г. Санкт-Петербург |
|
16 ноября 2016 г. |
Дело N А56-11522/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.,
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания: Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: Шедея А.А., доверенность от 01.02.2016; Фортуновский Д.В., доверенность от 25.12.2015; Жолобов И.А., доверенность от 27.06.2016;
от ответчика: Целиков Д.В., доверенность от 11.01.2016;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26326/2016) открытого акционерного общества "Объединенная энергетическая компания" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.08.2016 по делу N А56-11522/2016 (судья Бобарыкина О.А.), принятое
по иску открытого акционерного общества "Объединенная энергетическая компания" (адрес: ОГРН 1027804911441, ИНН 7810258843)
к публичному акционерному обществу энергетики и электрификации "Ленэнерго" (ОГРН 1027809170300; ИНН 7803002209)
о взыскании 438 959 186 рублей 24 копеек,
установил:
открытое акционерное общество "Объединенная энергетическая компания" (далее - ООО "ОЭК") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" (далее - ПАО "Ленэнерго") 438 959 186 рублей 24 копеек задолженности по договору оказания услуг по передаче электрической энергии и мощности от 01.01.2010 N 10-467 за октябрь, ноябрь и декабрь 2014 года.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.08.2016 присуждено к взысканию с ПАО "Ленэнерго" в пользу ООО "ОЭК" 34 425 547 рублей 53 копейки задолженности. В остальной части иска суд отказал.
В апелляционной жалобе ООО "ОЭК" просит решение суда от 29.08.2016 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в заявленном размере, признав правомерность расчета объема потребления электрической энергии по формулам, приведенным в приложения N 3 к Основным положениям, к которому отсылают пункты 136 и 181 Основных положений.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.08.2016 проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что между смежными сетевыми компаниями ОАО "ОЭК" и ПАО "Ленэнерго" заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии и мощности от 01.01.2010 N 10-467, в соответствии с которым ООО "ОЭК" обязуется оказывать ПАО "Ленэнерго" услуги по передаче электрической энергии, с использованием принадлежащих ему объектов электросетевого хозяйства, от точек приема до точек отпуска, а ПАО "Ленэнерго" обяуется оплачивать оказанные ОАО "ОЭК" услуги.
ОАО "ОЭК" на праве аренды принадлежит подстанция ПС-512, питающая потребителей Бокситогорского района Ленинградской области, включая город Бокситогорск, поселок городского типа Ефимовский, 258 сельских населенных пункта, города Пикалево, Тихвин, завод ОАО "РУСАЛ Бокситогорск", промышленные предприятия, медицинские, образовательные учреждения, объекты жилого фонда.
По линиям электропередач, принадлежащим ПАО "Ленэнерго", электроэнергия поступает на подстанцию ПС-512, принадлежащую ОАО "ОЭК" (точки приема), откуда транспортируется и передается в точках отпуска на:
1) завод ОАО "РУСАЛ Бокситогорск" и
2) по двум отходящим линиям - Мозолевская-1 и Бокситогорская-6 (далее - ЛМз-1 и ЛБк-6), принадлежащим ПАО "Ленэнерго", - конечным потребителям.
На "входе" принадлежащих ПАО "Ленэнерго" линий электропередач на подстанции ПС-512 и на "выходе" с ПС-512 линий ЛМз-1 и ЛБк-6 приборы учета отсутствуют и ранее никогда не устанавливались.
В 2011 и в 2012 году Ответчик оплачивал Истцу услуги по передаче электроэнергии по точкам поставки Подстанции ПС-512 по согласованным в Договоре объемам - исходя из планового объема передачи электроэнергии, установленного в приложении 3.1 к Дополнительному соглашению N 2/11-1724 от 01.04.2011 к Договору.
С 2013 года ПАО "Ленэнерго" полностью прекратило оплату оказанных ОАО "ОЭК" услуг по передаче электрической энергии по точкам поставки ПС-512, ссылаясь на отсутствие расчетных приборов учета электрической энергии, а также на отсутствие согласованного сторонами расчетного способа определения перетока электрической энергии через подстанцию, в связи с чем ОАО "ОЭК" предъявило к взысканию с ПАО "Ленэнерго" 438 959 186 рублей 24 копейки стоимости услуги по передаче электрической энергии по двум отходящим линиям ЛМз-1 и ЛБк-6 за период за октябрь, ноябрь и декабрь 2014 года.
Ссылаясь на отсутствие приборов учета по названным точкам поставки, ОАО "ОЭК" использовало расчетный способ учета электрической энергии, установленный Приложением N 3 к Основным положениям N 442 - по допустимой длительной токовой нагрузке провода, считая данный способ расчета объема оказанных услуг в отсутствие расчетных приборов, установленных на границе балансовой принадлежности с ответчиком, единственно достоверным.
