17 ноября 2016 г. |
Дело N А83-864/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2016 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Градовой О.Г.,
судей Горошко Н.П.,
Карева А.Ю.,
при ведении протокола секретарем Ждера А.Р.,
при участии:
лица, участвующие в деле, не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 09 сентября 2016 года по делу N А83-864/2016 (судья Осоченко И.К.)
по заявлению Службы финансового надзора Республики Крым (бул. Ленина 5/7, г. Симферополь, Республика Крым)
к обществу с ограниченной ответственностью "Фирма Бекас ЛТД" (ул. Алупкинское шоссе, д. 60, к. В, пгт. Гаспра, г. Ялта, Республика Крым)
заинтересованные лица: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым (295006, ул. Александра Невского, д. 29, г. Симферополь, Республика Крым)
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Ялте Республики Крым (ул. Васильева, д. 16 а, г. Ялта, Республика Крым, 298600)
о взыскании задолженности в бюджет Республики Крым по налогам, сборам и обязательным платежам, которая образовалась по состоянию на 1 января 2015 года,
установил:
Решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении заявления Службы финансового надзора Республики Крым (ОГРН 1149102017536 - л.д. 17 т. 1, далее - Крымфиннадзор или заявитель) о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Фирма Бекас ЛТД" (07 октября 2014 года присвоен ОГРН 1149102052990, ранее зарегистрированное по законодательству Украины с присвоением ИНН 24503332 - л.д. 23-26 т. 1, далее - ООО "Фирма Бекас ЛТД" или плательщик) задолженности по налогам, сборам, обязательным платежам, образовавшейся в переходный период, в сумме 15.023,54 руб. (л.д. 13-24 т. 2).
Судебный акт мотивирован тем, что надлежащими доказательствами не подтверждены основания возникновения такой задолженности, ее размер; включение этой суммы в Реестр, переданный Крымфиннадзору, не является доказательством возникновения задолженности, в этом Реестре отсутствует расчет задолженности.
Крымфиннадзор подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить судебный акт и взыскать с ООО "Фирма Бекас ЛТД" задолженность по тем основаниям, что решение суда принято с нарушением норм материального и процессуального права и при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела. В апелляционной жалобе указано на то, что в сформированном Налоговой службой Республики Крым Реестре плательщиков налогов, имеющих задолженность, за ООО "Фирма Бекас ЛТД" числиться задолженность; документов налогового учета эта налоговая служба заявителю не передала; на соответствующий КБК сумма задолженности от плательщика не поступила (л.д. 46-50 т. 2).
Отзыва на апелляционную жалобу не поступило.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания эти участники извещены определением от 05 октября 2016 года, копии которого получили 10 октября 2016 года, что подтверждается почтовыми уведомлениями и отчетом об отслеживании почтового отправления (л.д. 42-44, 62 т. 2).
Почтовая корреспонденция, направленная по юридическому адресу ООО "Фирма Бекас ЛТД", возвращена почтой за истечением срока хранения (л.д. 59-61 т. 2).
Информация о судебном заседании размещена на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда 06 октября 2016 года, о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 45 т. 2).
Учитывая эти обстоятельства, необязательность явки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании представителей указанных участников.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.
31 декабря 2014 года Налоговая инспекция в г. Ялте Налоговой службы Республики Крым передала Крымфиннадзору Реестр налогоплательщиков, имеющих задолженность по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджет Республики Крым и местные бюджеты по состоянию на 01 января 2015 года по Налоговой инспекции в г. Ялте Налоговой службы Республики Крым (далее - Реестр). Из этого Реестра (п/п N 24) следует, что за ООО "Фирма Бекас ЛТД" (ИНН 24503332) числится задолженность по налогам, сборам, обязательным платежам в сумме 15.024,26 руб., переплата 0,72 руб., итого задолженность - 15.023,54 руб. Других сведений (основания возникновения задолженности, расчеты задолженности) этот Реестр не содержит (л.д. 19-22 т. 1).
15 мая и 01 октября 2015 года на основании этих сведений Крымфиннадзор направил ООО "Фирма Бекас ЛТД" предписание о необходимости в течение 20-ти рабочих дней возместить эту сумму задолженности в бюджет Республики Крым (указаны реквизиты) (л.д. 28-29, 31-32 т. 1). 24 октября 2015 года это предписание получено ООО "Фирма Бекас ЛТД" (л.д. 30 т. 1).
