Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13 марта 2017 г. N Ф05-1716/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
21 ноября 2016 г. |
Дело N А40-108899/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.И. Трубицына,
судей Д.В. Пирожкова, Е.Б. Расторгуева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.В. Фоминым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерством обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Москвы от 16.08.2016 по делу N А40-108899/2016, принятое судьёй Иканиным Д.В., по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании 932 398 рублей 88 копеек,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - Ивлева Т.В. (доверенность от 03.09.2015),
от ответчика - Скопина П.В. (доверенность от 11.04.2016),
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен открытым акционерным обществом "Российское железные дороги" (далее - истец) к Министерству обороны Российской Федерации (далее - ответчик) о взыскании 932 398 рублей 88 копеек платы за пользование путём необщего пользования.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.08.2016 иск удовлетворен.
Суд первой инстанции указал, что предоставление железнодорожного пути необщего пользования подтверждено, оказанные услуги приняты владельцем, что подтверждается материалами дела.
Не согласившись с принятым решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшийся по делу судебный акт отменить, принять новый судебный акт.
Податель апелляционной жалобы указал на неправильное применение норм материального права, нарушение норм процессуального права и привел доводы, которые рассмотрены ниже.
В отзыве истца содержатся возражения на доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в судебном заседании в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, в иске отказать.
Представитель истца возражал по доводам, изложенным в жалобе, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что решение Арбитражного суда города Москвы от 16.08.2016 не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 25.12.2013 истцом (далее - исполнитель, перевозчик) и ответчиком (далее - заказчик, владелец) заключен государственный контракт N 257/21/7026/1296 на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок для нужд Минобороны России во внутригосударственном сообщении. В силу пунктов 1.1.3 и 1.1.4 Контракта получателями услуг являются воинские части, учреждения и организации, подведомственные Минобороны России, в интересах которых Исполнитель оказывает услуги в соответствии с Контрактом. Предметом Контракта является оказание услуг по обеспечению и выполнению железнодорожных перевозок воинских и специальных грузов, а также домашних вещей во внутригосударственном сообщении, оказание дополнительных услуг в соответствии с Техническим заданием (приложение N 1 к Контракту). В соответствии с пунктом 1.1.2 Технического задания к Контракту Исполнитель обязан на возмездной основе оказывать прочие дополнительные услуги Заказчику, в том числе по предоставлению путей необщего пользования, принадлежащих Исполнителю.
Согласно пункту 5.16 Технического задания к Контракту (с учетом внесенных изменений в Контракт дополнительным соглашением N 6 от 12.02.2015 г.), среди прочего начисление платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащего Исполнителю, производится по ставкам, указанным в приложении N 9 к Контракту. Согласно приложению N 9 к Контракту (в редакции приложения N 1 дополнительного соглашения N 6 к Контракту) плата за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими Исполнителю, установлена в 2014 году следующая: в случаях отсутствия фактической работы по подаче и уборке вагонов в течение календарного месяца - 2 278 руб./км в сутки; в случаях наличия фактической работы по подаче и уборке вагонов в течение календарного месяца - 2 556 руб./км в сутки.
При этом установлено, что к указанным ставкам применяется коэффициент индексации, устанавливаемый Исполнителем на 2015 и 2016 года.
Согласно пункту 10.2 Контракта срок оказания услуг по Контракту - с 01.01.2014 по 30.11.2016 включительно.
