Правоотношение: по договору водоснабжения в отношении жилья
г. Томск |
|
17 ноября 2016 г. |
Дело N А45-24363/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2016 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко Н. В.,
судей: Полосина А. Л., Усаниной Н. А.,
при ведении протокола судебного заседания без использования средств аудиозаписи помощником судьи Ермаковой Ю. Н.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Мэрии города Новосибирска
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 05 августа 2016 года по делу N А45-24363/2015 (судья Зюзин С. Г.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района", г. Новосибирск (ИНН 5404269334, ОГРН 1065404021990)
к Мэрии города Новосибирска, г. Новосибирск
третьи лица: 1) Администрация Ленинского района г. Новосибирска, г. