Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
21 ноября 2016 г. |
Дело N А65-10144/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 ноября 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Южная аптека" - извещен, не явился;
от Муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан" - извещен, не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ладушка" - извещен, не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Южная аптека"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 августа 2016 года по делу N А65-10144/2016 (судья Нафиев И.Ф.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Южная аптека", (ОГРН 1115263001370, ИНН 5263084835), г. Нижний Новгород,
к Муниципальному казенному учреждению "Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан", (ОГРН 1061651000509, ИНН 1651044874), г. Нижнекамск,
третье лицо: ООО "Управляющая компания "Ладушка", (ОГРН 1145246001515, ИНН 5246046036), г. Бор,
о признании недействительным и отмене предписания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Южная аптека", г. Нижний Новгород (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету Нижнекамского муниципального района, г. Нижнекамск, (далее - ответчик, Исполком) о признании недействительным и отмене предписания Отдела административно- технической инспекции Муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района" N 042 от 11.02.2016 г.
Определением суда от 01.06.2016 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ладушка", г.Бор.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.08.2016 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, ООО "Южная аптека" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что в решении указаны недостоверные сведения, а именно, что в оспариваемом предписании заявителю обоснованно предписано удалить информационные вывески, фактически в тексте оспариваемого предписания указано, что вывески являются рекламными и подлежат демонтажу именно в силу ФЗ "О рекламе".
По мнению подателя жалобы, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проведено в отсутствие не явившихся представителей.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Южная аптека" осуществляет предпринимательскую деятельность в помещении по адресу: Республика Татарстан, г.Нижнекамск, Сквер Лемаева, д.2А.
Обществом по указанному адресу на фасаде и над входом в аптеку размещены вывески "Аптека "Ладушка", "Даруханэ".
11.02.2016 Административно-технической инспекцией Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ обнаружены данные вывески на фасаде здания по указанному адресу. Ответчиком 11.02.2016 г. произведена фотофиксация данных вывесок (л.д.51) и выдано обществу предписание N 042 от 11.022016 г. на демонтаж данных вывесок либо предоставление разрешающих документов на них в срок до 25.02.2016 г. (л.д.60).
Не согласившись с указанным предписанием, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением о признании его незаконным.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Судом учтено, что заявитель мотивирует свои требования тем, что спорные вывески не являются рекламой, а коммерческим и информационным обозначением и информирует потребителей об организации, месте ее нахождения, и Общество не осуществляло установку рекламной конструкции.
Кроме того, судом учтено, что в соответствии с подпунктом 5 ч.2 ст.2 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", разъяснениями в пункте 58 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.10.2012 г. N58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" спорная конструкция "Аптека "Ладушка" и "Даруханэ" общества на фасаде здания и над входом не является рекламной конструкцией.
Статья 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусматривает, что юридическое лицо имеет свое наименование, которое указывается в его учредительных документах. Пунктом 4 ст.54 ГК РФ установлено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.
Названные требования служат целям идентификации юридических лиц, индивидуализируют их как участников гражданского оборота и субъектов публично-правовых отношений.
В силу статьи 9 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 г. N 2300-1 (в ред. от 05.05.2014 г.) потенциальный продавец товара или исполнитель работ, услуг для удовлетворения личных, семейных и бытовых потребностей гражданина обязан довести до сведения последнего фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, разместив указанную информацию на вывеске.
Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.
В соответствии со ст.1538 ГК РФ юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.
Коммерческое обозначение может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий. Для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения.
На территории Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан действуют "Правила внешнего благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования город Нижнекамск Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан", утвержденные решением Нижнекамского городского Совета от 30.01.2013 N 48 (далее - Правила).
В пункте 6.6.1. данных Правил установлено, что к средствам наружной рекламы и информации относятся технические средства стабильного территориального размещения, предназначенные для распространения рекламных и иных информационных сообщений, устанавливаемые на земельных участках, зданиях, строениях, сооружениях или вне их и ориентированные на визуальное восприятие потребителями информации. Средства наружной рекламы и информации подразделяются на следующие виды:
- по типу распространяемой информации:
а) рекламные конструкции;
б) средства наружной информации.
Также в данном пункте Правил дано нормативное понятие вывески: Вывеска - средство наружной информации, предназначенное для доведения до сведения потребителей информации, указание которой является обязательным в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О защите прав потребителей", а именно информации о фирменном наименовании (наименовании) организации, месте ее нахождения (адресе) и режиме ее работы. Вывеска должна размещаться на фасаде здания, в котором расположена организация, в пределах занимаемого помещения или над входом в него, а в случае невозможности такого размещения - не далее 10 м от входа в занимаемое помещение. Вывеска может содержать указание на профиль деятельности организации ("Магазин", "Ресторан", "Парикмахерская" и т.п.), наименование организации, в том числе не совпадающее с наименованием владельца данной организации ("Магазин "Сияние", "Ресторан "Восток", "Культурно-развлекательный комплекс "Пирамида" и т.п.). На вывесках допускается размещение декоративных элементов, а также словесных, графических изображений или иных комбинаций, зарегистрированных в установленном порядке в качестве товарных знаков или знаков обслуживания.