В период действия вышеуказанного Контракта сторонами заключен договор N 1/107 от 01.04.2011 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Эсино Горьковской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (далее - договор). Договор заключен на срок с 01.04.2011 до 01.04.2016. Развернутая длина ж.д. пути необщего пользования составляет 9802 метра, в том числе принадлежащая Перевозчику 1079 метра. В соответствии с пунктом "б" параграфа 16 Договоров Владелец обязался уплачивать Перевозчику сбор за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащего Перевозчику. Согласно дополнительному соглашению от 18.11.2015 к договору N 1/107 от 01.04.2011 сбор за пользования путем необщего пользования, принадлежащего Перевозчику, начисляется с 01.01.2015 ежесуточно по ставкам: при осуществлении маневровых работ по подаче и уборке вагонов в течение календарного месяца составил 2873 руб. 34 коп. (без учета НДС), из расчета 2812 руб. за 1 км в сутки; при отсутствии фактической работы по подаче и уборке вагонов в течение календарного месяца 2560 руб. 66 коп. (без учета НДС), из расчета 2506 руб. за 1 км в сутки. При этом, начисление причитающихся платежей производится по окончании календарного месяца. По итогам календарного месяца составляется акт общей формы ГУ-23 о наличии либо отсутствии операций по подаче и уборке вагонов Владельцу.
Исполненные документы (акт общей формы ГУ-23, накопительная ведомость, воинское требование формы 2) передаются представителю Владельца для акцепта.
В период с 01.04.2015 по 31.12.2015 на станции Эсино Горьковской железной дороги Владельцу для войсковой части 55443-39 оказаны услуги по предоставлению железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Перевозчику, что подтверждается воинскими требованиями - накладными формы 2: Г-3 подписанными сторонами и представленными в материалы дела.
Оказанные услуги приняты Владельцем, что подтверждается подписанными актами оказанных услуг с перечнями первичных документов к актам оказанных услуг.
Во исполнение п. 6.9 Контракта и п. 3.2 Технического задания (приложения N 1 к Контракту) РЖД к Заказчику (Горьковскому управлению военных сообщений Министерства обороны РФ) были предъявлены счета формы ФДУ-12, по которым Заказчиком были исключены из акцепта суммы по сбору за пользование ж.д. путем необщего пользования.
С 01.04.2015 по 31.12.2015 Горьковским управлением военных сообщений Министерства обороны РФ не акцептован сбор на общую сумму 932 398 рублей 88 копеек и до настоящего времени накопительные ведомости Владельцем не оплачены.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку в силу статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. С 01.04.2015 вступили в силу изменения в Устав железнодорожного транспорта, предусматривающие, что за подачу и уборку вагонов взимается сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
В соответствии со статьей 58 Устава размеры сбора за подачу и уборку вагонов и платы за использование путей необщего пользования устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством РФ.
В связи с этим, до установления ФАС России нового порядка исчисления ставок сбора за подачу и уборку вагонов, в том числе учитывающего необходимость компенсации в его рамках затрат ОАО "РЖД" за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, указанные ставки могут быть определены по соглашению сторон в рамках договорных отношений (письмо ФСТ России от 28.05.2015 N ТС-6279/10).
В соответствии с п. 3.1.1 Контракта стороны определили своевременно принять и оплатить оказанные услуги в соответствии с требованиями и на условиях, установленных Контрактом.
Пунктом 6.1 Контракта установлено, что расчет осуществляется на основании подписанных актов оказанных услуг, п. 6.3 оплата по Контракту осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренные на указанные цели Министерству обороны РФ в 2014-2016 гг, п. 6.8 оплата за оказанные и акцептованные услуги осуществляется ежемесячно с лицевого счета Заказчика на расчетный счет Исполнителя.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению ввиду следующего.
Истцом соблюден претензионный порядок урегулирования спора, предусмотренный п. 9.3 Контракта. Претензия направлена ответчику 08.04.2016, получена ответчиком 14.04.2016. Ответ от Минобороны 25.04.2016 N 257/23/2768. Иск направлен в суд 06.05.2016, после изучения позиции ответчика, изложенной в ответе на претензию. Предъявление иска формально до истечение 30-дневного срока ответа на претензию не изменяет существа фактических обстоятельств, поскольку к моменту предъявления иска ответ на претензию был получен, ответчик не высказал намерений урегулировать спор в досудебном порядке.
