Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 14 февраля 2017 г. N Ф09-12434/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
18 ноября 2016 г. |
Дело N А60-17907/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 ноября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.,
судей Риб Л.Х., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания Мельниковой Э.И.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "МИДАС" (ИНН 6658440940, ОГРН 1136658027549): не явились;
от заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (ОГРН 1026605251287, ИНН 6661089658): Шурыгина И.Р. по доверенности от 13.09.2016;
от третьих лиц: 1) Государственного учреждения Свердловской области "Сысертское лесничество": не явились; 2) Департамента лесного хозяйства Свердловской области: Феоктистов К.В. по доверенности от 23.03.2016;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя общества с ограниченной ответственностью "МИДАС"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 18 августа 2016 года по делу N А60-17907/2016,
принятое судьей Водолазской С.Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МИДАС" к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области
о признании незаконным ненормативного правового акта,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "МИДАС" (далее - заявитель, ООО "МИДАС") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 06.04.2016 N 12-01-82/3102, об отказе во включении участка Первомайский в Перечень участков недр местного значения, предоставляемых в пользование.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.08.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "МИДАС" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В апелляционной жалобе ссылается на отсутствие в действующем законодательстве запрета на геологическое изучение месторождений полезных ископаемых в лесопарковых зонах.
Заинтересованное лицо Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал позицию, содержащуюся в отзыве на апелляционную жалобу.
Третьими лицами Департаментом лесного хозяйства Свердловской области и Государственным учреждением Свердловской области "Сысертское лесничество" отзывы на апелляционную жалобу не представлены. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента лесного хозяйства Свердловской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Заявитель ООО "МИДАС" и третье лицо Государственное учреждение Свердловской области "Сысертское лесничество" о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 27.01.2016 ООО "МИДАС" обратилось в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области с заявкой на включение предложенного им участка недр местного значения (участок строительного камня Первомайский), в Перечень участков недр местного значения, предоставляемых в пользование на территории Свердловской области. При этом в заявке в качестве планируемого вида пользования недрами отмечено "геологическое изучение в целях поисков и оценки месторождения общераспространенных полезных ископаемых", а качестве сферы предполагаемого использования полезного ископаемого указано "производство фракционированного щебня для строительных работ".
По результатам рассмотрения данной заявки Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области направило в адрес ООО "МИДАС" письмо от 06.04.2016 N 12-01-82/3102, в котором указано, что участок Первомайский не может быть включен в проект Перечня участков недр местного значения, предоставляемых в пользование, поскольку получена информация от собственника земельного участка о невозможности использования земельного участка в соответствии с заявленной целью (письмо Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 04.04.2016 N 24-01-80-2496/16).
Не согласившись с указанным решением Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, ООО "МИДАС" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что основания для признания недействительным оспариваемого решения отсутствуют.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 7.1 ст. 4 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
Подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения в отношении участков недр местного значения осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами. Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании указанных перечней устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр (ст. 2.3 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").
Приказом Роснедр от 15.06.12 N 687 утвержден Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней. Из данного нормативного акта не следует, что перечень участков недр местного значения разрабатывается и формируется по заявкам заинтересованных лиц.
Согласно абз.2 п. 11 Порядка принятия решений о подготовке, рассмотрении, согласовании перечней участков недр местного значения на территории Свердловской области, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 14.10.2014 N 831,
Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области в течение 10 рабочих дней с даты принятия к рассмотрению заявки направляет запросы собственникам земельного участка, землепользователям, землевладельцам или арендаторам земельного участка, на территории которого расположен заявленный участок недр, - для получения информации о возможностях и об условиях использования земельного участка в соответствии с заявленной целью.
В силу п. 13 Порядка принятия решений о подготовке, рассмотрении, согласовании перечней участков недр местного значения на территории Свердловской области, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 14.10.2014 N 831, в случае наличия на заявленном участке недр ограничения пользования недрами или земельным участком, на территории которого расположен заявленный участок недр, или информации о невозможности использования земельного участка в соответствии с заявленной целью от собственников земельного участка, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельного участка или от установленных действующим законодательством согласующих органов и организаций, или отрицательного заключения по вопросу предоставления права пользования заявленным участком недр от органа местного самоуправления, заявленный участок недр не включается в проект Перечня участков недр местного значения, предоставляемых в пользование. Заинтересованное лицо извещается об этом в течение 5 рабочих дней с даты поступления соответствующего заключения или справки с приложением его (ее) копии.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Закона Свердловской области от 24.04.2009 N 25-ОЗ "Об особенностях пользования участками недр местного значения в Свердловской области" решение о предоставлении субъекту предпринимательской деятельности права пользования участком недр местного значения без проведения аукциона принимается уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере управления природными ресурсами при наличии предварительного письменного согласия собственника земельного участка, землепользователя, землевладельца или арендатора земельного участка на предоставление земельного участка, в границах которого расположен соответствующий участок недр.
Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере управления природными ресурсами обязан принять решение об отказе в предоставлении субъекту предпринимательской деятельности права пользования участком недр местного значения без проведения аукциона в случае отсутствия предварительного письменного согласия собственника земельного участка, землепользователя, землевладельца или арендатора земельного участка на предоставление земельного участка, в границах которого расположен соответствующий участок недр (ч. 5 ст. 16 Закона Свердловской области от 24.04.2009 N 25-ОЗ "Об особенностях пользования участками недр местного значения в Свердловской области").
В ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации перечислены виды использования лесов, в том числе выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых.
Согласно ч. 1 ст. 43 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со ст. 21 названного Кодекса.
В п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для осуществления работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых.
В соответствии со ст. 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются ст. ст. 102-109 данного Кодекса.
Так, согласно ч. 4 ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (ч. 5 ст. 102 Лесного кодекса Российской Федерации).
Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что при рассмотрении поступившей заявки ООО "МИДАС" на включение предложенного им участка недр местного значения (участок строительного камня Первомайский), в Перечень участков недр местного значения, предоставляемых в пользование на территории Свердловской области, Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, руководствуясь п. 11 Порядка принятия решений о подготовке, рассмотрении, согласовании перечней участков недр местного значения на территории Свердловской области, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 14.10.2014 N 831, направило в Департамент лесного хозяйства Свердловской области запрос от 04.03.2016 N 12-01-80/1973 о даче предварительного письменного согласия на предоставление в установленном порядке участка для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых в границах Первомайского участка, расположенного на территории Сысертского городского округа на землях лесного фонда, включая информацию о возможностях и об условиях использования земельного участка.
Согласно письма Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 04.04.2016 N 24-01-80-2496/16 испрашиваемый земельный участок расположен на землях лесного фонда Сысертского лесничества в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов (лесопарковая зона) в квартале N 17 Арамильского участка Сысертского участкового лесничества, в связи с чем предварительное согласование по предоставлению в установленном порядке земельного участка для указанных целей невозможно (л.д. 17).
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что исходя из установленных ч. 4 ст. 21, ч. 5 ст. 102 Лесного кодекса Российской Федерации ограничений на осуществление деятельности, несовместимой с целевым назначением защитных лесов; при отсутствии предусмотренного действующими нормативными актами предварительного согласования Департамента лесного хозяйства Свердловской области на использование земельного участка в соответствии с заявленной целью, Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области правомерно отказало ООО "МИДАС" во включении участка недр местного значения (участок строительного камня Первомайский), в Перечень участков недр местного значения, предоставляемых в пользование на территории Свердловской области. При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что вопреки доводам апелляционной жалобы, заявителем не доказано наличие оснований для перевода защитных лесов в эксплуатационные леса, при том, что в ч. 6 ст. 105 Лесного кодекса Российской Федерации прямо установлено, что изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, с учетом установленным по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого решения Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, в связи с чем суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных ООО "МИДАС" требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
ООО "МИДАС" представлено платежное поручение от 05.09.2016 N 75, подтверждающее уплату государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3000 рублей. Однако при обращении с апелляционной жалобой на решение арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных актов государственная пошлина составляет 1500 руб. (подп.12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации). В связи с чем, заявителю подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 августа 2016 года по делу N А60-17907/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МИДАС" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "МИДАС" (ИНН 6658440940, ОГРН 1136658027549) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 05.09.2016 N 75.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.В.Варакса |
Судьи |
Л.Х.Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-17907/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 14 февраля 2017 г. N Ф09-12434/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "МИДАС"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Государственное казенное учреждение Свердловской области "Сысертское лесничество", Департамент лесного хозяйства Свердловской области