город Ростов-на-Дону |
|
18 ноября 2016 г. |
дело N А32-22315/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Смородиной Ю.А.,
при участии:
от Министерства здравоохранения Краснодарского края: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Научно-исследовательский институт - Краевая клиническая больница N 1 имени профессора С.В. Очаповского": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Научно-исследовательский институт - Краевая клиническая больница N 1 имени профессора С.В. Очаповского" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.09.2016 по делу N А32-22315/2016, принятое судьей Суминой О.С., по заявлению Министерства здравоохранения Краснодарского края к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Научно-исследовательский институт - Краевая клиническая больница N 1 имени профессора С.В. Очаповского" о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения Краснодарского края обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Научно-исследовательский институт - Краевая клиническая больница N 1 имени профессора С.В. Очаповского" (далее - учреждение) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.09.2016 суд привлек Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Научно-исследовательский институт - Краевая клиническая больница N 1 имени профессора СВ. Очаповского" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 25.05.2016 N АД-123-м/2016 Министерства здравоохранения Краснодарского края и назначить наказание в виде административного штрафа 100 000 руб.
Судебный акт мотивирован доказанностью факта наличия в действиях учреждения состава вмененного ему административного правонарушения, отсутствием процессуальных нарушений а также оснований для квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного.
Не согласившись с принятым судебным актом, учреждение обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что в действиях учреждения отсутствует состав административного правонарушения, поскольку оказанная Курмаз О.А. помощь, оказана по специальности "пластическая хирургия", а не "челюстно-лицевая хирургия", что соответствует требованиям действующего законодательства, определяющего условия осуществления медицинской деятельности. Также учреждение указало на пропуск судом срока давности привлечения к административной ответственности.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили; о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела отделом ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности министерства здравоохранения Краснодарского края на основании приказа от 04.05.2016 N 2199 "О проведении внеплановой документарной целевой проверки юридического лица" проведена проверка в рамках ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности по обращению гр. Широкова Е.Ю. в связи с оказанием медицинских услуг Курмаз О.Л.
Установлено, на момент проверки Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Научно-исследовательский институт Краевая клиническая больница N 1 им. профессора СВ. Очаповского" (далее - ГБУЗ "НИИ-ККБ N 1") министерства здравоохранения Краснодарского края осуществляет деятельность на основании лицензии на медицинскую деятельность N ЛО-23-01-008260 от 04 февраля 2015 года, предоставленной министерством здравоохранения Краснодарского края.
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" установлены обязательные требования, которые лицензиат должен соблюдать при осуществлении медицинской деятельности, в том числе:
5. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также:
а) соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
В ходе внеплановой документарной проверки ГБУЗ "НИИ -ККБ N 1" были выявлены нарушения:
пп. "а" п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", ч.1 ст.37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 декабря 2011 г. N 1496н;
приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541 и "Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохр анения";
приказа Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 N 415и "Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения" действовавший на момент оказания услуги пациентке, и действующий в настоящее время приказ Минздрава России от 08.10.2015 N707н;
порядка оказания медицинской помощи по профилю "пластическая хирургия", утверждённого приказом Министерства здравоохранения РФ от 30 октября 2012 г. N 555п.
Медицинская помощь пациентке Курмаз О.Л. оказывалась в стационарных условиях в челюстно-лицевом отделении ГБУЗ "НИИ-ККБ N 1". В соответствии с Положением об организации деятельности хирургического челюстно-лицевого и стоматологического отделения стационара, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 декабря 2011 г. N 1496н, на должность заведующего отделением назначается специалист соответствующий Квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 N415и, по специальности "челюстно-лицевая хирургия" и "стоматология хирургическая", а также Квалификационным характеристикам должностей работников в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541 п.
В нарушение данного требования заведующий отделением челюстно-лицевой хирургии ГБУЗ "НИИ-ККБ N 1" - Дикарев Л.С. не имеет соответствующей подготовки по специальности "челюстно-лицевая хирургия".
Пациентка Курмаз О.А. поступила в отделение челюстно-лицевой хирургии ГБУЗ "НИИ-ККБ N 1" с диагнозом "Возрастная атрофия средней зоны лица".
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 30 октября 2012 г. N 555н устранение изъянов покровных и подлежащих тканей любой локализации, связанных с возрастными изменениями, с желанием пациента внести коррекцию в свою внешность, с эстетическими последствиями результативного устранения анатомических и (или) функциональных дефектов покровных и подлежащих им тканей любой локализации осуществляется в рамках оказания медицинской помощи по профилю "пластическая хирургия".
Согласно Порядку оказания медицинской помощи по профилю "пластическая хирургия", утвержденного Приказом Министерства здравоохранения РФ от 30 октября 2012 г. N 555и, в хирургических отделениях, оказывающих специализированную медицинскую помощь по другим профилям, медицинская помощь по профилю "пластическая хирургия" может оказываться врачом-специалистом хирургического профиля, прошедшим тематическое усовершенствование по соответствующему (профильному) разделу пластической хирургии.
В нарушение данного требования у Кочергиной Е.В. - лечащего врача пациентки Курмаз О.Л. отсутствует необходимая профессиональная подготовка по специальности "пластическая хирургия", что подтверждается документами о профессиональной подготовке специалистов и записями в медицинской карте N 43344 стационарного больного.
