Требование: о признании незаконным акта органа власти по договору водоснабжения в отношении жилья
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Челябинск |
|
21 ноября 2016 г. |
Дело N А47-1697/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Ивановой Н.А. и Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06.09.2016 по делу N А47-1697/201647-1697/2016 (судья Сердюк Т.В.),
02.03.2016 общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (далее - заявитель, ООО "Жилсервис") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - Инспекция, административный орган) о признании незаконным предписания N ПР-3860 от 20.11.2015 о проведении корректировки платы за горячее водоснабжение в многоквартирном доме по адресу: Оренбургская область, Новоорский район, п. Энергетик 68.
В ходе проверки соблюдения обществом лицензионных требований сделан вывод, что начисление оплаты за горячее водоснабжение в многоквартирном доме производится по формуле, не предусмотренной Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354).
Предписание является незаконным. В 2015 году общество начисляло оплату за горячую воду исходя из 2-х компонентного тарифа, установленного приказом Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию (далее - Департамент) N 138-т/э от 16.12.2014, где стоимость горячей воды складывалась из показателей
-стоимости теплоносителя - воды в руб. за куб.м.,
-стоимости тепловой энергии - руб. за к/кал.
Спорным является величина расхода тепла на подогрев воды - количество г/кал. необходимых на 1 куб.м. горячей воды. Инспекция требует определять при расчете эту величину исходя из установленного норматива.
Учитывая, что этот "норматив" в Оренбургской области не установлен, предписание является неисполнимым. Кроме того, норматив потребления применяется при расчетах в случаях отсутствия приборов учета (п.1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации - далее ЖК РФ). В многоквартирном доме такой прибор установлен, и расход энергии определен по показаниям этого прибора, следовательно, расчетная величина платы является достоверной.
Неисполнимым является требование о согласовании норматива тепловой энергии с ресурсоснабжающей организацией (т.1 л.д. 4-7).
Инспекция возражала против заявленных требований, ссылалась на законность своих действий (т.1 л.д.49-50, 68).
Решением суда первой инстанции от 06.09.2016 в удовлетворении требований отказано.
По п.4 ст. 154 ЖК РФ размер оплаты за коммунальные услуги рассчитывается из объема потребленных услуг (данные прибора учета, при их отсутствии - из норматива потребления коммунальных услуг, утвержденных субъектом федерации). Порядок расчета определен п.п. 26 и 27 раздела 7 приложения N 2 к Правилам N 354 (формула N 23 и 24).
Проверкой установлено, что общество расчет проводило по иной формуле, не предусмотренной пунктами Правил, что является их нарушением. Судом сделан вывод о законности и исполнимости выданного предписания (т.1 л.д. 150-151).
17.10.2016 от общества поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения и удовлетворении заявленных требований.
Судом неверно применены нормы материального права, что привело к вынесению незаконного решения, сделан неверный вывод о нарушении порядка расчета.
При отсутствии установленных нормативов установленных субъектом федерации предписание является неисполнимым, т.к. отсутствуют фактические данные, необходимые для применения формулы.
Субъектом федерации не установлены нормативы потребления холодной воды для представления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления той же услуги, в связи с чем, применение нового порядка расчета невозможно.
В случае, если жилищные отношения не урегулированы законодательством, они определяются соглашением участников таких отношений в договорах с ресурсоснабжающими организациями. Примененный обществом порядок расчетов соответствует договору N ИГР-009055 от 01.08.2013, в котором приведена формула расчета.
Инспекция в отзыве возражает против апелляционной жалобы, ссылается на обстоятельства установленные судебным решением. При отсутствии утвержденных субъектом федерации в порядке постановления N 306 тарифов, они определяются в порядке, установленном в договоре теплоснабжения/горячего водоснабжения с ресурсоснабжающей организацией.
