Требование: о привлечении к административной ответственности, о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
17 ноября 2016 г. |
Дело N А83-2268/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 17 ноября 2016 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мунтян О.И., судей Горбуновой Н.Ю. и Рыбиной С.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Голубенко В.А., лица, участвующие в деле явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административной комиссии муниципального образования Черноморского района Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 27 сентября 2016 года по делу N А83-2268/2016 (судья Букина Е.Н.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ-1" (ул. Кооперативная, 1 "Б", пгт. Черноморское, Республика Крым, 296400) к Административной комиссии муниципального образования Черноморского района Республики Крым (ул. Кирова, 16, пгт. Черноморское, Республика Крым, 296400), заинтересованное лицо - Администрация Черноморского района Республики Крым (ул. Кирова, 16, пгт. Черноморское, Республика Крым, 296400) о признании незаконным и отмене постановления от 16.03.2016 N 130/1 о привлечении к административной ответственности,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ-1" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к административной комиссии муниципального образования Черноморского района Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления N 130/1 от 16 марта 2016 года о привлечении к административной ответственности.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 23.06.2016 привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица - Администрацию Черноморского района Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 27 сентября 2016 года по делу N А83-2268/2016 заявление удовлетворено.
Признано незаконным и отменено постановление N 130/1 от 16.03.2016 Административной комиссии муниципального образования Черноморский район Республики Крым.
Не согласившись с указанным решением суда, административная комиссия муниципального образования Черноморского района Республики Крым обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления отказать.
Податель жалобы считает, что Административный орган правомерно привлек Общество к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 N 117-ЗРК/2015 "Об административных правонарушениях в Республике Крым" (далее - Закон N 117) и назначил административное наказание в виде штрафа в размере 15000,00 рублей.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2016 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание на 16 час. 00 мин., 15.11.2016.
Администрация Черноморского района Республики Крым просит апелляционную жалобу административной комиссии муниципального образования Черноморского района Республики Крым удовлетворить, обжалуемое решение суда первой инстанции отменить.
Общество с ограниченной ответственностью "НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ-1" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение Арбитражного суда Республики Крым от 27.09.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
14.11.2016 через сервис системы "Мой Арбитр" от общества с ограниченной ответственностью "НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ-1" поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя заявителя.
14.11.2016 через сервис системы "Мой Арбитр" от административной комиссии муниципального образования Черноморского района Республики Крым поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
15.11.2016 через сервис системы "Мой Арбитр" от Администрации Черноморского района Республики Крым поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
В судебное заседание 15.11.2016 лица, участвующие в деле, явку своих уполномоченных представителей не обеспечили, уведомлены надлежащим образом.
Согласно статье 121 АПК РФ лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии апелляционной жалобы к производству, самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.
Поскольку явка участников процесса обязательной не признавалась, материалы дела достаточно характеризуют спорные правоотношения, судебная коллегия считает, что основания для отложения рассмотрения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании выше изложенного, судебная коллегия признала возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле материалам.
Законность решения суда первой инстанции проверена в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в ходе осмотра контейнерной площадки в 11 час. 10 мин. 01.03.2016 главным специалистом отдела по правовым вопросам Администрации Черноморского района Республики Крым Маликовым В.Е. в присутствии 2 свидетелей: Шаламова Д.В. и Степаненко Д.С. выявлен факт нарушения подпункта 13.2, пункта 13 "Правил благоустройства на территории муниципального образования Черноморское сельское поселение Черноморского района Республики Крым" утвержденных решением Черноморского сельского совета от 27.02.2015 N 106, что выразилось в несвоевременном вывозе твердых бытовых отходов (далее - ТБО) с контейнерной площадки, расположенной пгт. Черноморское, в районе ул. Озерной, 28.