Из представленной Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Ялте Республики Крым (далее - Инспекция ФНС по г. Ялте) карточки лицевого счета плательщика по НДС за 2014 год следует, что ООО "Фирма Бекас ЛТД" ежемесячно декларировало свои налоговые обязательства по НДС, в том числе и за период, предшествующий переходному (до 18 марта 2014 года); эти налоговые обязательства погашались за счет имевшейся переплаты, которая числилась, включая отчетный налоговый период - август 2014 года в сумме 1,74 (валюта не указана); в сентябре-декабре 2014 года обязательства уменьшались путем подачи уточняющих деклараций (л.д. 53-55 т. 1).
Однако суду первой инстанции представлены только декларации, поданные ООО "Фирма Бекас ЛТД" в Налоговую инспекцию в г. Ялте Налоговой службы Республики Крым по НДС за март с обязательством уплаты в бюджет 333 (валюта не указана) (л.д. 56-62 т. 1), за апрель к оплате - 0 (л.д. 63-72 т. 1), за май к оплате - 5781 (л.д. 73-78 т. 1), за июнь (с учетом уточняющего расчета, поданного в октябре) к оплате - 10084 (л.д. 87-99 т. 1), за июль к оплате - 212 (л.д. 79-86 т. 1), за октябрь к оплате - 7730 (л.д. 100-105 т. 1).
Декларации за иные налоговые периоды, в том числе сентябрь, ноябрь-декабрь 2014 года, когда сумма переплаты была погашена, не представлены. Исходя из даты перерегистрации ООО "Фирма Бекас ЛТД" 07 октября 2014 года с присвоением ОГРН 1149102052990 у данного лица возникло обязательство подавать декларации по НДС за период с октября по декабрь 2014 года в федеральную налоговую службу Российской Федерации, а не в Налоговую инспекцию в г. Ялте Налоговой службы Республики Крым.
Из письменных пояснений Крымфиннадзора, данных в суде первой инстанции, следует, что плательщик задекларировал в 2014 году на 34.551,20 руб. обязательств по НДС, оплатил 10.032 руб., часть задолженности списана за счет переплаты (сумма не указана), остаток задолженности составляет 15.023,54 руб., в подтверждение чего представлена указанная выше карточка лицевого счета (л.д. 149-154 т. 1).
В соответствии со статьей 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя (часть 4); в случае непредставления заявителем доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе (часть 5); при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Согласно статье 2 Закона Республики Крым от 29 декабря 2014 года N 56-ЗРК/2014 "Об урегулировании задолженности (переплаты), числящейся за налогоплательщиками, зарегистрированными на территории Республики Крым" (принят Государственным Советом Республики Крым 24 декабря 2014 года) органом, уполномоченным на взыскание с 1 января 2015 года задолженности, образовавшейся в переходный период, установленный Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", у налогоплательщиков, зарегистрированных на территории Республики Крым, определена Служба финансового надзора Республики Крым.
Пункт 1 части 2 статьи 4 Закона Республики Крым от 29 декабря 2014 года N 56-ЗРК/2014 "Об урегулировании задолженности (переплаты), числящейся за налогоплательщиками, зарегистрированными на территории Республики Крым" установил обязанность Службы финансового надзора Республики Крым до 1 января 2015 года обеспечить прием от Налоговой службы Республики Крым Реестра налогоплательщиков с данными о задолженности и переплате, а также учетных и отчетных данных о начислениях и уплате налогоплательщиками налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет Республики Крым и местные бюджеты, состоянии расчетов и обязательств по состоянию на 1 января 2015 года.
Таким образом, специальная норма материального права установила обязанность Крымфиннадзора обеспечить прием не только Реестра налогоплательщиков с данными о задолженности, но и обязанность получить учетные и отчетные данные о начислениях и уплате налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет, а также о состоянии расчетов и обязательств. Доказательств исполнения такой обязанности заявителем суду не представлено.