В договоре теплоснабжения от 01.08.2013 N ИГР-00955 с ОАО "Интер РАО-Электрогенерация" согласован объем тепловой энергии в 1 куб.м. в размере 0,04985 Гкал, который подлежит применению до утверждения субъектом федерации норматива потребления тепловой энергии на горячую воду. В настоящее время обществом произведен пересчет оплаты в соответствии с требованиями закона, т.е. предписание выполнено.
Стороны и другие участники дела в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения уведомлены. Суд определил рассмотреть дело без не явившихся лиц.
При отсутствии возражений пересмотр судебного решения производится в пределах оснований указанных в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "Жилсервис" зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 26.07.2010 (т.1 л.д. 9-10), является управляющей организацией для собственников квартир дома по адресу: Новоорский район, п. Энергетик 68 (т.1 л.д. 9-10, 34-39). Многоквартирный дом имеет общедомовой прибор учета тепловой энергии общий для горячего водоснабжения и отопления (т.1 л.д.40), у управляющей организации заключен договор теплоснабжения с энергоснабжающей организацией ОАО "Интер РАО - Электрогенерация" от 01.08.2013 (т.1 л.д. 70-75).
В инспекцию поступила жалоба Поповой В.Б. по поводу размера цен на горячую и холодную воду (т.1 л.д. 57). 23.10.2015 издано распоряжение N 3860 о проведении внеплановой документарной проверки соблюдения лицензионных требований (т.1 л.д. 51-52).
По результатам проверки составлен акт N А-3860 от 20.11.2015, которым установлено, что начисление платы за горячее водоснабжение производится с нарушением установленного порядка, с нарушением формулы расчета установленной в Правилах N 354. До утверждения субъектом федерации нормативов по разогреву воды размер оплаты следует исчислять по расчетной величине утвержденной теплоснабжающей организацией и зафиксированной в договоре с исполнителем коммунальных услуг (т.1 л.д. 13-15).
Выдано предписание N ПР-3860 от 20.11.2015, где обществу в срок до 25.12.2015 предложено привести начисление платы за горячую воду в соответствие с п.п. 26 и 27 Приложения N 2 к Правилам N 354, согласовав при этом норматив тепловой энергии с ресурсоснабжающей организацией в договоре теплоснабжения (т.1 л.д. 16-17).
По утверждению подателя апелляционной жалобы - общества, суд первой инстанции, принимая решение, неверно применил нормы правил, признав выданное предписание законным и исполнимым.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности предписания.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора)_ обращений и заявлений граждан_ в случае нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
В рассматриваемой ситуации основанием для проведения административным органом внеплановой выездной проверки послужило обращение гражданина, проживающего в многоквартирном доме по адресу: Новоорский район, п. Энергетик 28 по поводу размера оплаты за горячее водоснабжение.
Согласно пункту 4 статьи 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 26 и 27 раздела VII приложения N 2 к Правилам N 354 определен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду, приведены формулы расчета - N 23 и 24.
Проведенной Инспекцией проверкой было установлено и заявителем не оспаривается, что начисление платы за горячую воду производилось обществом в ином порядке - объем тепловой энергии, использованный на подогрев воды по показаниям общедомового прибора учета х на тариф тепловой энергии + объем горячей воды, определенный по показаниям общедомового прибора учета х тариф за 1 куб. м. теплоносителя. Полученная сумма делится на объем горячей воды по показаниям общедомового прибора учета.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что порядок расчета, используемый ООО "Жилсервис" при начислении платы за горячую воду не соответствует порядку расчета, определенному Правилами N 354, а оспариваемое предписание соответствует требованиям закона.
Судом дана оценка доводу о неисполнимости предписания, указано, что до введения органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению управляющие организации должны руководствоваться положениями Правил N 354 и договором заключенным с энергоснабжающей организацией
Решение суда является законным и обоснованным. Учтено, что в настоящее время требования предписания обществом исполнены.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Не установлены нарушения, перечисленные в п. 4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06.09.2016 по делу N А47-1697/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Кузнецов |
Судьи |
Н.А.Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-1697/2016
Истец: ООО ЖИЛСЕРВИС
Ответчик: Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области