В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 г..42291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных пп "а" п. 5 настоящего Положения относится к грубым нарушениям лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Медицинские услуги пациентке Курмаз О.А. оказывались в соответствии с договором об оказании платных услуг N 160679.
Изложенные факты свидетельствуют о том, что действия ГБУЗ "НИИ -ККБ N 1" создает угрозу причинения вреда охраняемым общественным правоотношениям (соблюдению прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий).
В соответствии с ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) является административным правонарушением и влечет применение мер административного воздействия.
Согласно ч. 11 ст. 19 исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
В соответствии с п. 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 5 настоящего Положения.
Вышеназванные нарушения зафиксированы протоколом об административном правонарушении N АД-123-м/2016 от 25.05.2016, составленным Цатрян Л.Г. - консультантом отдела по лицензированию медицинской деятельности управления по лицензированию министерства здравоохранения Краснодарского края.
В соответствии со статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, материалы дела об административном правонарушении были направлены в Арбитражный суд Краснодарского края для рассмотрения по существу.
Частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечанием к части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).
При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицо обязано соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий (статьи 2 Закона N 99-ФЗ).
В силу статьи 3 Закона N 99-ФЗ под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
В соответствии с подпунктом 46 пункта 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования медицинской деятельности установлен Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее -Положение о лицензировании медицинской деятельности).
Согласно пункту 1 Положения о лицензировании медицинской деятельности настоящее положение определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково".
Согласно п. 5 и 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также:
а) соблюдение порядков оказания медицинской помощи;
б) соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
в) соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг;
в(1)) соблюдение правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения;
г) повышение квалификации специалистов, выполняющих заявленные работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет.
Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в (1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Так из материалов дела видно, что соответствии с медицинской картой N 43344 стационарного больного в качестве лечащего врача указана Кочергина Е.В., осмотры и назначения также производила врач челюстно-лицевой хирург Кочергина Е.В. При этом пациенту был выставлен диагноз "Возрастная атрофия средней зоны лица".
Согласно Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 декабря 2011 г. N 1496н (далее -Порядок), в отделении челюстно-лицевой хирургии оказывается диагностическая, лечебная и профилактическая помощь больным стоматологическими заболеваниями.
Таким образом, Кочергина Е.В., в соответствии со своей профессиональной подготовкой и занимаемой должностью, не имела права оказывать медицинскую помощь пациенту, имеющему не стоматологическое заболевание.
Дикарев А.С. занимает в ГБУЗ НИИ - ККБ N 1 должность заведующего отделения челюстно-лицевой хирургии, имеет диплом о профессиональной переподготовке ПП-1 N 496199 от 26.03.2011 по ПП "Пластическая хирургия", что, однако, в соответствии с Порядком также не дает ему права оказывать медицинскую помощь пациенту с не стоматологическим заболеванием.
Следовательно, ГБУЗ НИИ - ККБ N 1 допущено нарушение Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 декабря 2011 г. N 1496н.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Положениями части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В нарушение ст. 65 АПК РФ обществом не представлено доказательств принятия всех возможных и необходимых мер по недопущению совершения правонарушения.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что правонарушение совершено юридическим лицом виновно и в действиях учреждения содержится состав правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Вместе с тем суд первой инстанции указал, что установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек. С данным выводом суда суд апелляционной инстанции согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении указанные сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При этом за нарушения законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, о защите прав потребителей срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Из содержания протокола об административном правонарушении следует, что учреждению вменяется грубое нарушение лицензионных требований, при осуществлении медицинской деятельности в части соблюдения порядков оказания медицинской помощи, а именно в связи с оказанием медицинских услуг Курмаз О.А.
Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание характер нарушений лицензионных требований, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, приходит к выводу о том, что данные нарушения не являются длящимися, поскольку согласно медицинской карте Курмаз О.А. проходила лечение в учреждении в период с 10 по 11 июня 2015 года.
Таким образом, с учетом существа вменяемого правонарушения, совершенного в период с 10 по 11 июня 2015 года, на момент вынесении решения судом первой инстанции (01.09.2016) установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности с момента окончания правонарушения истек.
Данные выводы подтверждаются Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 24.11.2015 по делу А60-12257/2015.
Из содержания положений ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, зафиксированное в протоколе об административном правонарушении, устанавливает не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности именно за те деяния, которые отражены в протоколе об административном правонарушении.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, не подлежат восстановлению, и в случае их пропуска суд принимает решение об отказе в привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных административным органом требований о привлечении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Научно-исследовательский институт - Краевая клиническая больница N 1 имени профессора С.В. Очаповского" к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, следует отказать. В связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании подп. 2 ч. 1, подп. 1 ч. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.09.2016 по делу N А32-22315/2016 отменить. В удовлетворении заявленных требований - отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 4.1 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев, при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-22315/2016
Истец: Министерство здравоохранения КК, Министерство здравоохранения Краснодарского края
Ответчик: ГБУЗ "Научно-исследовательский институт-Краевая клиническая больница N 1 имени профессора С.В. Очаповского" минестерства здравоохранения Краснодарского края, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Научно-исследовательский институт - Краевая клиническая больница N 1 имени профессора С. В. Очаповского
Третье лицо: ГБУЗ "Научно-исследовательский институт-Краевая клиническая больница N 1 имени профессора С. В. Очаповского" минестерства здравоохранения Краснодарского края