Требование: о возмещении вреда
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
г. Пермь |
|
18 ноября 2016 г. |
Дело N А50-10918/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 ноября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мартемьянова В.И.,
судей Мармазовой С.И., Плаховой Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Клаузер О.О.,
от лиц, участвующих в деле, не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции
дело по иску Государственного казенного учреждения Службы весового контроля Республики Башкортостан (ОГРН 1120280040286, ИНН 0276143260)
к обществу с ограниченной ответственностью "Контрактурал" (ОГРН 1126686017028, ИНН 6686014044)
третье лицо: индивидуальный предприниматель Баев Ильшат Хамзанович (ОГРНИП 304591807100058, ИНН 591800156828),
о возмещении вреда,
установил:
Государственное казенное учреждение Службы весового контроля Республики Башкортостан (далее - истец) обратилось в суд с иском о взыскании с индивидуального предпринимателя Баева Ильшата Хамзановича (далее - ответчик) 638 320 руб. 00 коп. в счет возмещения вреда, нанесенного автомобильной дороге регионального или межмуниципального значения Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 26 июля 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец, не согласившись с принятым судебным актом, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и разрешить вопрос по существу.
Заявитель апелляционной жалобы не согласен с выводом суда о том, что истцом не представлено надлежащих доказательств, что вред был причинен именно посредством транспортного средства, находящегося во владении и пользовании ИП Баева И.Х., а также наличие трудовых отношений ИП Баева И.Х. с водителем Киряковым С.В.
Указывает что, 15.07.2016 в адрес суда направил ходатайство о замене ненадлежащего ответчика ИП Баева И.Х. на надлежащего ООО "Контракурал" и представил договор аренды транспортного средства без экипажа от 14.01.2014. Однако, суд первой инстанции данное ходатайство отклонил.
До начала судебного заседания от Баева И.Х. поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направили, что в соответствии с ч.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению дела в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, признав доводы апелляционной жалобы в части отказа в удовлетворении ходатайства о замене ненадлежащего ответчика, на основании ч. 6 ст. 268 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определением от 18.10.2016 перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
В этой связи на основании ч. 2 ст. 46 АПК РФ общество с ограниченной ответственностью "Контрактурал" (ОГРН 1126686017028, ИНН 6686014044) (далее - общество "Контрактурал") привлечен к участию в деле в качестве ответчика, ИП Баев И.Х. в качестве третьего лица.
Рассмотрение дела назначено на 16.11.2016 на 16 час. 00 мин.
Изучив материалы дела, оценив доводы искового заявления и возражений на него, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 08.04.2014 г. сотрудниками ГИБДД совместно с сотрудниками истца на пункте весового контроля ППВК N 6 на 9 км. автодороги Дюртюли-Нефтекамск установлен факт превышения допустимых осевых нагрузок транспортного средства тягача РЕНО ПРЕМИУМ 450 D, государственный регистрационный знак В998АУ 159 с полуприцепом КОГЕЛЬ S24, государственный регистрационный знак АО7897 59, а также отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза, под управлением водителя Кирякова С. В.
По факту выявленного нарушения составлен акт N 698 от 08.04.2014 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось (л.д. 41).
В связи с выявленным превышением установленных ограничений по осевым нагрузкам транспортного средства истцом произведен расчет ущерба, причиненного дороге федерального значения, который составил 638 320,00 руб.
Поскольку ответчиком в добровольном порядке требование о возмещении ущерба не исполнено, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Как утверждает истец, фактически на момент нарушения транспортное средство находилось во владении общества "Контрактурал".
В ходе рассмотрения иска, истцом было заявлено ходатайство о замене ненадлежащего ответчика, которое судом первой инстанции было оставлено без удовлетворения. Ввиду этого суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению спора по правилам, установленным в суде первой инстанции, с привлечением надлежащего ответчика - общества "Контрактурал".
В подтверждении данного довода в материалы дела представлен договор аренды транспортного средства без экипажа от 14.01.2014, согласно условиям которого Баев И.Х. (арендодатель) передал, а общество "Контрактурал" (арендатор) принял в срочное и возмездное пользование без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации транспортные средства: грузовой тягая седельный РЕНО ПРЕМИУМ 450 D, государственный регистрационный знак В998АУ 159, и полуприцеп грузовой КОГЕЛЬ S24, государственный регистрационный знак АО7897 59.
В соответствии с п. 7.1 вышеназванного договора имущество передается арендатору сроком до 31.12.2014.
Суд апелляционной инстанции считает данный довод истца, что транспортное средство на момент нарушения находилось во владении общества "Контракурал", подтвержденным. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, апелляционный суд считает, что иск подлежит удовлетворению на основании нижеследующего.
В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (ч. 1 ст. 1079 ГК РФ).
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах).
Согласно п. 11 и 13 ст. 11 Закона об автомобильных дорогах, установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, порядка определения размера такого вреда; порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных грузов; порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Порядок перевозки тяжеловесных грузов регламентирован Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, зарегистрированной в Министерстве юстиции 08.08.1996 N 1146 (далее - Инструкция), ряд положений которой были исключены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24.07.2012 N 258 (далее - Приказ).
По смыслу п. 1, 2 Приказа перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном в настоящем Приказе.
Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 8 ст. 31 Закона об автомобильных дорогах).
В соответствии с п.п. 2, 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934, вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств; размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от: а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, значений, в том числе: а) предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; г) базового компенсационного индекса текущего года.
В таблице 2 Приложения к названным Правилам установлен размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
Исходя из приведенных положений, превышение значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства наряду с превышением значения предельно допустимой массы транспортного средства является самостоятельным основанием для возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам.
