г. Санкт-Петербург |
|
18 ноября 2016 г. |
Дело N А56-45932/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2016 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Толкунов В.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Лутай В.В.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен (без вызова сторон)
от заинтересованного лица: не явился, извещен (без вызова сторон)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26143/2016) ООО "Жилкомсервис N 1 Адмиралтейского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.09.2016 по делу N А56-45932/2016 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по заявлению ООО "Жилкомсервис N 1 Адмиралтейского района"
к ГЖИ Санкт-Петербурга
об оспаривании постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Адмиралтейского района" (ОГРН 1089847243364, ИНН 7838410142, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д.83; далее - заявитель, ООО "ЖКС N 1 Адмиралтейского района", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (ОГРН 1037867000115, ИНН 7841000298, место нахождения: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А; далее - ГЖИ, Инспекция, административный орган) от 02.06.2016 N 2244/16 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 45 000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 05.09.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда ввиду неверного указания обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, а также отсутствия распоряжений ГЖИ о проведении проверки шкафов с электрощитами, строительных конструкций на лестничных клетках, штукатурного и окрасочного слоя, элементов светильников, окон на лестничных клетках. Кроме того, Общество полагает, что было привлечено к административной ответственности при отсутствии оснований и до истечения срока для устранения по предписанию допущенных нарушений. Результаты проверки, указанные в акте от 21.04.2016 N 01/5673-р, в котором в качестве оснований проведения проверки указано распоряжение ГЖИ N 01/5673-р от 12.04.2016, а представлено распоряжение ГЖИ от 19.04.2016 N01/5673-р, являются недействительными.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по жалобе граждан 21.04.2016 должностным лицом Инспекции проведена внеплановая выездная проверка соблюдения Обществом требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила), при управлении многоквартирным домом (далее также - МКД) по адресу: г. Санкт-Петербург, пр-кт Английский, д. 58, лит. А.
В ходе проверки выявлены нарушения требований Правил:
- шкафы с электрощитами и электроизмерительными приборами на лестничных клетках открыты (нарушение пункта 3.2.18 Правил)
- допущено неисправное состояние строительных конструкций на лестничных клетках: разрушение штукатурного и окрасочного слоев (нарушение пункта 3.2.2 Правил);
- не обеспечено исправное состояние фасада дома: местные разрушение штукатурки и окрасочного слоя фасада дома, трещины в штукатурке, восстановление не произведено (нарушение пунктов 4.2.3.1, 4.2.3.2 Правил);
- не произведена замена вышедших из строя отражателей, рассеивателей и других элементов светильников (нарушение пункта 5.6.6 Правил);
- окна на лестничных клетках находятся в неисправном состоянии (нарушение пунктов 4.8.14, 3.2.3 Правил);
- окна на лестничных клетках находятся в неисправном состоянии: не обеспечен плотный притвор рам, частично отсутствует остекление, фурнитура на рамах, отсутствуют рамы внутреннего остекления (нарушены пункты 4.8.14, 3.2.3 Правил);
- на обеспечен надлежащий температурно-влажностный режим подвального помещения (нарушен пункт 3.4.2 Правил).
Результаты проверки оформлены в акте от 21.04.2016 N 01/5673-р с фотоматериалами.
По результатам проверки 26.05.2016 должностным лицом Инспекции в отношении Общества составлен протокол N 01/5673-р об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ.
Постановлением от 02.06.2016 N 2244/16 ООО "ЖКС N 1 Адмиралтейского района" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 45 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать в числе прочего соблюдение требований к надежности и безопасности МКД; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ).
В статье 7.22 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Субъектом данного административного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Материалами дела подтверждается, ООО "ЖКС N 1 Адмиралтейского района" на основании договора управления N 831-15А/ОСЖ от 01.04.2015 приняло на себя обязательства по управлению общим имуществом МКД по адресу: г. Санкт-Петербург, пр-кт Английский, д. 58, лит. А, выполнению работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД, а также по организации предоставления собственникам коммунальных услуг.
Таким образом, ООО "ЖКС N 1 Адмиралтейского района" является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения (лицом, ответственным за содержание спорного МКД).
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления МКД одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе, собственников помещений в МКД) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению МКД, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в МКД, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда установлены Правилами, изданными с целью обеспечения выполнения установленных нормативов собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими организациями и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда, и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Правила включены в реестр нормативно-правовых актов, зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации от 15.10.2003 N 5176 и являются действующим нормативно-правовым актом.
Согласно пункту 3.2.2 Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках; требуемое санитарное состояние лестничных клеток; нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках.
Располагаемые в лестничных клетках шкафы с электрощитками и электроизмерительными приборами, а также электромонтажные ниши должны быть всегда закрыты (пункт 3.2.18 Правил).
Местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту (пункт 4.2.3.1 Правил).
Согласно пункту 4.2.3.2 Правил с появлением на фасадах зданий отслоений и разрушений облицовочных слоев необходимо:
облицовочные плитки и архитектурные детали, потерявшие связь со стеной, немедленно снять;
отслоившуюся от поверхности стены штукатурку отбить сразу же после обнаружения отслоения;
поврежденные места на фасаде восстановить с заменой всех дефектных архитектурных деталей или их реставрацией.
