Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Москва |
|
18 ноября 2016 г. |
дело N А40-81381/16 |
Резолютивная часть постановления оглашена 01.11.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.11.2016.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей |
Каменецкого Д.В., Якутова Э.В., |
при ведении протокола |
Секретарем судебного заседания Бахтияровым Р.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной инспекции по контролю за использование объектов недвижимости г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.09.2016
по делу N А40-81381/16, принятое судьей Девицкой Н.Е.
по заявлению Некоммерческого партнерства Культурно-досуговая ассоциация "Россия" (129010, Москва, проспект Мира, дом 30, стр. 2, ОГРН 1047746001599)
к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы (101000, Москва, Лубянский проезд, дом 3/6, стр. 6, ОГРН 5067746661351)
о признании незаконным и отмене постановления;
при участии:
от заявителя - Казеев В.В. по доверенности от 17.02.2016;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.09.2016 признано незаконным и отменено постановление Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы от 29.03.2016 по делу N 110-НФ/9009041-16 и предписание от 18.02.2016 N 9009041.
Инспекция, не согласившись с принятым решением, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления, по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представитель заявителя против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании поручения от 08.02.2016 N 9009041 сотрудниками инспекции по недвижимости проведено обследование объекта недвижимости, расположенного по адресу: Москва, проспект Мира, дом 30, строение 2 (том 2 л.д. 31).
По результатам обследования составлен рапорт от 09.02.2016 N 9009041 (том 1 л.д. 11-12), из которого следует, что по адресу: 129090, Москва, проспект Мира, дом 30, строение 2 расположено 2-этажное нежилое кирпичное здание, являющееся объектом культурного наследия согласно реестру объектов культурного наследия Департамента культурного наследия г. Москвы. Некоммерческое партнерство Культурно-досуговая ассоциация "Россия" использует нежилые помещения площадью 545, 2 кв.м. (всё здание) по адресу: Москва, проспект Мира, дом 30, строение 2, на основании договора аренды от 01.06.2002 N 00-00046/03 сроком действия до 01.07.2019, заключенного с Департаментом городского имущества г. Москвы, для использования под административные цели. Нежилые помещения являются собственностью г. Москвы. Данное здание относится к объекту культурного наследия.
Некоммерческим партнерством Культурно-досуговая ассоциация "Россия" предоставлены в пользование ООО "Брюсс" нежилые помещения площадью 198 кв.м. (подвал, помещение II, комнаты 3, 12-14 (используются под кухню), комната 4 (обеденный зал), комнаты 5-9, 11 (подсобные помещения); 1 этаж, помещение II (согласно поэтажному плану БТИ от 18.10.2007), комнаты 2, 7, 15, комната 17 (помещение кухни), комнаты 3-6 (туалеты) и подсобные помещения (комнаты 1, 8-10, 18-21) для использование под кафе.
По мнению инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Некоммерческим партнерством Культурно-досуговая ассоциация "Россия" нарушен установленный Правительством г. Москвы порядок согласования распоряжения объектом нежилого фонда, являющегося объектом культурного наследия.
18.02.2016 уполномоченным должностным лицом инспекции по недвижимости составлен протокол о выявленных административных правонарушениях в сфере учета и использования объектов нежилого фонда N 9009041, согласно которому выявлены нарушения Некоммерческим партнерством Культурно-досуговая ассоциация "Россия" п. п. 3.3.1.15, 3.3.1.16 Положения об управлении объектами нежилого фонда, находящимися в собственности г. Москвы, утвержденным постановлением Правительства г. Москвы от 29.06.2010 N 540-ПП, ответственность за которые предусмотрена ч. 3 ст. 9.6 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях (том 1 л.д. 13-15).
Инспекцией 18.02.2016 вынесено предписание (требование об устранении нарушений законодательства) N 9009041, срок устранения допущенных нарушений которого установлен до 18.04.2016 (том 1 л.д. 16-17).
По результатам рассмотрения административного дела, 29.03.2016 Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы по делу N 110-НФ/9009041-16 вынесено постановление о привлечении Некоммерческого партнерства Культурно-досуговая ассоциация "Россия" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 9.6 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях в виде взыскания административного штрафа в размере 150.000 руб.
