную жалобу Департамента труда и социального развития Приморского края в отсутствие представителя МУП БОСС УГО и Департамента финансов Приморского края.
В представленном в материалы дела заявлении МУП БОСС УГО указало на реорганизацию Уссурийского муниципального унитарного предприятия тепловых сетей Уссурийского городского округа (далее - УМУПТС) путем присоединения к нему Муниципального унитарного предприятия "Благоустройство, озеленение, санитарное содержание" Уссурийского городского округа.
Установив, что 06.09.2016 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о реорганизации УМУПТС в форме присоединения к нему МУП БОСС УГО, апелляционная коллегия, руководствуясь статьей 48 АПК РФ, произвела процессуальное правопреемство, заменив Муниципальное унитарное предприятие "Благоустройство, озеленение, санитарное содержание" Уссурийского городского округа на Уссурийское муниципальное унитарное предприятие тепловых сетей Уссурийского городского округа.
На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 07.11.2016 объявлялся перерыв до 10.11.2016 до 10 часов 50 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Информационным Письмом Президиума ВАС РФ N 113 от 19.09.2006 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда в отсутствие представителей Департамента финансов Приморского края и Департамента труда и социального развития Приморского края, в связи с чем суд апелляционной инстанции после перерыва на основании части 5 статьи 156, статьи 266 АПК РФ продолжил рассмотрение апелляционной жалобы Департамента в отсутствие представителей ответчиков по делу.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
В соответствии с постановлением главы Уссурийского городского округа от 03.03.2006 N 254 "О специализированной службе по вопросам похоронного дела" МУП БОСС УГО осуществляло весь комплекс услуг и мероприятий по организации и проведению похорон, включая погребение умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел.
В период с января 2015 по декабрь 2015 года предприятием произведено погребение 11 умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел.
Стоимость услуг по погребению указанных лиц с учетом расценок, установленных постановлением администрации Уссурийского городского округа от 21.01.2015 N 127-НПА, составила в общей сумме 69 660,14 руб.
Полагая, что данные затраты подлежат возмещению за счет бюджета Приморского края, предприятие обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что возмещение стоимости расходов на погребение граждан названной категории является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на жалобу, заслушав пояснения представителей сторон, коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в силу следующего.
Гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего установлены Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ). Услуги по погребению являются мерой социальной защиты граждан, которая находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 41 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в том числе, предоставление материальной и иной помощи для погребения.
Статьей 12 Закона N 8-ФЗ предусмотрены гарантии погребения умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение. В соответствии с названной нормой права погребение умерших осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Гарантированный перечень услуг по погребению, оказание которых происходит на безвозмездной основе, установлен статьей 9 Закона N 8-ФЗ.
Согласно пункту 3 статьи 9 Закона N 8-ФЗ стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет различных источников.
При погребении умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти - за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации;
при погребении умерших, которые на день смерти являлись получателями досрочной (до достижения необходимого возраста) пенсии, оформленной по предложению службы занятости - за счет средств федерального бюджета;
при погребении умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, а также умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих такому страхованию - за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации;
при погребении умерших, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являвшихся пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
При этом в пункте 3 статьи 9 Закона N 8-ФЗ источники финансирования расходов по погребению невостребованных умерших и умерших, личность которых не установлена, не указаны.
Пункт 2 статьи 1 названного Закона устанавливает гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего. Услуги по погребению указанных лиц являются мерой социальной защиты граждан, которая находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Судебной коллегией установлено, что предприятие осуществляло захоронение умерших граждан, личность которых не была установлена органами внутренних дел, а также не было известно, являлись ли эти граждане на день смерти работающими или пенсионерами.
Как обоснованно отметил в обжалуемом решении суд первой инстанции, гарантии, предоставляемые при погребении умерших, личность которых не установлена, не могут быть ниже уровня аналогичных гарантий, предоставляемых при погребении умерших, не работающих и не являющихся пенсионерами.
Следуя позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29.04.2016 N 303-ЭС15-18506, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что расходы на погребение таких граждан должны возмещаться за счет средств субъекта Российской Федерации по аналогии с расходами на погребение неработающих и не являющихся пенсионерами умерших.
Так, Законом Приморского края от 23.12.2005 N 332-КЗ "О погребении и похоронном деле в Приморском крае" (далее - Закон N 332-КЗ), распоряжениями Администрации Приморского края от 09.03.2006 N 130-ра "О расходовании средств краевого бюджета на выплату социального пособия на погребении" и от 12.02.2013 N 27-ра "О внесении изменений в распоряжение Администрации Приморского края от 09.03.2006 N 130-ра" урегулированы отношения, связанные с погребением умерших, не являющихся работающими и пенсионерами.