Письмом от 02.03.2016 N 02-08/460, полученным 02.03.2016, Администрация уведомила ООО "НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ-1" о выявленных нарушениях и необходимости явиться для составления протокола об административном правонарушении 02.03.2016 в 13 часов 00 минут по адресу: пгт. Черноморское, ул. Кирова, 16, 2 этаж, каб. N25.
Главным специалистом отдела по правовым вопросам Администрации Черноморского района Республики Крым Маликовым В.Е. в отсутствие представителя ООО "Новое поколение-1" с участием свидетелей Шаламова Д.В. и Степаненко Д.С. 02.03.2016 составлен протокол N 130 об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 N 117-ЗРК/2015 "Об административных правонарушениях в Республике Крым". Протокол ООО "НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ-1" получило 04.03.2016.
Определением от 02.03.2016 председатель Комиссии назначил рассмотрение дела об административном правонарушении N 1602-03-05/130 на 11.03.2016 в 14 часов 00 минут; определение от 26.02.2016 направлено в адрес ООО "НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ-1" сопроводительным письмом от 03.03.2016 N 03-04/70.
Комиссия 11.03.2016 вынесла определение об истребовании дополнительных документов у ООО "НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ-1" и отложила рассмотрение дела на 16.03.2016.
Комиссией 16.03.2016 в присутствии представителей ООО "НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ-1" Антипенко А.С., и Рудай Д.С. рассмотрены материалы административного дела. По результатам рассмотрения административного дела принято постановление от 16.03.2016 N 130/1, которым ООО "НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ-1" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 3.11. Закона Республики Крым от 25.06.2015 N 117-ЗРК "Об административных правонарушениях в Республике Крым" и назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 15000 руб. О рассмотрении дела об административном правонарушении N 1602-03-05/130 составлен протокол от 16.03.2016.
Не согласившись с указанным постановлением ООО "НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ-1", обратилось в Арбитражный суд Республики Крым.
Решением суда требования ООО "НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ-1" удовлетворены.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административный орган, вынося постановление о привлечении к административной ответственности, должен доказать факт совершения правонарушения, а также вину лица, привлекаемого к административной ответственности.
Статьей 3.11 Закона Республики Крым "Об административных правонарушениях в Республике Крым" N 117-ЗРК/2015 предусмотрено, что нарушение правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления, влечет предупреждение или наложение административного штрафа: на граждан - в размере от трехсот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Правила благоустройства на территории Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым (далее - Правила благоустройства) утверждены решением N 106 от 27.02.2015 (внеочередного) заседания Черноморского сельского совета Черноморского района Республики Крым 1 созыва.
Сбор, хранение, вывоз и утилизация отходов производства и потребления на территории Черноморского сельского совета поселения осуществляется на основании договора с лицом, осуществляющим деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели, юридические, должностные и физические лица обязаны обеспечивать своевременный сбор отходов в специальные мусоросборники, обеспечивать их вывоз, в том числе путем заключения договора на вывоз отходов со специализированным предприятием, оказывающим услуги по вывозу отходов, имеющим специализированный транспорт и подготовленный персонал, или индивидуальным способом при наличии договора с организацией, обслуживающей полигон и талонов и/или иных документов, отмеченных организацией обслуживающей полигон. В случае заключения договора со специализированной организацией ответственность за обеспечение своевременного вывоза отходов возлагается на предприятие, оказывающее соответствующую услугу (пункт 13.2 Правил благоустройства).
В соответствии с пунктом 13.22. Правил, сбор и временное хранение отходов, образующихся в результате жизнедеятельности, осуществляются только в мусоросборники (контейнеры), установленные на специальных площадках, иные сборники отходов. Удаление с контейнерной площадки и прилегающей к ней территории отходов производства и потребления, высыпавшихся при выгрузке из контейнеров в мусороуборочный транспорт, обязаны производить работники организации, осуществляющей вывоз отходов. Вывоз отходов следует осуществлять способами, исключающими возможность их потери при перевозке, создания аварийной ситуации, причинения транспортируемыми отходами вреда здоровью людей и окружающей среде.