При определении объема оказанных услуг суд первой инстанции руководствовался положениями пункта 183 Основных положений, исходя из максимальных среднесуточных значений за месяц, в котором было зафиксировано наибольшее поступление в сеть по данной точке поставки за прошедший год. Решение обжаловано.
Суд апелляционной инстанции оставил жалобу без удовлетворения ввиду следующего.
Оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии, по условиям которого сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электроэнергии в указанных в договоре точках присоединения в пределах величины заявленной мощности. Потребитель услуг обязан оплачивать услуги сетевой организации по передаче электрической энергии в размере и сроки, установленные договором (пункт 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", подпункт "б" пункта 13, подпункта "б" пункта 14, пункт 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), пункт 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Предметом договора возмездного оказания услуг признается совершение исполнителем по заданию заказчика определенных действий или осуществление им определенной деятельности. При исполнении договора возмездного оказания услуг потребительскую ценность представляют действия исполнителя, а не результат деятельности, как в подряде, где результат должен быть овеществлен, выражаться в создании вещи или ее трансформации. Заказчик обязан оплатить услуги (факт полезной деятельности), оказанные исполнителем (пункт 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации) в соответствии с условиями договора независимо от достигнутого результата.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), согласно положениями статьи 3, пунктов 2 и 3 статьи 26 которого следует, что услуги по передаче электроэнергии представляют собой комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Оказание услуг по передаче электроэнергии осуществляется в отношении точек поставки на розничном рынке на основании публичного договора возмездного оказания услуг, заключаемого потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями).
Порядок исполнения такого договора устанавливается в Правилах N 861 с особенностями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, в том числе в порядок расчета объема обязательств по передаче электроэнергии.
Не представляется возможным применение предусмотренного пунктом 183 Основных положений расчета объема электрической энергии принятой в объекты электросетевого хозяйства смежной сетевой организации по зафиксированным максимальным (минимальным) значениям за прошедший год, поскольку фиксация возможна исключительно по приборам учета, которые на границах балансовой принадлежности отсутствуют, а любой иной способ является расчетным (подпункт "а" пункта 1 приложения N 3 к Основным положениям).
Для применения способа расчета, предусмотренного пунктом 183 Основных положений, необходимо наличие сведений о максимальных среднесуточных значений за месяц, в котором было зафиксировано наибольшее поступление в сеть по данной точке поставки за прошедший год.
Такие сведения можно получить в случае, если принимающая сетевая организация располагала расчетным прибором учета, но не представила другой сетевой организации показания прибора учета, а контрольный прибор учета отсутствует.
В настоящем споре приборы учета на границе балансовой принадлежности сторон никогда не устанавливались, и поэтому нельзя получить указанные сведения для применения расчетов на основании пункта 183 Основных положений.
В то же время Компания ошибочно применяет пункт 181 Основных положений к спорным правоотношениям только на том основании, что в абзаце первом данного пункта указано, что он применяется и для расчета оказанных услуг по передаче электрической энергии.
Договор оказания услуг по передаче электрической энергии может быть заключен не только между сетевыми организациями, но и между покупателем (потребителем) электрической энергии и сетевой организацией, которая в силу статьи 26 Закона N 35-ФЗ не вправе уклоняться от его заключения.
Такой договор может регулировать и отношения между сетевой организацией и сбытовой компанией.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики установлены Законом N 35-ФЗ. Из статьи 3, пунктов 2 и 3 статьи 26 этого Закона следует, что услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Оказание услуг по передаче электроэнергии осуществляется в отношении точек поставки на розничном рынке на основании публичного договора возмездного оказания услуг, заключаемого потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями).
Порядок исполнения такого договора устанавливается в Правилах N 861 с особенностями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, в том числе в порядок расчета объема обязательств по передаче электроэнергии.
Таким образом, указание в пункте 181 Основных положений на возможность определения объема оказанных услуг по передаче электрической энергии само по себе не дает право Компании производить расчет объема оказанных ею услуг способом, предусмотренным этим пунктом.
Пункты 166, 178, 179, 181 и 183 Основных положений предусматривают возможность использования расчетного способа определения объема электрической энергии, а также оказанных услуг по передаче электрической энергии в зависимости от того, какое нарушение допущено со стороны потребителя, а именно: непредставление показаний расчетного прибора учета, неисправность, утрата, истечение срока межповерочного интервала расчетного прибора учета.