Не согласившись с указанными предписанием и постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу о недоказанности инспекцией по недвижимости события вмененного заявителю административного правонарушения, вину заявителя в его совершении, как следствие, не доказал состава административного правонарушения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частями 1, 2 ст. 9.6 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях предусмотрено, что за нарушение установленного Правительством г. Москвы порядка согласования распоряжения объектами нежилого фонда, находящимися в собственности г. Москвы, переданными в безвозмездное пользование, хозяйственное ведение, оперативное управление; нарушение установленного Правительством Москвы порядка согласования распоряжения объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы и переданными в аренду (в том числе порядка согласования передачи объекта аренды полностью или частично в субаренду, в качестве предмета залога, паевого взноса, вклада в уставный (складочный) капитал юридических лиц, передачи полностью или частично прав по договору аренды третьим лицам), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 100.000 до 300.000 руб.
Согласно ч. 3 ст. 9.6 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях действия, указанные в том числе в ч. 2 настоящей статьи, совершенные в отношении объектов нежилого фонда, являющихся объектами культурного наследия, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от 150.000 до 300.000 руб.
Порядок занятия и использования объектов нежилого фонда, находящихся в собственности г. Москвы, в том числе являющихся объектами культурного наследия, определен Положением об управлении объектами нежилого фонда, находящимися в собственности г. Москвы, утвержденным постановлением Правительства г. Москвы от 29.06.2010 N 540-ПП.
Оспариваемым постановлением от 29.03.2016 установлено, что Некоммерческого партнерства Культурно-досуговая ассоциация "Россия" использует нежилое 2-этажное кирпичное здание общей площадью 545 кв.м., являющееся объектом культурного наследия согласно реестру объектов культурного наследия Департамента культурного наследия г. Москвы.
Основанием использования является договор аренды от 01.06.2002 N 00-00046/03 сроком действия по 01.07.2019, заключенный с Департаментом городского имущества г. Москвы, согласно которому Некоммерческое партнерство Культурно-досуговая ассоциация "Россия" передано в арендное пользование здание-памятник, расположенное по адресу: Москва, проспект Мира, дом 30, строение 2 площадью 324, 6 кв.м.
Согласно дополнительному соглашению от 15.05.2008 к охранно-арендному договору от 01.06.2002 площадь переданных Некоммерческому партнерству Культурно-досуговая ассоциация "Россия" помещений составляет 545, 2 кв.м.
Из имеющегося в деле договора субаренды от 01.11.2011 N 1/11 следует, что ООО "Брюс" переданы в субаренду помещения общей площадью 160,8 кв. м., а именно: помещения N 10-18 на 1 этаже площадью 120, 5 кв. м, помещения N 1-2 в подвале площадью 40, 3 кв.м.
Указанный договор зарегистрирован в установленном порядке под номером N 77 4444-11/093/2011-76.
Как следует из рапорта о результатах обследования объекта недвижимости от 09.02.2016 N 9009041 и указывалось ранее, Некоммерческое партнерство Культурно-досуговая ассоциация "Россия" предоставило в пользование ООО "Брюс" нежилые помещения площадью 198 кв. м. (подвал, помещение II, комнаты 3, 12-14 (используются под кухню), комната 4 (обеденный зал), комнаты 5-9, 11 (подсобные помещения); 1 этаж, помещение II (согласно поэтажному плану БТИ от 18.10.2007), комнаты 2, 7, 15 комната 17 (помещение кухни), комнаты 3-6 (туалеты) и подсобные помещения (комнаты 1, 8 - 10, 18-21) для использования под кафе.
Согласно охранно-арендному договору от 01.06.2002 N 54/ист/1 Некоммерческое партнерство Культурно-досуговая ассоциация "Россия" передано в арендное пользование здание-памятник, расположенное по адресу: Москва, проспект Мирпа, дом 30, строение 2, площадью 324, 6 кв.м.
Согласно дополнительному соглашению от 15.05.2008 площадь переданных помещений составляет 545, 2 кв. м.
В соответствии с дополнительным соглашением от 24.04.2010 к охранно-арендному договору от 01.06.2002 N 54/ист/1, в редакции дополнительного соглашения от 01.03.2004, на пользование недвижимым памятником истории и культуры "Хозяйственный корпус 1895 года" по адресу: проспект Мира, дом 30, строение 2, арендатор обязан заключить с Москомнаследием охранное обязательство на объект аренды и использовать объект исключительно по назначению в соответствии с п. 1 договора аренды и охранным обязательством.