Пунктом 13.34 Правил благоустройства предусмотрено, что вывоз твердых бытовых отходов должен осуществляться ежедневно.
Судом установлено и не опровергается сторонами, что ООО "НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ-1" предоставляет населению, бюджетным организациям, субъектам хозяйствования и другим потребителям на территории пгт. Черноморское услуги по уборке и сбору твердых коммунальных отходов, их вывозу и захоронению на территории полигона на основании договора от 01.02.2013 N 7 на предоставление услуг по вывозу бытовых отходов на территории пгт. Черноморское, заключенного между Черноморским поселковым советом и ООО "НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ-1".
Из оспариваемого постановления усматривается, что Обществом несвоевременно осуществлялся вывоз бытовых отходов с контейнерной площадки, расположенной в районе ул. Озерной, 28, пгт. Черноморское.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, свидетельствующие о нарушениях заявителем Правил благоустройства, связанных с вывозом, уничтожением или утилизацией отходов.
01.03.2016 главным специалистом отдела по правовым вопросам администрации Черноморского района Маликовым В.Е. было установлено, что 11 часов 10 минут на контейнерной площадке, расположенной по вышеуказанному адресу, выявлен факт несвоевременного вывоза бытовых отходов.
Факт несвоевременного вывоза мусора зафиксирован путем фотофиксации, которая проводилась в присутствии свидетелей: Степаненко Д.С. и Шаламова Д.В.
При этом, в протоколе об административном правонарушении указано, что к протоколу прилагаются фотографии. Вместе с тем, ксерокопия фотографии приложенной к материалам дела с изображением мусорных контейнеров, не может служить доказательством факта несвоевременного вывоза Обществом твердых бытовых отходов. Содержание представленной в дело копии фотоснимка не позволяет соотнести ее с обстоятельствами, отраженными в протоколе об административном правонарушении от 02.03.2016, поскольку фотоснимок не позволяет определить адрес и место нахождение изображенных на нем контейнеров, и их принадлежность лицу, привлекаемому к административной ответственности. По представленной в материалы дела ксерокопии фотоснимка невозможно определить дату съемки, а равно установить момент совершения правонарушения. Также, отсутствуют сведения о выполнивших их лицах и их подписи. Следовательно, указанная ксерокопия фотоснимка оценивается судом критично и не принимается во внимание при рассмотрении данного спора по существу.
Кроме того, в протоколе об административном правонарушении отсутствует указание на осуществление фотосъемки с использованием специальных технических средств, указание в протоколе на то, что к протоколу прилагаются фотографии, не является доказательством осуществления фотофиксации на момент проведения проверки 01.03.2016.
Таким образом, довод подателя жалобы об относительности и допустимости данного фото как доказательства подлежит отклонению.
Согласно пункту 18 Положения о порядке сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, утверждённого решением 20 (внеочередным) заседанием 1 созыва Черноморского сельского поселения 18.06.2015 N 160, периодичность вывоза бытовых отходов и мусора должна быть ежедневной.
Согласно путевому листу N 351 от 01.03.2016 заявителем в период с 7 часов 00 минут по 16 часов 00 минут на автомобиле ГАЗ - 3307 государственный номер А220 ХР 82 проводился вывоз мусора и бытовых отходов, в том числе, с контейнерной площадки по ул. Озерной, 28. Это обстоятельство подтверждается также актом очистки контейнерных площадок от 01.03.2016, составленным 5 представителями ООО "НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ-1".
При этом, должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении 02.03.2016, не был установлен факт не вывоза бытовых отходов 01.03.2016, что исключает административную ответственность.
Доказательств того, что мусор с контейнерной площадки не вывозился до 02.03.2016 то есть, более 1 суток заинтересованным лицом суду не представлено.
Следовательно, периодичность вывоза бытовых отходов по данному объекту следует считать не нарушенной.
В оспариваемом постановлении от 16.03.2016 по делу об административном правонарушении N 1602-03-05/130 объективная сторона административного правонарушения со ссылкой на конкретные обстоятельства не отражена.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что административным органом не доказано наличие события административного правонарушения, предусмотренного статьей 3.11. Закона Республики Крым от 25.06.2015 N 117-ЗРК "Об административных правонарушениях в Республике Крым", соответственно, заявитель не подлежит привлечению к административной ответственности.
В силу положений статьи 28.2. КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется в присутствии законного представителя юридического лица, что является гарантией защиты прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие законного представителя юридического лица составление протокола об административном правонарушении допускается в случае, если законный представитель извещен в установленном порядке (часть 4.1. статьи 28.2 КоАП РФ).
Протокол об административном правонарушении от 02.03.2016 составлен в отсутствие представителя ООО "НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ-1".
Административным органом в адрес заявителя по делу направлено уведомление от 02.03.2016 с указанием времени составления протокола, а именно: 02.03.2016 в 13 час. 00 мин., которое получено обществом 02.03.2016, что не является доказательством своевременного и надлежащего уведомления и обеспечения административным органом лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможности участвовать при составлении протокола об административном правонарушении.
Чьи либо пояснения, в том числе подателя жалобы, не могут быть оценены судом как надлежащие доказательства извещения ООО "НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ-1" о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Указание подателем жалобы на наличие многочисленных обращений граждан о несвоевременном вывозе твердых бытовых отходов не может служить доказательством вменяемого административного правонарушения.
Так, в материалы дела представлено обращение Задорожной О.Е. (т.1 л.д.51). Данное обращение датировано 09.12.2015 года в то время, как в протоколе об административном правонарушении указано на событие 02.03.2016 года, то есть спустя два месяца.
Копия обращения гражданина Агакарян А.В. от 20.02.2016 года коллегией так же не может быть принято во внимание, поскольку указания о контейнерной площадке по ул. ул. Озерной, 28 в пгт. Черноморское не содержит (т.1 л.д.52).
Указанные лица административным органом в соответствии с положениями статьи 25.6 КоАП РФ не опрашивались. Их показания в представленных материалах отсутствуют.
Указание подателем жалобы на неоднократность допущенных заявителем правонарушений коллегия оценивает критично, так как доказательств материалы дела не содержат. Более того, податель жалобы в постановлении о привлечении к административной ответственности такую неоднократность также не отразил.
Как следует из протокола об административном правонарушении заявителю инкриминируется нарушение п.п. 13.2 пункта 13 Правила благоустройства.
Вместе с тем, податель жалобы указывает о нарушении п. 13.19. Правил благоустройства заявителем, а именно сбор отходов и движение мусороуборочной техники произведен в отсутствии графика согласованного с Администрацией Черноморского сельского поселения.
Коллегия обращает внимание, что за нарушение данного пункта Правил заявитель к ответственности не привлекался и решение административного органа по данному факту не принималось.
С учетом изложенного, данный довод также подлежит отклонению.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При изложенных выше обстоятельствах коллегия апелляционной инстанции считает, что оспариваемое постановление о назначении административного наказания от 16.03.2016 N 130/1 судом первой инстанции правомерно признано незаконным и отменено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при рассмотрении жалобы в суде апелляционной инстанции, по существу сводятся к переоценке обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм материального, либо процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для изменения или отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют
В данном случае судебные расходы по уплате государственной пошлины не подлежат распределению, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 27 сентября 2016 года по делу N А83-2268/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу административной комиссии муниципального образования Черноморский район Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.И. Мунтян |
Судьи |
Н.Ю. Горбунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-2268/2016
Истец: ООО "НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ-1"
Ответчик: Административная комиссия муниципального образования Черноморского района Республики Крым
Третье лицо: Администрация Черноморского района Республики Крым, АДМИНИСТРАЦИЯ ЧЕРНОМОРСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЧЕРНОМОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