Также установлено следующее требование: "Средства наружной информации используются для размещения наружной информации, не являющейся рекламой, в целях информационного оформления объектов, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Средства наружной информации проходят в установленном порядке процедуру согласования с органами местного самоуправления. Информация, указание которой не является обязательным в соответствии с Федеральным законом "О защите прав потребителей" и обычаями делового оборота, в том числе дублирование обязательной информации на одной или нескольких конструкциях, кроме случаев, предусмотренных настоящим Положением, рассматривается как реклама. К средствам наружной информации относятся вывески, режимные таблички".
Согласно пункту 6.6.4. Правил установлены требования к средствам наружной рекламы и информации: проектирование, изготовление и установка средств наружной рекламы и информации должны осуществляться в соответствии с требованиями строительных норм и правил. Монтажные работы по установке конструкций должны выполняться с соблюдением требований, установленных действующим законодательством.
На все средства наружной рекламы и информации, за исключением режимных табличек, оформляется дизайн-проект в соответствии с утвержденным административным регламентом. Дизайн-проект на размещение средств наружной рекламы и информации определяет внешний вид и точное место размещения средств наружной рекламы и информации и иные сведения, необходимые для идентификации средств наружной рекламы и информации. Возможность установки и размещения средств наружной рекламы и информации рассматривается с учетом внешнего архитектурного облика сложившейся застройки.
Постановлением руководителя Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 28.05.2013 N 804 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, приведен перечень необходимых документов для получения разрешения на установку рекламной конструкции и информационной вывески.
Таким образом, действующими муниципальными правовыми актами установлена необходимость получения разрешения в органе местного самоуправления на средство наружной информации - спорные вывески общества.
В соответствии с Положением об отделе административно-технической инспекции Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, утвержденном постановлением руководителя Исполкома от 11.01.2016 г., отдел АТИ является структурным подразделением Исполнительного комитета (п.1.3.); осуществляет контроль за соблюдением Правил внешнего благоустройства и санитарного содержания территории (п.2.1.); для осуществления своих функций имеет право выдавать юридическим и физическим лицам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных административных правонарушений, устанавливает сроки для их выполнения (п.2.2.) (л.д.54-57).
Как видно из оспариваемого предписания от 11.02.2016 г. N 042, ответчиком в соответствии с вышеуказанными полномочиями выявлено нарушение Обществом "Правил внешнего благоустройства и санитарного содержания территории..." в виде установки на фасаде здания вывески "Аптека "Ладушка", "Даруханэ" без разрешительных документов.
Судом верно отмечено в решении, что заявителем не представлены доказательства, подтверждающие соблюдение заявителем вышеприведенных требований муниципальных правовых актов, наличие разрешения и согласования установки средства наружной информации (вывески "Аптека Ладушка", "Даруханэ"), обращения в орган местного самоуправления за соответствующим разрешением, поэтому в оспариваемом предписании заявителю обоснованно предписано удалить информационные вывески либо представить необходимые документы в срок до 25.02.2016. Данное предписание является исполнимым.
Ответчиком представлено решение Нижнекамского городского суда РТ от 14.07.2016 г. по делу N 12ж-628/16, которым удовлетворена жалоба ООО "Южная аптека" и постановление от 02.06.2016 г. о привлечении заявителя к административной ответственности по ч.1 ст.3.6 КоАП Республики Татарстан за нарушение вышеприведенных норм п.6.6.1. Правил внешнего благоустройства отменено (л.д.72).
Судом правильно учтено, что как видно из решения суда, постановление административного органа отменено и дело об административном правонарушении прекращено вследствие истечения срока давности привлечения общества к административной ответственности и нарушением процедуры привлечения общества к ответственности, а не за отсутствием события правонарушения, поэтому данный судебный акт не влияет на законность и обоснованность вынесенного ранее ненормативного правового акта - предписания от 11.02.2016 г.
Судом первой инстанции правильно указано на то, что органом местного самоуправления в соответствии с предоставленными полномочиями выявлено 11.02.2016 г. непосредственно нарушение Обществом законодательства и выдано предписание на его устранение. Составленный позднее протокол осмотра от 31.03.2016 г. имеет отношение лишь к прекращенному делу об административном правонарушении.
Кроме того, наличие аналогичных нарушений обществом муниципальных правовых актов в части не согласования установки средства наружной информации - вывесок "Аптека "Ладушка", подтверждается также судебным актом в отношении заявителя, например, вступившее в законную силу решение Арбитражного суда РТ от 17.01.2014 г. по делу N А65-28219/2013.
В данном решении суд установил наличие состава правонарушения, но признал его малозначительным.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что в рассматриваемом случае отсутствует совокупность условий, установленных частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и необходимых для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 августа 2016 года по делу N А65-10144/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-10144/2016
Истец: ООО "Южная аптека", г. Нижний Новгород
Ответчик: Муниципальное казенное учреждение "Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, г.Нижнекамск
Третье лицо: ООО "Управляющая компания "Ладушка"