Требование: о взыскании долга в связи с железнодорожными перевозками
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
15 ноября 2016 г. |
Дело N А55-617/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 ноября 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балашевой В.Т.,
судей Кузнецова С.А., Туркина К.К.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Степаненко О.В.,
при участии:
от истца - представитель Бегизардова Н.А., доверенность от 22.07.2015 N НЮ-46/73;
рассмотрев в открытом судебном заседании 8 ноября 2016 года апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройпоставка" на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 августа 2016 года по делу N А55-617/2016 (судья Богданова Р.М.),
по иску открытого акционерного общества "РЖД" в лице Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) к обществу с ограниченной ответственностью "Стройпоставка" (ОГРН 1046300668920, ИНН 6317051742) о взыскании 142 728 руб. 62 коп.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Стройпоставка" (далее - ответчик, ООО "Стройпоставка") о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в сумме 142 728 руб. 62 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01.09.2016 по делу N А55-5576/2015 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
В качестве оснований для отмены обжалуемого решения заявитель жалобы ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение норм материального и процессуального права.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Представитель ответчика в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции принял определение о рассмотрении дела в отсутствие ответчика.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения.
Выслушав объяснения представителя истца, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения в силу следующего.
Между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "Стройпоставка" (клиент) заключен договор на оказание услуг при организации работы по погрузке (выгрузке) грузов на местах общего пользования от 01.01.2015 года N 0655016/РПГ/7 (далее - договор), регулирующий взаимоотношения сторон, связанных с осуществлением погрузки грузов в вагоны и выгрузке грузов из вагонов клиентом на местах общего пользования, принадлежащих перевозчику (пункт 1. договора).
В пункте 11. договора стороны согласовали, что клиент уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования вагонов, независимо от их принадлежности, в ожидании подачи под погрузку или выгрузку на места общего пользования по причинам, зависящим от клиента, в размерах, установленных п. 11 или 12 Тарифного руководства N 2 в зависимости от принадлежности вагонов.
Как следует из материалов дела, в адрес ООО "Стройпоставка" на железнодорожную станцию Новокуйбышевская по железнодорожной накладной N ЭЧ575696 были направлены груженые вагоны N 56082316, 53778379, 53756391, 56553951, 53756128, 56584626, 53756664, 52906575, 53778122, 56465560, 56630817, 56309719, 56055817, 56081979, 56541410, 52907151, которые прибыли на станцию назначения 12 января 2015 года.
По факту простоя вагонов на станции назначения была составлены акты общей формы N N 2/223, 2/401, 2/37-1, 2/372, 2/373, период простоя на станции назначения составил с 12 по 20 января 2015 года в ожидании подачи вагонов (от 121 часа 16 мин до 164 час 26 мин.).
По расчетам ОАО "РЖД" плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования составила 142 728 руб. 62 коп.
Ссылаясь на то, что вагоны были задержаны по вине ответчика из-за занятости путей необщего пользования, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Ответчик, возражая против удовлетворения иска, указал на недоказанность своей вины в неприеме вагонов, на нарушение истцом своих обязательств по уведомлению о прибытии вагонов.
Отклоняя возражения ответчика и удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) не предусмотрено взимание перевозчиком платы за пользование вагонами, ему не принадлежащими, поэтому возможность включения данного условия в договор на эксплуатацию железнодорожного пути общего пользования допускается только по соглашению сторон с установлением порядка и размера взимания данной платы.
В соответствии со статьей 64 Устава взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 N 12745/10, от 18.10.2012 N 6424/12, от 10.03.2009 N 14391/08 плата за использование вагонов, не принадлежащих железной дороге, является платой за использование пути общего пользования.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 N ГКПИ10-1331 определено, что в случаях нахождения не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
Устав не содержит нормы, предусматривающей плату при использовании пути общего пользования в случае временного размещения вагонов, контейнеров.
Вместе с тем, следует учитывать волю сторон на принятие обязательства по оплате использования пути общего пользования в случае временного размещения вагонов, контейнеров.
Действующее законодательство не содержит норм, запрещающих сторонам договора определять порядок начисления и расчета платы за пользование вагонами, в том числе определять перечень документов, которыми подлежит подтверждению факт задержки вагонов.
Установление такой платы как ответственности грузополучателя за простой вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования согласуется с принципом свободы договора, закрепленным в статье 421 Кодекса.
Статьями 39, 119 Устава, разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45) предусмотрено, что задержка вагонов на станции назначения в ожидании их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного пути удостоверяется актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки, фактическое время задержки вагонов, контейнеров.