Выплата социального пособия на погребение и возмещение расходов по гарантированному перечню услуг по погребению за счет средств краевого бюджета предусмотрена Законом Приморского края от 25.12.2014 N 518-КЗ "О краевом бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов".
Пунктом 4 статьи 12 Закона N 332-КЗ стоимость услуг по погребению умерших, личность которых не установлена, определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", частями 2 и 3 статьи 11 настоящего Закона.
Порядок возмещения специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг по погребению умерших, которые не подлежали обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлись пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дня беременности, устанавливается Губернатором Приморского края (пункт 3 статьи 11 Закона N 332-КЗ).
Согласно Положению N 150-пг финансирование расходов на возмещение стоимости услуг специализированной службе по погребению умерших, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являвшихся пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности производится за счет средств краевого бюджета в пределах установленных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных на эти цели департаменту труда и социального развития Приморского края.
Таким образом, вопреки доводам заявителя жалобы, вывод суда первой инстанции о том, что возмещение затрат, понесенных истцом согласно гарантированному перечню услуг по погребению, должно производиться за счет средств бюджета Приморского края правомерен.
В рассматриваемом споре публично-правовое образование - Приморский край участвует в лице представляющих его уполномоченных органов исполнительной власти - Департамента финансов Приморского края и Департамента труда и социального развития Приморского края. Указанные органы осуществляют свои функции представительства соответствующего публично-правового образования.
При этом учитывая вышеприведенные требования Положения N 150-пг, а также Пункт 2.1.2 Положения о департаменте труда и социального развития Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 04.12.2012 N 371-па, именно Департамент труда и социального развития Приморского края является главным распорядителем средств краевого бюджета на спорные выплаты.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно отказал предприятию в удовлетворении иска к Департаменту финансов Приморского края и взыскал требуемую сумму с Департамента труда и социального развития Приморского края.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Выводы арбитражного суда по настоящему делу соответствует нормам материального права и имеющимся в материалах дела доказательствам. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Вместе с тем, апелляционная коллегия считает необходимым отметить следующее.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пунктах 17 и 19 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" ответчиком по делу о взыскании убытков в связи с предоставлением бесплатно или по льготным ценам услуг (работ), выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот. Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации. Взыскание производится с публично-правового образования. При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Согласно резолютивной части обжалуемого решения суда первой инстанции исковые требования удовлетворены и указано на взыскание требуемой суммы основного долга с Департамента труда и социального развития Приморского края без указания, за счет какой казны должно быть произведено исполнение судебного акта.
Указанное не согласуется с вышеприведенной позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, однако не привело к принятию судом неправильного решения. В связи с этим для обеспечения надлежащего исполнения судебного акта судебная коллегия считает необходимым изложить резолютивную часть обжалуемого решения в иной редакции, конкретизировав, что взыскание денежных средств производится за счет краевого бюджета.
С учетом изложенного основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы подлежат отнесению на заявителя жалобы, который освобожден от уплаты государственной пошлины в порядке части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 48, 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести процессуальное правопреемство, заменив Муниципальное унитарное предприятие "Благоустройство, озеленение, санитарное содержание" Уссурийского городского округа на Уссурийское муниципальное унитарное предприятие тепловых сетей Уссурийского городского округа.
Решение Арбитражного суда Приморского края от 10.08.2016 по делу N А51-5009/2016 оставить без изменения, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Взыскать с Приморского края в лице Департамента труда и социального развития Приморского края (ОГРН 1122540012418, ИНН 2536258904, дата регистрации 29.12.2012, место нахождения: 690091, Приморский край, г.Владивосток, ул. Пушкинская, 13) в пользу Уссурийское муниципальное унитарное предприятие тепловых сетей Уссурийского городского округа (ОГРН 1022500857312, ИНН 2511002442, дата регистрации 27.09.2002, место нахождения 692519, Приморский край, г.Уссурийск, ул. Фрунзе, 26) за счет средств краевого бюджета расходов на погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, в размере 69 660,14 (шестьдесят девять тысяч шестьсот шестьдесят) рублей 14 копеек, а также 2 786 (две тысячи семьсот восемьдесят шесть) рублей расходов по оплате государственной пошлины, всего взыскать 72 446 (семьдесят две тысячи четыреста сорок шесть) рублей 14 копеек.
В удовлетворении иска к Департаменту финансов Приморского края отказать.
Арбитражному суд Приморского края выдать исполнительный лист".
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
В.В. Рубанова |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-5009/2016
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "БЛАГОУСТРОЙСТВО, ОЗЕЛЕНЕНИЕ, САНИТАРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ" УССУРИЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА, МУП Уссурийское тепловых сетей Уссурийского городского округа
Ответчик: Администрация Примосркого края, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: Департамент труда и социального развития Приморского края, ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ ПРИМОРСКОГО КРАЯ