Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 7 февраля 2017 г. N Ф05-22000/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о привлечении к административной ответственности, о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Москва |
|
18 ноября 2016 г. |
дело N А40-113716/16 |
Резолютивная часть постановления оглашена 01.11.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.11.2016.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей |
Каменецкого Д.В., Якутова Э.В., |
при ведении протокола |
Секретарем судебного заседания Бахтияровым Р.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Корсаковский морской торговый порт" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.09.2016
по делу N А40-113716/16, принятое судьей Папелишвили Г.Н.
по заявлению АО "Корсаковский морской торговый порт" (694020, Сахалинская область, Корсаковский район, Корсаков, улица Портовая, дом 10, ОГРН 1026500781922)
к Федеральной антимонопольной службе Российской Федерации (123995, Москва, улица Садово-Кудринская, дом 11, Д-242, ГСП-3, ОГРН 10047796269663)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - Савостина Е.В. по доверенности от 12.01.2016;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.09.2016 в удовлетворении заявления АО "Корсаковский морской торговый порт" о признании незаконным и отмене постановления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 11.05.2016 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 4-00-280/00-20-16, отказано.
Заявитель, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что антимонопольным органом в рамках проводимой проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации об иностранных инвестициях в целях контроля за осуществлением иностранных инвестиций согласно ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства в адрес ОАО "Корсаковский морской торговый порт" направлен запрос о предоставлении документов и сведений (исх. N ЦА/5342/15 от 10.02.2015) (том 2 л.д. 35-37).
Обществом письмом от 18.02.2015 N 95/К (вх. N 18119/15 от 25.02.2015) сообщено, что осуществляет деятельность, предусмотренную подпунктом "г" п. 37 ст. 6 Федерального закона N 57-ФЗ и представлены запрошенные документы и сведения в части, при этом пояснены причины невозможности представления их в полном объеме (том 2 л.д. 31- 34).
ФАС России в адрес общества направлен запрос о предоставлении дополнительных актуализированных документов и сведений, отличных от запрошенных ранее (исх. N ЦА/69052/15 от 04.12.2015) (том 2 л.д. 27- 30).
В ответ на данный запрос от 04.12.2015 АО "КМТП" письмом от 25.12.2015 N 107 (вх. N 3104/16 от 14.01.2016) сообщено, что размещение дополнительных акций АО "КМТП" не осуществлено, количество акций, принадлежащих акционерам общества, не увеличено, относительно компаний "Макселл Инвест Лтд.", "Примо Холдинг Лтд." обществу известна исключительно та информация, которая имеется в реестре акционеров, другой информацией, в том числе сведениями о лицах, контролирующих указанные компании, общество не располагает и сообщено о том, что в обществе отсутствуют акционеры, владеющие 25 % и более уставного капитала АО "КМТП", никем из акционеров не установлен контроль за деятельностью данного общества, все решения относительно его деятельности принимаются коллегиально акционерами на общих собраниях, которые проводятся в рамках Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и предоставлены перечень лиц, входящих в одну с АО "КМТП" группу лиц по форме, установленной приказом ФАС России от 20.11.2006 N 293 "Об утверждении формы представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц" (только на бумажном носителе); копия Положения "О совете директоров ОАО "КМТП" (утверждено годовым общим собранием акционеров ОАО "КМТП", протокол N 20 от 24.04.2009); копия Положения "О порядке подготовки и проведения общего собрания акционеров ОАО "КМТП" (утверждено годовым общим собранием акционеров ОАО "КМТП", протокол N 10 от 20.05.2003).
Остальную информацию, запрошенную ФАС России, АО "КМТП" не представлено, указав, что данные документы являются коммерческой тайной общества, не имеют отношения к деятельности ФАС России, описываемой в Законе N 57-ФЗ, и уже предоставлялись АО "КМТП" в ответ на предыдущий запрос ФАС России от 10.02.2015.
Таким образом, обществом не представлены документы и сведения, предусмотренные п. п. 5 - 16 запроса ФАС России от 04.12.2015.
14.04.2016 ФАС России, в отсутствии законного представителя АО "Корсаковский морской торговый порт" уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении (уведомление о составлении протокола об административном правонарушении от 18.03.2016 исх. N 20/17119/16 направлено в адрес общества и получено последним 29.03.2016), составлен протокол N 4-00-280/00-20-16 об административном правонарушении (том 2 л.д. 11-18).
По результатам рассмотрения административного дела, 11.05.2016 ФАС России вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 4-00-280/00-20-16, которым АО "Корсаковский морской торговый порт" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 19.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания административного штрафа в размере 500.000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, арбитражный суд пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого акта.
Рассмотрев повторно материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Согласно ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 3 ст. 19.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Непредставление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, сведений (информации), предусмотренных законодательством об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанного органа в установленный им срок, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 1, 2 настоящей статьи, либо представление в указанный орган заведомо недостоверных сведений (информации) -влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 500.000 до 1.000.000 руб.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" данный закон регулирует отношения, связанные с осуществлением иностранными инвесторами или группой лиц, в которую входит иностранный инвестор, инвестиций в форме приобретения акций (долей), составляющих уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства и (или) в форме приобретения указанными лицами в собственность, владение или пользование имущества, которое относится к основным производственным средствам таких хозяйственных обществ и стоимость которого составляет двадцать пять и более процентов определенной на последнюю отчетную дату по данным бухгалтерской отчетности балансовой стоимости активов хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также с совершением иных сделок, в том числе на фондовых биржах, или действий, в результате которых устанавливается контроль иностранных инвесторов или группы лиц над такими хозяйственными обществами.
В соответствии с ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ физические и юридические лица, в том числе держатели реестров акционеров акционерных обществ, имеющих стратегическое значение, обязаны представлять по требованию уполномоченного органа в установленный срок достоверные документы, объяснения в письменной или устной форме и иную необходимую для осуществления уполномоченным органом своих функций информацию, включая информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну.
Пунктами 1, 5.3.1.14 Положения о Федеральной антимонопольной службе Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 и п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.07.2008 N 510 "О Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
Вместе с тем ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ возлагает на физических и юридических лиц безусловную обязанность предоставлять по требованию Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации необходимую для осуществления уполномоченным органом своих функций информацию, включая информацию, составляющую коммерческую тайну.
Таким образом, АО "КМТП" обязано предоставить запрашиваемые ФАС России документы и сведения в соответствии с ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ.
Указанная информация требовалась антимонопольным органом для проведения анализа соблюдения АО "КМТП" и его акционерами требований Федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ. Таким образом, ввиду непредставления требуемой информации ФАС России как уполномоченный орган не может обеспечить выполнение своих функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
С учетом изложенного, АО "КМТП" нарушены ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае обществом не доказано, что им приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства и своевременному представлению документов.
Таким образом, антимонопольным органом правомерно и обоснованно установлен в действиях общества состав правонарушения, предусмотренный ч. 3 ст. 19.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, по материалам дела не усматривается.
Доводы, изложенные заявителем в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции отклоняются, судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению и не допущено нарушений процессуального закона, в связи, с чем правовые основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.09.2016 по делу N А40-113716/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-113716/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 7 февраля 2017 г. N Ф05-22000/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО КМТП
Ответчик: ФАС РОССИИ