г. Томск |
|
18 ноября 2016 г. |
Дело N А27-10333/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2016 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего И.И. Терехиной
судей О.Б. Нагишевой, Е.И. Захарчука,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.Г. Семененко
при участии представителей:
от истца: Д.А. Чепарева по дов. N 7/16 от 03.08.2016
от ответчика: Г.Б. Тяпкиной по дов. от 18.05.2016, И.С. Коваленко по дов. от 18.05.2016
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования "Киселевский городской округ" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства Киселевского городского округа (N 07АП-8762/16) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10.08.2016 по делу N А27-10333/2016 (судья Ю.С. Камышова) по иску общества с ограниченной ответственностью "Городское тепловое предприятие" (ОГРН 1134223002308, ИНН 4223061205) к муниципальному образованию "Киселевский городской округ" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства Киселевского городского округа (ОГРН 1074211001248, ИНН 4211020846) о взыскании 35 089 415,57 руб.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Городское тепловое предприятие" (далее ООО "ГТП") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ (л.д.70 т.8), о взыскании с муниципального образования "Киселевский городской округ" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства Киселевского городского округа (далее Управление ЖКХ) за счет казны муниципального образования потери (недополученные доходы), вызванные межтарифной разницей в сумме 25 021 195,73 руб. ""
Решением арбитражного суда от 10.08.2016 (резолютивная часть объявлена 03.08.2016) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Управление ЖКХ в апелляционной жалобе и дополнениях к ней просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь, в том числе на то, что истец не представил в материалы дела документы, подтверждающие объем фактически поставленных коммунальных ресурсов за период, указанный в решении суда. В данном случае необоснованно взыскана задолженность за ноябрь 2015 г. в размере 8 999 857,49 руб. и за период с декабря 2015 по март 2016 г. в размере 8 689 051,65 руб. Кроме того, на момент принятия судом решения между Управлением ЖКХ, ООО "ГТП" и АО "СУЭК - Кузбасс" подписаны договоры о переводе долга на общую сумму 8 668 248,63 руб. В решении суд не указал какой расчет об уменьшении исковых требований им принят во внимание, тогда как согласно представленных уточнений, суммы по оплате разнятся.
К апелляционной жалобе приложены копии договоров перевода долга.
В судебном заседании представитель ответчика поддержала доводы апелляционной жалобы, настаивала на ее удовлетворении, заявив ходатайство о приобщении дополнительных доказательств к материалам дела.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу, его представитель в судебном заседании возражают против отмены решения, указывая на принятие арбитражным судом аналогичного решения по делу N 20145/2015, оставленным без изменения апелляционной и кассационной инстанциями. Оснований для приобщения дополнительных доказательств, по мнению истца, не имеется. Вместе с тем, возражений по доводам апелляционной жалобы отзыв не содержит.
В порядке ст. 158 АПК РФ рассмотрение дела откладывалось на 14 ноября 2016 года.
После отложения представители сторон поддержали все ранее изложенное, от истца поступил дополнительный отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просил оставить решение суда без изменения, поскольку соглашения о переводе долга на сумму 8 668 248,63 руб. фактически подписаны сторонами после вынесения решения, поэтому не могли быть представлены в суд первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь ч. 2 ст. 268 АПК РФ, в целях более полного и всестороннего исследования материалов дела, приобщает документы, поступившие от ответчика: сопроводительные письма от 16.08.2016 и от 18.08.2016, копии договоров перевода долга.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней и отзывов истца, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим изменению.
Материалами дела установлено, что ООО "ГТП", являясь ресурсоснабжающей организацией, осуществляло производство, передачу и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), предоставляло услуги по отоплению и горячему водоснабжению населению Киселевского городского округа.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 15.12.2015 N N 844, 845, 846 для общества были установлены одноставочные тарифы на тепловую энергию - 1672, 59 руб./Гкал, на горячую воду - 119, 33 руб./м.3.
01.08.2015 между ООО "ГТП" и управляющими компаниями, ТСЖ заключены договоры поставки коммунальных ресурсов. В период с ноября 2015 г. по март 2016 г. ООО "ГТП" поставило для нужд населения Киселевского городского округа тепловую энергию и горячее водоснабжение по льготным тарифам на сумму 48 081 612,74 руб., что подтверждается счетами-фактурами, актами выполненных работ.
Решением Совета народных депутатов Киселевского городского округа N 58-н от 26.09.2013 "Об установлении размеров платы за содержание, ремонт жилья и коммунальные услуги", решением Совета народных депутатов Киселевского городского округа от 25.06.2015 г. N26-н "О внесении изменений в Решение Совета народных депутатов Киселевского городского округа от "26" сентября 2013 N 58-н" установлен размер платы за коммунальные услуги, который составляет по отоплению 1035,32 рублей за 1 Гкал; по горячему водоснабжению - 46,45 рублей за 1 м3.