Организации по обслуживанию жилищного фонда, обслуживающие электрооборудование жилого дома, обязаны:
обеспечивать нормальную, безаварийную работу силовых, осветительных установок и оборудования автоматизации;
обеспечивать запроектированные уровни искусственного освещения общедомовых помещений;
осуществлять мероприятия по рациональному расходованию электроэнергии, по снижению расхода электроэнергии, сокращению затрат времени на осмотр и ремонт оборудования, повышению сроков службы электрооборудования и электрических сетей;
обеспечивать и контролировать работоспособность систем автоматического включения и выключения электрооборудования;
контролировать использование в осветительных приборах коридоров, лестничных клеток, подъездов и других общедомовых помещениях ламп с установленной мощностью, не превышающей требуемой по условиям освещенности;
не допускать нарушения графиков работы электрооборудования;
в насосных установках применять электродвигатели требуемой мощности;
осуществлять очистку от пыли и грязи окон, потолочных фонарей и светильников на лестничных клетках в сроки, определяемые ответственным за электрохозяйство в зависимости от местных условий, чистку светильников следует, как правило, совмещать с очередной сменой перегоревших ламп и стартеров, с заменой вышедших из строя отражателей, рассеивателей и других элементов светильников;
при выявлении неисправностей, угрожающих целостности электрооборудования дома или системы внешнего электроснабжения, безопасности людей, пожарной безопасности, исправности бытовых электроприборов, компьютеров, теле- и радиоаппаратуры немедленно отключить неисправное оборудование или участок сети до устранения неисправности;
немедленно сообщать в энергоснабжающую организацию об авариях в системе внутридомового электроснабжения, связанных с отключением питающих линий и/или несоблюдением параметров подающейся электрической энергии;
принимать меры по предупреждению повреждений в электрической сети, приводящих к нарушениям режима ее функционирования, с целью предотвращения повреждений бытовых электроприборов, компьютеров, теле- и радиоаппаратуры (пункт 5.6.6 Правил).
Согласно пункту 3.2.3 Правил окна и двери лестничных клеток должны иметь плотно пригнанные притворы с установкой уплотняющих прокладок.
Подвалы и технические подполья должны иметь температурно-влажностный режим согласно установленным требованиям (пункт 3.4.2 Правил).
В соответствии с пунктом 4.8.14 Правил лестничные клетки:
должно быть исправным остекление; наличие фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки;
помещение должно регулярно проветриваться, температура воздуха - не менее +16 град. С;
должна быть обеспечена регулярная уборка: обметание окон, подоконников, отопительных приборов - не реже 1 раза в 5 дней; стены - не менее 2 раз в месяц; мытье - не реже 1 раза в месяц;
рекомендуется перед наружными входными дверями устанавливать скребки и металлические решетки для очистки обуви от грязи и снега;
входы из лестничных клеток на чердак или кровлю (при бесчердачных крышах) должны быть закрыты на замок.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Между тем, доказательства, подтверждающие, что Обществом до проведения проверки были приняты все зависящие от него достаточные и эффективные меры, направленные на соблюдение правил содержания и ремонта указанного дома, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, вывод административного органа и суда первой инстанции о виновности и наличии состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, является правомерным, заявителем не оспаривается.
Вопреки мнению заявителя, ограничения по вынесению постановления по статье 7.22 КоАП РФ до истечения срока исполнения выданного предписания КоАП РФ не содержит. Исполнение требований Правил является обязанностью управляющей организации и связывается с общим законопослушанием, для чего не требуется дополнительное предписание административного органа. В настоящем случае административная ответственность применена не за неисполнение предписания.
Вопреки доводам жалобы, указание в акте проверки от 21.04.2016 N 01/5673-р даты распоряжения N 01/5673-р 12.04.2016 вместо 19.04.2016 не изменяет его содержания, носит характер технической ошибки и не затрагивает изменения описания фактических обстоятельств. С распоряжением о проведении
проверки заявитель ознакомлен под роспись.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Наказание назначено в пределах санкции соответствующей нормы с учетом характера и обстоятельств совершения правонарушения (множества выявленных нарушений), степени вины правонарушителя, принципов соразмерности, справедливости и индивидуализации.
Доводы заявителя о том, что ГЖИ вышла за рамки полномочий, проведя проверку содержания общего имущества помимо указанных в жалобах жителей нарушений, отклоняются, поскольку в силу части 1 статьи 28.1 КоАП РФ имелось непосредственное обнаружение факта административного правонарушения, являющееся поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда, ее применение не может иметь произвольных оснований. В данном случае, исходя из объекта посягательства и характера рассматриваемого правонарушения (влияние на безопасность состояния здания, нарушение прав граждан на безопасное и комфортное проживание), количества нарушений, исключительных оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется.
Поскольку судом первой инстанции правильно установлены все фактические обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам и материалам дела, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены либо изменения решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.09.2016 по делу N А56-45932/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-45932/2016
Истец: ООО "Жилкомсервис N1 Адмиралтейского района"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга