г. Томск |
|
18 ноября 2016 г. |
Дело N А03-742/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2016 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Захарчук Е. И.
судей: Терехина И. И.
Нагишева О. Б.
при ведении протокола помощником судьи А.И. Хасанзяновым
без участия сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Алтайского края в лице Комитета администрации Алтайского края по финансам (07АП-9708/2016) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 30.08.2016 по делу N А03-742/2016 (судья И.Н. Закакуев), по иску Общества с ограниченной ответственностью "Домсервис" (ОГРН 1102205000050,
ИНН 2205011896), г.Заринск к Алтайскому краю в лице Комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, г.Барнаул о взыскании 71 729 руб. 10 коп. убытков, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636), г. Москва, Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю (ИНН 225026971, ОГРН 1022201761592) г. Барнаул Алтайского края, Управления социальной защиты населения по г.Заринску, г.Заринск, Общества с ограниченной ответственностью "ЖКУ", г.Заринск,,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Домсервис" (ОГРН 1102205000050, ИНН 2205011896), г.Заринск (далее - истец, общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 71 729 руб. 10 коп. убытков, возникших в результате невозмещения расходов за предоставленные льготы многодетным семьям за период с мая 2015 по декабрь 2015.
Определением суда от 31.05.2016 г. суд по ходатайству истца в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произвел замену ненадлежащего ответчика - Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на надлежащего - Алтайский край в лице Комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике (далее - ответчик, Комитет).
Решением Арбитражного суда Алтайского края исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. На основании части 1 статьи 266, частей 1, 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истец с мая по декабрь 2015 года (управляющая организация - исполнитель коммунальных услуг) осуществлял подачу горячего и холодного водоснабжения, отопления и услуги по канализованию (далее - коммунальные услуги) собственникам и нанимателям жилых помещений - являясь абонентом по договорам поставки
коммунальных ресурсов между потребителями и ресурсоснабжающей организацией - ООО "ЖКУ", что подтверждается договорами N 595, N 582, N 583 от 01.01.2014 г. (т.1, л.д.59-68).
При начислении платы за коммунальные услуги истцом учитывались требования Указа Президента Российской Федерации N 431 от 05.05.1992 (далее по тексту - Указ Президента РФ), в соответствии с которым, для многодетных семей предоставляется скидка в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.
По расчетам истца, сумма затрат, понесенных им в связи с предоставлением льготы по Указу Президента РФ за указанный период, составила 71 729 руб.
Ссылаясь на не возмещение ему убытков причиненных вследствие предоставления многодетным семьям льгот в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 431 от 05.05.1992 года, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования о взыскании убытков с Алтайского края в лице Комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, г.Барнаул (ИНН 2221020369, ОГРН 1022200912029) за счет казны Алтайского края в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Домсервис" (ОГРН 1102205000050, ИНН 2205011896), г.Заринск, пришел к выводу о том, что вопросы социальной защищенности многодетных семей относятся к предмету ведения субъекта Федерации, то есть Алтайскому краю.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Статьями 16, 1069 ГК РФ предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 ГК РФ).
Пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации устанавливает, что вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 1 Указа Президента РФ N 431 для многодетных семей предусмотрено предоставление скидки в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.
В пункте 3 данного Указа министерству совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление предусмотренных мер социальной защиты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором - пятом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в частности, решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей).
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, вопросы социальной защищенности многодетных семей относятся к предмету ведения субъекта Федерации, то есть Алтайскому краю.
Для реализации нового порядка предоставления льгот в Федеральный закон N 184-ФЗ включена статья 26.3.1 "Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения" и внесены изменения в статью 26.3 "Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 26.3 данного Федерального закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 названной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что выплата пособий на оплату коммунальных услуг, относящимся к федеральному регистру льготникам, признается расходным обязательством субъекта Российской
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делам А03-11370/2015, А03-10939/2015
Размер спорных расходов и суммы понесенных убытков ответчиком не опровергнут и не оспорен.
Факт возникновения у истца убытков, в связи с предоставлением за указанный период на основании Указа Президента льгот по оплате коммунальных услуг многодетным семьям, а также размер убытков подтверждены совокупностью доказательств по делу: заявлениями на предоставлении скидки, квитанциями на оплату коммунальных услуг, составленными на основании показаний самих жильцов либо с учетом установленных нормативов потребления.
Доказательств выделения ответчиком средств на компенсацию соответствующих расходов в материалы дела не представлено.
В связи с изложенным исковые требования правомерно удовлетворены судом.
Исследовав материалы дела, проверив доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы проверены и отклонены как не влияющие на законность принятого судебного акта.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 30.08.2016 по делу N А03-742/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Захарчук Е. И. |
Судьи |
Терехина И. И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-742/2016
Истец: ООО "Домсервис"
Ответчик: .Российская Федерация в лице Министерства Финансов РФ УФК по Алтайскому краю
Третье лицо: .Комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, ООО "ЖКУ", Управление социальной защиты населения по г. Заринску