В соответствии с пунктами 9 и 12 Порядка зачета переплаты или уплаты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались по состоянию на 1 января 2015 года, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 12 мая 2015 года N 254 (ред. от 03 сентября 2015 года), Служба финансового надзора Республики Крым на основании реестров, полученных от Налоговой службы Республики Крым и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым (как держателя информации), в соответствии с Законом Республики Крым от 29 декабря 2014 года N 56-ЗРК/2014 "Об урегулировании задолженности (переплаты), числящейся за налогоплательщиками, зарегистрированными на территории Республики Крым" по каждому отдельному налогоплательщику определяет единое сальдо расчетов с бюджетом Республики Крым путем суммирования общей суммы задолженности и общей суммы переплаты (поступления налогов не позднее 31 декабря 2014 года), а также сумм, перечисленных налогоплательщиком самостоятельно в период с 1 января 2015 года до даты определения сальдо.
Пункты 10-11 этого Порядка устанавливают, что в случае если единое сальдо расчетов с бюджетом по налогоплательщику имеет отрицательное значение, такое сальдо является задолженностью перед бюджетом и подлежит взысканию путем направления предписания или в судебном порядке при неисполнении предписания.
Доказательств определения Крымфиннадзором единого сальдо расчетов с бюджетом по плательщику ООО "Фирма Бекас ЛТД" на основании Реестров, полученных от Налоговой службы Республики Крым и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым (как держателя информации), суду не представлено.
Как следует из материалов дела, Крымфиннадзором сумма задолженности определена только на основании сведений о задолженности по Реестру, полученному от Налоговой службы Республики Крым, при этом этот Реестр не содержит необходимых сведений об учетных и отчетных данных о начислениях и уплате налогоплательщиком налогов и о состоянии расчетов и обязательств по состоянию на 1 января 2015 года.
Представленные карточка лицевого счета и декларации по НДС за отдельные налоговые периоды 2014 года не являются достаточными доказательствами наличия у плательщика задолженности (единого отрицательного сальдо по возникшим обязательствам и оплаченным суммам) исходя из следующего:
1) представлены доказательства по одному виду налога, тогда как законодательство требует определения сальдо по всем видам налога;
2) не представлены декларации по НДС за периоды сентябрь, ноябрь, декабрь 2014 года, то есть периоды, в которых, согласно карточке лицевого счета, обязательства возникали, но переплаты и оплаты не было, в этих периодах обязательства уточнялись;
3) плательщик с октября 2014 года зарегистрирован по законодательству Российской Федерации, а значит, был обязан к подаче деклараций в иной налоговый орган;
4) Крымфиннадзор, имея документы налогового учета (в частности карточку лицевого счета), не принял обязательных для него действий по определению сальдо расчетов ООО "Фирма Бекас ЛТД" с местным бюджетом.
Учитывая изложенное, в соответствии со статьей 216, главой 20 АПК РФ у суда первой инстанции не было оснований для удовлетворения заявленных требований, так как заявитель не доказал, а судом не установлено обстоятельств, являющихся основанием для взыскания задолженности, а именно основания для взыскания суммы задолженности, правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Доводы апелляционной жалобы о том, что достаточно для взыскания задолженности сведений Реестра и составленного на основании этих сведений предписания, являются необоснованными и противоречат требованиям статей 64 и 68 АПК РФ.
Необоснованной является позиция Крымфиннадзора о том, что о наличии задолженности свидетельствует непоступление денежных средств на код бюджетной классификации (далее - КБК) 836 1 09 90010 02 1000 110 и/или 836 1 09 90010 02 4000 110, поскольку это косвенные доказательства; правила по перечислению денежных средств в счет погашения задолженности по налогам на эти реквизиты начали действовать с 1 января 2015 года, что следует из Постановления Совета министров Республики Крым от 12 мая 2015 года N 254 (ред. от 03 сентября 2015 года) "Об утверждении Порядка зачета переплаты или уплаты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались по состоянию на 1 января 2015 года", тогда как уплата могла быть в 2014 году.
На основании установленных обстоятельств и названных норм материального и процессуального права Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права и при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, иных оснований для его отмены (изменения) не установлено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 09 сентября 2016 года по делу N А83-864/2016 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
Н.П. Горошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-864/2016
Истец: Служба финансового надзора Республики Крым
Ответчик: ООО "ФИРМА БЕКАС ЛТД"
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Ялте Республики Крым, ИФНС России по г. Ялте Республики Крым, ООО "ФИРМА БЕКАС ЛТД", Управление Федеральной Налоговой Службы России по Республике Крым, УФНС Росиии по Республике Крым