Поскольку тариф реализации услуг населению был установлен ниже экономически обоснованного, то у истца возникли потери.
Пунктом 2.3. Положения "О порядке предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) индивидуальным предпринимателям, а так же физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из местного бюджета", утвержденным Постановлением администрации Киселевского городского округа от 19.09.2011 года N 306 предусмотрено, что субсидии предоставляются юридическим лицам, производителям товаров, работ, услуг для муниципальных нужд и нужд населения в случаях связанных с возмещением недополученных доходов и (или) финансовым обеспечением (возмещением) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг организациям жилищно-коммунального хозяйства и коммунального комплекса, оказывающим населению услуги, тепло-водоснабжения, водоотведения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.
Между истцом и ответчиком заключены соглашения о предоставлении субсидий из бюджета Киселевского городского округа N 27/16 от 25.01.2016, N 42/16 от 03.03.2016, N 52/16 от 08.04.2016 (с протоколом разногласий от 08.04.2016), N 70/16 от 29.04.2016 (с протоколом разногласий от 29.04.2016), N 71/16 от 29.04.2016 (с протоколом разногласий от 29.04.2016)
Условиями данных соглашений предусмотрено, что их предметом является предоставление субсидии из бюджета Киселевского городского округа для возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат по поставке горячей воды, отоплению получателю субсидии при обеспечении (выполнении) горячим водоснабжением, отоплением _ (п. 1.1). Размер бюджетных субсидий по поставке горячей воды, отоплению определяется на основании расчет - заявок, являющихся неотъемлемой частью соглашения (п. 4.1). Перечисление бюджетной субсидии производится Управлением до 30 числа месяца, следующего за расчетным месяцем, с учетом особенностей - по мере поступления денежных средств из бюджета Киселевского городского округа (п. 4.2).
ООО "ГТП" представило в УЖКХ расчет-заявки с приложением всех необходимых документов: расчет-заявка от 10.12.2015 за ноябрь 2016 г. на сумму 8 999 857,49 руб., расчет-заявка от 15.01.2016 за декабрь 2016 г. на сумму 6 202 011,48 руб., расчет-заявка от 11.02.2016 за январь 2016 г. на сумму 7 197 457,22 руб., расчет-заявка от 11.03.2016 за февраль 2016 г. на сумму 6749769,81 руб., расчет-заявка от 08.04.2016 за март 2016 г. на сумму 6 688 263,73 руб. Всего за период с ноября 2015 г. по март 2016 г. ООО "ГТП" предъявило к оплате УЖКХ КГО недополученные доходы, вызванных межтарифной разницей, на общую сумм 35 089 415,57 руб. Ответчиком они возмещены частично.
Неисполнение ответчиком обязанности по компенсации истцу недополученных доходов, вызванных межтарифной разницей, послужило основанием для обращения ООО "ГТП" в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая судебный акт об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что доказательств выплаты компенсации выпадающих доходов в заявленной сумме на момент принятия решения ответчиком в нарушение положений ст. 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Выводы суда первой инстанции соответствуют действующему законодательству и не противоречат представленным в дело материалам.
Статьей 69 Бюджетного кодекса РФ установлено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг.
Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии из местного бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (ст. 78 Бюджетного кодекса РФ).
Возможность участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в гражданских правоотношениях предусмотрена п.2 ч.1 ст.2, ст.124 ГК РФ.
Так, из ст.124 ГК РФ следует, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К ним, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Исходя из п.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 87 от 06.12.2013 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - Постановление Пленума N 87), судам необходимо учитывать, что если такие потери не были полностью или в части компенсированы, в том числе по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для их взыскания в пользу ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования оспаривание акта об установлении тарифа не требуется.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в вышеуказанном Постановлению Пленума, надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение.
От имени муниципального образования согласно ст.125 ГК РФ в суде по искам о возмещении вреда выступают органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Нормами бюджетного законодательства (ст. 158 Бюджетного кодекса РФ) установлено, что таким органом является главный распорядитель бюджетных средств, в данном случае - Управление жилищно-коммунального хозяйства Киселевского городского округа.
В соответствии со ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Исходя из положений ст.421 ГК РФ стороны правоотношений свободны в заключении договора, они могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 23 от 22.06.2006 разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков, в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статей 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот (п.п. 1, 19).
