Требование: о взыскании пени
г. Санкт-Петербург |
|
17 ноября 2016 г. |
Дело N А21-7309/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей О. В. Горбачевой, Н. О. Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания И. И. Николаевым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26245/2016) Администрации МО "Краснознаменский городской округ" на определение Арбитражного суда Калининградской области от 22.08.2016 по делу N А21-7309/2015 (судья Сычевская С.Н.), принятое
по заявлению Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Советске КО (межрайонное)
к Администрации МО "Краснознаменское городское поселение"
о взыскании
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от ответчика: не явился (извещен)
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Советске Калининградской области (межрайонное) (ОГРН 1023902003652; далее - фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о взыскании с Администрации Муниципального образования "Краснознаменское городское поселение" (ОГРН 1093914000620; далее - Администрация, ответчик) 752 руб. 75 коп. пени.
Решением суда от 23.11.2015 заявление удовлетворено.
26.07.2016 фонд обратился в суд с заявлением о замене ответчика в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) на Администрацию Муниципального образования "Краснознаменский городской округ" в связи с ликвидацией с Администрации.
Определением суда от 22.08.2016 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Администрация Муниципального образования "Краснознаменский городской округ" просит определение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а также нарушение норм материального и процессуального права.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явились. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, поскольку они извещены надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без их участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 АПК РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 17 АПК РФ дела в апелляционной инстанции рассматриваются в составе трех или иного нечетного количества судей, если иное не установлено Кодексом. Иное, а именно единоличное рассмотрение, установлено лишь при обжаловании решения суда, принятого в порядке упрощенного производства (статья 272.1 АПК РФ).
В данном случае обжалуется определение суда об удовлетворении заявления о замене стороны, законность которого с учетом отсутствия специальной нормы подлежит проверке коллегиальным составом суда апелляционной инстанции.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.05.2015 по делу N А56-23168/2014.
Законность и обоснованность определения суда проверены в апелляционном порядке.
Частью 1 статьи 48 АПК РФ предусмотрено, что в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
При этом следует учесть, что необходимым условием процессуального правопреемства должна являться замена стороны в материальном правоотношении, то есть процессуальное правопреемство означает переход процессуальных прав и обязанностей от одного субъекта соответствующего материального правоотношения к другому, что влечет занятие правопреемником процессуального статуса правопредшественника.
Как следует из материалов дела, решением Совета депутатов муниципального образования "Краснознаменское городское поселение" от 30.10.2015 N 32 принято решение о ликвидации Администрации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) Администрация находится в стадии ликвидации. Соответствующая запись внесена в ЕГРЮЛ 12.11.2015.
Согласно пункта 5 статьи 34 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в случае создания на межселенных территориях (территориях, находящихся вне границ поселений) вновь образованного муниципального образования или в случае создания вновь образованного муниципального образования путем преобразования существующего муниципального образования структура органов местного самоуправления определяется представительным органом и закрепляется в уставе муниципального образования.
Лишь в указанных случаях органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории.
Согласно пункту 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. В момент завершения ликвидации юридического лица прекращается его правоспособность (пункт 3 статьи 49 ГК РФ).
В соответствии с Законом Калининградской области от 27.04.2015 N 419 "Об объединении поселений, входящих в состав "Краснознаменский муниципальный район", и организации местного самоуправления на объединенной территории" произошло объединение территории "Краснознаменского городского поселения", "Алексеевского сельского поселения", "Добровольского сельского поселения", "Весновского сельского поселения" без изменения границ общей территории Краснознаменского муниципального района. Определено наделить городское поселение, образованное путем вышеуказанного изменения состава территории муниципального образования "Краснознаменский муниципальный район", статусом городского округа ("Краснознаменский городской округ").
Решением Совета депутатов муниципального образования "Краснознаменское городское поселение" от 16.12.2015 N 39 от органов местного самоуправления муниципального образования "Краснознаменское городское поселение" органами местного самоуправления муниципального образования "Краснознаменский городской округ" переданы, а решением Совета депутатов муниципального образования "Краснознаменское городской округ" от 01.03.2016 N13 приняты права и обязанности только по решению вопросов местного значения, возникшие с органами государственной власти Калининградской области, органами местного самоуправления, физическими лицами.
Таким образом, в рассматриваемом споре имеет место ликвидация Администрации, осуществление ее функций и полномочий передано соответствующему органу Администрации муниципального образования "Краснознаменский городской округ" только в части решения вопросов местного значения.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Таким образом, уплата страховых взносов неразрывно связана с выплатой вознаграждений (заработной платы) лицам.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
В нарушение приведенных положений законов Администрация не перечислила страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование, в то время как заработные платы были выплачены в полном объеме.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является непосредственной обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о невозможности установления правопреемства в отношении Администрации в связи с тем, что оплата страховых взносов и пеней не входит в перечень вопросов местного значения сельского поселения.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 11.06.2013 N 15419/12 по делу N А04-5355/2010, основанием для процессуального правопреемства является правопреемство в материальном правоотношении.
В рассматриваемом случае правопреемства в материальном правоотношении не произошло.
При таких обстоятельствах, Администрация муниципального образования "Краснознаменский городской округ" не является правопреемником Администрация по данному делу, в связи с чем, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявления фонда о процессуальном правопреемстве должника по настоящему делу.
Учитывая изложенное, определение суда подлежит отмене.
Руководствуясь статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Определение Арбитражного суда Калининградской области от 22.08.2016 по делу N А21-7309/2015 отменить.
Заявление Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Советске Калининградской области (межрайонное) о замене Администрации Муниципального образования "Краснознаменское городское поселение" на Администрацию Муниципального образования "Краснознаменский городской округ" в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с ликвидацией оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-7309/2015
Истец: ГУ Управление пенсионного фонда РФ в городе Советске КО (межрайонное), Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Советске КО (межрайонное)
Ответчик: Администрация МО "Краснознаменское городское поселение"
Третье лицо: Администрация МО "Краснознаменский городской округ"