Согласно охранному обязательству пользователя объекта культурного наследия от 02.06.2014 N 77368-2014, Некоммерческое партнерство Культурно-досуговая ассоциация "Россия" принимает на себя обязательства по обеспечению сохранности объекта культурного наследия для использования его в целях реализации уставной деятельности.
Согласно п. 1.3 Устава Некоммерческого партнерства Культурно-досуговая ассоциация "Россия" партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе деятельность ресторанов и кафе (55.30), деятельность учреждений клубного типа (92.51), прочая зрелищно-развлекательная деятельность (92.34).
Таким образом, использование помещений в целях реализации уставной деятельности предусматривает использование помещений под кафе.
Согласно кадастрового паспорта на здание, расположенное по адресу: Москва, проспект Мира, дом 30, строение 2 от 24.06.2011 последнего обследования - 2007, по результатам обследования установлена заявленная собственником площадь в размере 545, 2 кв. м.
В экспликации Центрального ТБТИ указано, что помещение N 1 подвала - тип учрежденческие, помещение N 2 подвала - тип общественного питания, помещение N 1 1 эт. - тип Учрежденческие, помещение N 2 1 эт. - тип общественного питания.
Указанные документы выданы по результатам реконструкции здания, произведенной собственником.
Кадастровый паспорт и экспликация отражают реализацию утвержденного собственником проекта реконструкции, в соответствии с которым помещения N 2 подвала и N 2 1 этажа предназначены для общественного питания.
Из имеющегося в деле договора субаренды от 01.11.2011 N 1/11 следует, что ООО "Брюс" переданы в субаренду помещения общей площадью 160, 8 кв.м., а именно: помещения N N 10-18 на 1 этаже площадью 120, 5 кв.м., помещения N 1-2 в подвале площадью 40, 3 кв. м. под кафе.
Некоммерческое партнерство Культурно-досуговая ассоциация "Россия" с согласия арендодателя предоставило ООО "Брюс" помещения по договору субаренды от 01.11.2011 N 1/11.
Указанный договор зарегистрирован в установленном порядке под номером N 774444-11/093/2011-76.
Расчет размера годовой арендной платы исчислялся арендодателем для Некоммерческого партнерства Культурно-досуговая ассоциация "Россия", исходя из предоставления подвала и наземной части в субаренду, что подтверждается подписанным сторонами Приложением N 1 к дополнительному соглашению от 15.05.2008 к охранно-арендному договору от 01.06.2002 N 54/ист/1 (в редакции дополнительного соглашения от 01.03.2004).
Таким образом, Некоммерческое партнерство Культурно-досуговая ассоциация "Россия" осуществляет оплату аренды по повышенной ставке, с учетом договора субаренды.
ООО "Брюсс" осуществляло эксплуатацию помещений на законных основаниях, а правоустанавливающие документы оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе законодательства г. Москвы. Доказательств, подтверждающих использование Некоммерческое партнерство Культурно-досуговая ассоциация "Россия" арендуемого помещения в качестве кафе помещения административным органом не представлено.
Данные обстоятельства нашли свое подтверждение в решении Арбитражного суда г. Москвы от 15.07.2016 по делу N А40-81377/2016-79-703, вступившем в законную силу 01.08.2016.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Довод инспекции по недвижимости о том, что согласно протоколу от 18.02.2016 N 9009041 в состав помещений, распоряжение которыми вменяется Некоммерческому партнерству Культурно-досуговая ассоциация "Россия", входит не только часть помещений, переданных по договору субаренды от 01.11.2011 N 1/11, но и помещения, не указанные в договоре субаренды от 01.11.2011 N 1/11, а именно подвал, помещение II, комнаты 3, 12-14, 4, 5-9, 11; 1 этаж, помещение II (согласно поэтажному плану БТИ.10.2007), комнаты 2, 7, 3-6, 1, 8-9, 19-21, не подтвержден документально.
Административным органом не доказано наличие в действиях заявителя события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 9.6 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях, что в силу ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исключает производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела и правильно применены нормы материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.09.2016 по делу N А40-81381/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-81381/2016
Истец: НП КДА "Россия", НП Культурно-досуговая ассоциация Россия
Ответчик: Госинспекция по недвижимости, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости г.Москвы
Третье лицо: Управление Росреестра по г.Москве