В абзаце первом пункта 181 Основных положений предусмотрен особый порядок расчетов определения объема потребления электрической энергии при отсутствии приборов учета, отличающийся от общего порядка расчетов, установленных пунктами 166, 178, 179 Основных положений. Этот же особый порядок предусмотрен и для случаев многократности совершения одного и того же нарушения (для 3-го и последующих расчетных периодов подряд, за которые не предоставлены показания расчетного прибора учета; в случае 2-кратного недопуска к расчетному прибору учета, установленному в границах энергопринимающих устройств потребителя, для проведения контрольного снятия показаний или проведения проверки приборов учета объем потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии; в случае, если в течение 12 месяцев расчетный прибор учета повторно вышел из строя по причине его неисправности или утраты, за второй и последующие расчетные периоды).
При этом за эти же нарушения, допущенные при оказании услуг по передаче электрической энергии между сетевыми организациями, пунктом 183 Основных положений предусмотрен другой способ расчета объема электрической энергии, принятой или отпущенной в объекты электросетевого хозяйства, который отличается от расчетного способа, установленного в пунктах 166, 178, 179 Основных положений.
Следовательно, законодатель предусмотрел разный порядок определения объема электрической энергии при наличии указанных нарушений для потребителей, использующих электроэнергию для собственных нужд, и для сетевых организаций как потребителей услуг по передаче электрической энергии.
При этом пункт 183 Основных положений в отличие от пунктов 166, 178, 179 и 181 предусматривает такое нарушение как неустановка прибора учета в границах объектов электросетевого хозяйства.
Системное толкование приведенных норм позволяет сделать вывод, что законодатель различает последствия нарушений, связанных с отсутствием прибора, от нарушений, связанных с неустановкой прибора учета в границах объектов электросетевого сетевой организации.
Отсутствие прибора учета влечет невозможность использовать данные коммерческого учета для применения общего порядка расчетов, предусмотренного пунктом 166 Основных положений, в соответствии с которым для 1-го и 2-го расчетных периодов подряд, за которые не предоставлены показания расчетного прибора учета, объем потребления электрической энергии, определенный на основании показаний контрольного прибора учета за расчетный период, распределяется по часам расчетного периода пропорционально почасовым объемам потребления электрической энергии в той же точке поставки на основании показаний расчетного прибора учета за аналогичный расчетный период предыдущего года, а при отсутствии данных за аналогичный расчетный период предыдущего года - на основании показаний расчетного прибора учета за ближайший расчетный период, когда такие показания были предоставлены.
Неустановка прибора учета в границах объектов электросетевого хозяйства сетевой организации по своим последствиям равнозначна непредоставлению показаний расчетного прибора учета в установленные сроки при отсутствии контрольного прибора учета, то есть предполагается, что ранее расчетный прибор был установлен, но был либо демонтирован в случае его неисправности, истечения срока межповерочного интервала, либо утрачен.
Пунктом 183 Основных положений, специально посвященным порядку определения объемов электрической энергии, как принятой в объекты электросетевого хозяйства, так и отпущенной из объектов электросетевого хозяйства, не предусмотрен расчетный способ для случаев отсутствия приборов учета у сетевых организаций в границах объектов электросетевого хозяйства.
Применение Компанией расчетного способа определения объема электрической энергии, установленного пунктом 181 Основных положений (по допустимой длительной токовой нагрузки соответствующего вводного провода (кабеля) - подпункт а) пункта 1 Приложения N 3) основано на неверном толковании норм права. Расширительное толкование применения пункта 181 Основных положений противоречит нормам данного нормативного акта.
Из материалов дела видно, что между сторонами действует схема энергоснабжения и тарифов ("котел сверху"), где котлодержателем является Общество, а Компания - смежной сетевой организацией, для которой установлен только индивидуальный тариф для расчетов с Обществом.
Определяющим признаком сетевой организации является владение на законном основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии (пункт 2 Правил N 861).
В силу естественно-монопольной деятельности сетевых организаций их услуги по передаче электроэнергии подлежат государственному ценовому регулированию (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 4 статьи 23.1 Закона N 35-ФЗ, пункты 6, 46 - 48 Правил N 861, подпункт 3 пункта 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178; далее - Основы ценообразования).
Цены (тарифы) применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики (пункт 35 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178; далее - Правила N 1178).
Согласно письму Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 20.01.2015 N КТ-110ЗМ5-0-1 при формировании тарифно-балансовых показателей для Компании на 2011-2014 годы ежегодно учитывались объемы передачи электрической энергии с использованием электросетевых объектов, переданных в аренду от ОАО "РУСАЛ Бокситогорск" в следующих размерах: среднемесячная заявленная мощность - 13,10 МВт; объем передачи электроэнергии - 95,80 млн кВт/ч.
В соответствии с приложением N 1 ("Точки приема") к договору точки поставки - ячейки N 8 ЗРУ-110 ЛМз-1, ячейки N 1 ЗРУ-110 ЛБк-6 (в четырех позициях) включены в спорный договор.