Пункт 18 ч.1 ст.15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относит, в том числе создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
При этом, ст.53 названного выше Закона N 131-ФЗ предусматривает, что формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Статьей 18 Закона N 131-ФЗ установлен принцип, согласно которому по общему правилу финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ).
Неисполнение муниципальным образованием своих обязательств по компенсации затрат, произведенных в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, влечет возникновение убытков и, как следствие, неосновательное сбережение средств, подлежащих в соответствии с законодательством перечислению лицу в качестве возмещения затрат, произведенных в связи с обеспечением вопросов местного значения.
Постановлением администрации Киселевского городского округа N 05-н от 23.01.2014 "О внесении изменений в постановление администрации Киселевского городского округа N 306 от 19.09.2011 "Об утверждении положения "О порядке предоставления бюджетных субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, организациям коммунального комплекса), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из местного бюджета" предусмотрено, что субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, установленных решением о бюджете Киселевского городского округа на соответствующий финансовый год и плановый период, но не более фактического размера затрат или недополученных доходов, возникших в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии предоставляются юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг для муниципальных нужд и нужд населения.
Согласно ст.86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате: принятия муниципальных правовых актов по вопросам, которые вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
Такие расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования.
Основанием для предоставления субсидии является соглашение, заключаемое на один год Управлением ЖКХ с получателем субсидий в соответствии с приложением N 1 к настоящему Положению "О порядке предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из местного бюджета". При заключении Соглашения учитываются плановые показатели, а расчет производится за фактически предусмотренный пунктом 4.6 настоящего Положения отчетный месяц на основании первичных бухгалтерских документов, а также расчета-заявки.
В силу ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
По правилам ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Факт оказания коммунальных услуг ответчиком не оспаривается, контррасчет задолженности им не представлен.
Поскольку обязательства ответчика по выплате субсидий в размере 25 021 195,73 руб. перед истцом не исполнены, исковые требования заявлены обосновано.
Вместе с тем, до принятия объявления резолютивной части решения (03.08.2016), сторонами были заключены договоры о переводе долга от 01.08.2016:
- на сумму 2 500 000 руб., в том числе, по соглашениям N 42/16 (на сумму 805 011,48 руб.) и N 52/16 (на сумму 1 694 988,52 руб.);
- на сумму 3 168 248,63 руб., в том числе, по соглашениям N 52/16 (на сумму 2 369 699,26 руб.) и N 70/16 (на сумму 798 549,37 руб.);
- на сумму 2 000 000 руб. и 1 000 000 руб. по соглашению N 70/16;
Таким образом, на 01.08.2016 задолженность Управления ЖКХ за спорный период была погашена в сумме 8 668 248, 63 руб. и оснований для ее взыскания у ООО "ГТП" не имелось.
В связи с отсутствием у суда первой инстанции договоров о переводе долга от 01.08.2016, обжалуемое решение принято без их учета.
Довод истца, изложенный в дополнительном отзыве на апелляционную жалобу, о том, что соглашения о переводе долга на сумму 8 668 248,63 руб. фактически подписаны сторонами после вынесения решения, поэтому не могли быть представлены в суд первой инстанции, документально не подтвержден и судом апелляционной инстанции не принимается.
Принимая во внимание указанное выше, решение суда первой инстанции подлежит изменению: с Управления ЖКХ следует взыскать недополученные доходы, вызванные межтарифной разницей в размере 16 352 947,1 руб. (25 021 195 руб.- 8 668 248, 63 руб.).
В силу ч. 1 ст. 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Согласно Положению "Об управлении жилищно-коммунального хозяйства Киселевского городского округа" данное управление является органом местного самоуправления, следовательно, ответчик освобождается от уплаты государственной пошлины.
Поскольку истец при обращении с иском государственную пошлину не оплачивал, с него подлежит взысканию в федеральный бюджет 66 341 руб.
Руководствуясь ст. 110, п.2 ст.269, п.3 ч.1 ст.270, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10.08.2016 по делу N А27-10333/2016 изменить, изложив в следующей редакции:
Взыскать с муниципального образования "Киселевский городской округ" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства Киселевского городского округа в пользу ООО "Городское тепловое предприятие" 16 352 947,1 руб. недополученных доходов, вызванных межтарифной разницей.
Взыскать с ООО "Городское тепловое предприятие" в доход федерального бюджета 51 318,71 руб. государственной пошлины по иску.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Терехина |
Судьи |
О.Ю. Киреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-10333/2016
Истец: ООО "Городское тепловое предприятие"
Ответчик: Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Киселевского городского
Хронология рассмотрения дела:
10.04.2017 Определение Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6556/16
15.02.2017 Определение Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6556/16
18.11.2016 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8762/16
10.08.2016 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-10333/16