Истцом в подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для начисления ответчику платы за пользование вагонами, представлены акты общей формы. В данных актах указаны номера вагонов, прибывшие в адрес ответчика, наименования груза, причина задержки; отражено время начала и окончания задержки (время подачи вагонов и время их приема). В актах имеется отметка о подписании актов представителем ответчика с возражениями.
В соответствии с пунктом 3.4 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России N 26 от 18.06.2003 (далее - Правила N 26), подача и уборка вагонов на (с) железнодорожный путь необщего пользования производятся по уведомлению перевозчиком владельца, пользователя или контрагента железнодорожного пути необщего пользования в зависимости от того, с кем заключен договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договор на подачу и уборку вагонов.
Пунктом 3.5 указанных Правил установлено, что перевозчик обязан уведомить владельца, пользователя или контрагента железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров не позднее чем за 2 часа до подачи вагонов. Владелец, пользователь или контрагент железнодорожного пути необщего пользования обязан назначить своих представителей, ответственных за прием уведомлений, и письменно сообщить перевозч ику их фамилии и номера телефонов.
Пунктом 4.7 Правил N 26 предусмотрено, что перевозчиком на станции назначения по факту задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила N 45).
Согласно пункту 3.1 названных Правил факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы.
В соответствии с пунктом 3.2.4 Правил N 45 в случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, в строке документа "Подпись" перевозчиком делается отметка о составлении акта общей формы, с указанием его номера и даты составления.
При этом ни перевозчик, ни грузополучатель не имеет право отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражением".
Факт ожидания подачи и приемки вагонов подтвержден представленными истцом актами общей формы.
Представленные в материалы дела акты общей формы соответствуют требованиям, установленным Правилами N 45.
Данные, содержащиеся в перечисленных документах, в совокупности являются достаточными для определения времени простоя спорных вагонов на путях общего пользования в ожидании их приема ответчиком. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрено составление актов общей формы на станции назначения, предшествующие бросанию поезда на промежуточной станции, явившиеся основанием для издания распоряжения о бросании поезда.
Факт невыполнения ответчиком технологических сроков оборота вагонов также подтверждается памятками приемосдатчика, дорожными ведомостями, анализом занятости пути общего пользования станции Новокуйбышевская вагонами, прибывшими в адрес ответчика за январь 2015 года.
Материалами дела подтверждается и то обстоятельство, что истцом была исполнена обязанность по извещению грузополучателя - ответчика о задержке поездов и спорных вагонов. Факт получения извещений грузополучателем ответчиком является установленным по данному делу.
Доводы ответчика о том, что он не был уведомлен о времени подачи вагонов под выгрузку не обоснованны и противоречат п. 4 договора на оказание услуг при организации работы по погрузке (выгрузке) грузов на местах общего пользования от 01.01.2015 N 0655016/РПГ/7, которым предусмотрено уведомление грузополучателя о подаче вагонов по телефону и указаны номера ответственных лиц ООО "Стройпоставка".
Как следует из материалов дела, по прибытии вагонов на станцию назначения клиент был своевременно уведомлен перевозчиком, что подтверждается отметками в ж/д накладных.
Ссылки ответчика на нарушение истцом "размера одновременной подачи" перевозчиком отклонены судом обоснованно, поскольку пунктом 5 договора N 0655016/РГП/7 от 01.01.2015 предусмотрено, что размер одновременной подачи вагонов на места общего пользования устанавливается в количестве, не превышающем вместимость участка железнодорожного пути общего пользования, прилегающего к месту погрузки, выгрузки. С учетом того, что на пути N 33 возможно размещение только 16 вагонов. При этом вместимость мест погрузки, выгрузки составляет 4 вагона (п. 6 Договора).
Следовательно, кроме как по 4 вагона, иное количество вагонов выгружать одновременно не возможно.
Как видно из анализа занятости пути общего пользования станции Новокуйбышевская за январь 2015 года, со стороны ответчика нарушены нормы времени на выгрузку вагонов, в связи с чем, происходит скопление вагонов на путях общего пользования ст. Новокуйбышевская без возможности своевременной подачи на путь N 33 для выгрузки.
При таких обстоятельствах и в соответствии с условиями договора и названными нормами права суд правомерно удовлетворил заявленные исковые в полном объеме.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторно проверены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд доводы заявителя жалобы отклоняет и считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, содержащиеся в нем выводы, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб. относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 18 августа 2016 года по делу N А55-617/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.Т. Балашева |
Судьи |
С.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-617/2016
Истец: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице Куйбышевской железной дороги-филиала "РЖД"
Ответчик: ООО "Стройпоставка"