Компания в обоснование невозможности использования в расчетах между сторонами ранее установленного договором планируемого к потреблению объема услуг ссылается на то, что при определении этого объема услуг, а, соответственно, и при установлении тарифа, ею не учитывался объем электрической энергии по двум отходящим линиям ЛМз-1 и ЛБк-6, принадлежащим Обществу, на которые запитаны конечные потребители, находящиеся в Бокситогорском районе, частично в городах Пикалево и Тихвине.
Как следует из Правил N 1178, принципов и методов расчета цен (тарифов), установленных в разделе III Основ ценообразования, а также пунктов 43, 44, 47 - 49, 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2), тариф устанавливается так, чтобы обеспечить сетевой организации экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования, то есть объем необходимой валовой выручки (далее - НВВ). При этом базовые величины для расчета ставок тарифов рассчитываются исходя из характеристик объектов электросетевого хозяйства, находившихся в законном владении сетевой организации на момент принятия тарифного решения. Инициатором принятия тарифного решения является регулируемая организация, которая представляет в регулирующий орган исходные сведения для установления тарифа.
Анализ названных правовых актов свидетельствует о том, что в основе тарифа лежит экономическое обоснование НВВ регулируемой организации. Распределение совокупной НВВ всех сетевых организаций региона посредством применения индивидуальных тарифов для смежных пар объективно обусловлено составом электросетевого хозяйства сетевых организаций и объемом перетока электроэнергии через объекты электросетевого хозяйства.
По общему правилу сетевые организации получают плату за услуги по передаче электроэнергии по установленным им тарифам по тем объектам электросетевого хозяйства, которые учитывались регулирующим органом при принятии тарифного решения. Такой порядок распределения совокупной НВВ экономически обоснован и обеспечивает баланс интересов сетевых организаций.
Законодательство гарантирует субъектам электроэнергетики соблюдение их экономических интересов в случае осуществления ими деятельности разумно и добросовестно и не запрещает сетевой организации получать плату за услуги по передаче электроэнергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, поступивших в ее законное владение в течение периода регулирования. Объективно возникающий в этом случае дисбаланс корректируется впоследствии мерами тарифного регулирования, которыми предусмотрено возмещение убытков регулируемым организациям в последующих периодах регулирования при наличии неучтенных расходов, понесенных по не зависящим от этих организаций причинам (пункт 7 Основ ценообразования, пункт 20 Методических указаний N 20-э/2).
В данном случае Компания знала о наличии двух отходящих линиях ЛМз-1 иЛБк-6, более того, они были включены в договор как точки поставки.
Критерии оценки обоснованности затрат на оказание услуг по передаче электроэнергии одинаковы для всех сетевых организаций, а законодательством предусмотрены механизмы, позволяющие распределить между сетевыми организациями совокупную НВВ, не нарушая по существу экономическое обоснование тарифного решения и не применяя меры тарифного регулирования.
Следует признать, что утверждение Компании о том, что при утверждении тарифного решения ею не заявлялись объемы по двум спорным отходящим линиям с целью последующего учета объема принятой электрической энергии на основании установленных Обществом приборов учета, не подтверждается материалами дела.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 06.11.2013 N 308-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и статью 81 Федерального закона "Об акционерных обществах", объем услуг, фактически оказанных без заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии, определяется исходя из объема потребленной электрической энергии, который рассчитывается в порядке, установленном основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии для случаев бездоговорного потребления. Стоимость таких услуг определяется исходя из цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, которые должны применяться при заключении договора с потребителем, указанным в части 2 настоящей статьи.
Если Компания считает, что не все точки поставки на ПС-512 включены в договор в качестве точек поставки и учтены при установлении тарифа, она должна была предпринять необходимые действия для внесения данных изменений в договор, при этом ООО "ОЭК" акты о безучетном потреблении ПАО "Ленэнерго" не оформило, счета к оплате стоимости безучетного потребления не выставляло.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 136 Основных положений установлен порядок определения объема услуг по передаче электрической энергии при наличии договора в отсутствие приборов учета - путем применения расчетных способов, предусмотренных настоящим документом и приложением N 3.
Поскольку Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.10.2016 по делу N А56-90063/2015 признан обоснованным договорный объем 7 983 000 кВт/час на всю ПС-512, а сам истец при формировании НВВ на 2011- 2014 годы заявлял в Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области тот же ежемесячный объем - для повторной переоценки доказательств нет законных оснований, ответчик освобождается от доказывания на основании статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.08.2016 по делу N А56-11522/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Несмиян |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-11522/2016
Истец: ОАО "ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ПАО энергетики и электрификации "Ленэнерго"