В результате внесения изменений в статью 58 Устава железнодорожного транспорта законодательно закреплено право перевозчика взимать за подачу и уборку вагонов не только плату за работу локомотива, но и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования.
Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.
Услуга по предоставлению в пользование принадлежащего ОАО "РЖД" железнодорожного пути необщего пользования для подачи и уборки вагонов не включена в Перечень N 643. Следовательно, размер платы, взимаемой за такую услугу, может быть определен по соглашению сторон, что прямо следует из части 6 статьи 58 Устава (размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации).
Наличие такого соглашения должно однозначно следовать из условий заключенных договоров.
Отсутствие государственного регулирования не исключает компенсацию расходов ОАО "РЖД" на содержание инфраструктурной составляющей и является платой за одну из оказываемых перевозчиком услуг.
В соответствии со статьей 423 ГК РФ договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное.
Таким образом, услуга, оказываемая юридическим лицом, должна быть оплачиваема, т.е. действует презумпция возмездности договора.
По представленным возражениям ответчика относительно недействительности соответствующих условий договора необходимо учитывать следующее.
Согласно пункту 2 статьи 2 ГК РФ юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
При включении в госконтракт, в договоры на подачу и уборку вагонов и договоры на эксплуатацию путей необщего пользования соответствующих условий стороны договора были свободны в своем волеизъявлении и приобрели в силу п. 2 ст. 2 ГК РФ соответствующие права и обязанности.
По мнению ФАС России, изложенного в письме от 11.04.2016 N АР/23572/16, до установления нового порядка исчисления ставок сбора за подачу и уборку вагонов, в том числе учитывающего необходимость компенсации его в рамках затрат ОАО "РЖД" за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, ставки сбора за использование ж.д. пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", могут быть определены по соглашению сторон в рамках договорных отношений, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Также следует обращать внимание со ссылкой на решение Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2009 N ГКПИ09-1413 на то, что названные сбор и плата призваны компенсировать затраты ОАО "РЖД", связанные с работой локомотива и круглосуточным содержанием путей необщего пользования для грузовладельцев в технически исправном состоянии, с учетом расходов на капитальный ремонт и амортизацию.
Правомерность определения размера сбора за подачу и уборку вагонов, в том числе учитывающего необходимость компенсации в его рамках затрат ОАО "РЖД" за использование железнодорожного пути необщего пользования, по соглашению сторон в рамках договорных отношений подтверждена разъяснениями ФСТ России от 28.05.2015 N ТС-6279/10.
При этом в соответствии с разъяснением Минтранса России от 01.04.2016 N АЦ-26/3881 до законодательного закрепления размера указанной платы, ее взимание должно осуществляться исходя из количества потребителей, в отношении которых перевозчик предоставляет услуги по подаче и уборке вагонов, на принадлежащих перевозчику железнодорожных путях необщего пользования, при том плата за пользование железнодорожными путями необщего пользования взимается ежесуточно, вне зависимости от выхода локомотива или занятия железнодорожных путей необщего пользования вагонами.
Также необходимо отметить, что целях поддержания необходимого уровня боевой готовности и обеспечения жизнедеятельности воинских частей и организаций Минобороны России ОАО "РЖД" как перевозчик обязано обеспечить выполнение воинских железнодорожных перевозок и в силу статьи 29 УЖТ России и постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.1998 N 761 "О дополнительных мерах по выполнению воинских железнодорожных перевозок, направленных на поддержание боевой готовности и обеспечение жизнедеятельности воинских частей и организация Миноброны" не может прекратить или ограничить воинские железнодорожные перевозки, перечень которых предусмотрен указанным постановлением.
Ответчик в нарушение условий Контракта и договоров на подачу и уборку вагонов в одностороннем порядке необоснованно отказался от оплаты оказанных услуг.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 16.08.2016 по делу N А40-108899/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Трубицын |
Судьи |
Д.В. Пирожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-108899/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13 марта 2017 г. N Ф05-1716/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: Министерство Обороны РФ, Минобороны России