В силу п.п. 2, 3 Правил расчеты размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения осуществляются Федеральным дорожным агентством в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата агентства и бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных агентству на руководство и управление в сфере установленных функций.
В соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 15.02.2013 N 166-р Государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан является владельцем дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения на праве оперативного управления.
В Соглашении о разделении полномочий в сфере организации перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, заключенном между Государственным казенным учреждением Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан и Учреждением, утвержденном председателем Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству 27.11.2012, Государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан приняло на себя обязанности по осуществлению полномочий владельца автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, закрепленных за ним на праве оперативного управления, согласно Перечню, утвержденному Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02.02.2012 N 28 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения".
Согласно подп. "а" п. 1.1 указанного соглашения Учреждение принимает предусмотренные п. 2.2.1.1.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 27.04.2011, полномочия по обеспечению взвешивания транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения.
Таким образом, Государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан является уполномоченным органом, осуществляющим управление автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения, переданными учреждению в управление, исполняющему функции балансодержателя и заказчика дорожных работ, наделенного полномочиями по выдаче специальных разрешений на провоз тяжеловесных грузов в с взиманием соответствующей платы в федеральный бюджет Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.2 Устава Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан, утвержденного Председателем Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству от 04.10.2012, предметом деятельности Учреждения является осуществление мероприятий по организации контроля перевозок опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения совместно с органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республики Башкортостан, владельцем автомобильных дорог, а также иными заинтересованными лицами.
В соответствии с п. 1.5 Устава функции и полномочия учредителя учреждения от имени Республики Башкортостан осуществляет Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству. Функции и полномочия собственника имущества Учреждения от имени Республики Башкортостан осуществляет Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
Следовательно, Государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан осуществляет контроль за соблюдением допустимых весовых параметров на территории Республики Башкортостан.
Распоряжением правительства Республики Башкортостан от 06.02.2014 N 76-р на автомобильных дорогах республики было введено временное ограничение движения транспортных средств с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси согласно приложениям 1,2,3 к указанному распоряжению.
Актом N 698 от 08.04.2014 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось (л.д. 41) факты такого превышения установлены.
Принадлежность автотранспортного средства тягача РЕНО ПРЕМИУМ 450 D, государственный регистрационный знак В998АУ 159 с полуприцепом КОГЕЛЬ S24, государственный регистрационный знак АО7897 59, ответчику обществу "Контрактурал" подтверждена материалами дела и ответчиком не оспорено.
По смыслу ст. 9, 65 АПК РФ бремя доказывания соблюдения условий перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов возложено на перевозчика (ответчика).
Согласно акту N 698 от 08.04.2014 зафиксировано превышение предельно допустимых нагрузок на ось. Также зафиксирован факт перевозки груза без специального разрешения, предусмотренного ст. 31 Закона об автомобильных дорогах.
Взвешивание транспортного средства осуществлялось на весовом оборудовании (ВА-15С-весы автомобильные переносные) фирмы МЕТА, модификации (модель) ВА-15С-2, заводской номер N 1925 и N 1926. Данные весы признаны пригодными к применению и проверены 02.12.2013, что подтверждается отметками в паспортах весов (л.д. 33-40).
Таким образом, факты осуществления перевозки ответчиком крупногабаритного (тяжеловесного) груза, нарушения положений по допустимым осевым нагрузкам транспортного средства, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами.
Доказательства наличия у ответчика на момент осуществления перевозки специальных разрешений, выданных в соответствующем порядке, материалы дела не содержат.
Возражений на иск ответчиком обществом "Контракурал" в материалы дела не представлено.
В обоснование размера причиненного ущерба истец представил расчет, согласно которому размер ущерба составил 638 320 руб. 00 коп.
В силу Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934, размер, порядок исчисления и взимания платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящих неделимые тяжеловесные и крупногабаритные грузы, при проезде по территориальным автомобильным дорогам устанавливается в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным дорогам, а также определения порядка учета, поступления и использования указанных средств.
В Республике Башкортостан размер вреда определен Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 01.03.2010 N 59 "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (ТГ), при движении транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения".
Данным Постановлением утверждается размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, а также размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
Приведенный истцом расчет суммы причиненного ущерба судом проверен и признан правильным.
Таким образом, учитывая доказанность истцом совокупности условий, необходимых для привлечения лица к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения ущерба, суд апелляционной инстанции считает исковые требования Учреждения подлежащими удовлетворению, взыскав с общества "Контракурал" фактически владеющего транспортным средством на момент выявления нарушения, в возмещение причиненного ущерба 638 320 руб. 00 коп.
Решение Арбитражного суда Пермского края от 26 июля 2016 года подлежит отмене на основании ч. 6 ст. 268 АПК РФ, поскольку судом апелляционной инстанции установлен факт рассмотрения дела с участием ненадлежащего ответчика.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине по иску и апелляционной жалобе возлагаются на ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 26 июля 2016 года по делу N А50-10918/2016 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "КонтрактУрал" (ОГРН 1126686017028, ИНН 6686014044) в пользу Государственного казенного учреждения Службы весового контроля Республики Башкортостан (ОГРН 1120280040286, ИНН 0276143260) денежные средства в возмещение ущерба в размере 638 320 руб. 00 коп.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "КонтрактУрал" (ОГРН 1126686017028, ИНН 6686014044) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 15 766 руб. 40 коп.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В.И. Мартемьянов |
Судьи |
С.И. Мармазова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-10918/2016
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СЛУЖБА ВЕСОВОГО КОНТРОЛЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: Баев Ильшат Хамзанович, ООО "КОНТРАКТУРАЛ"
Третье лицо: Баев Ильшат Хамзанович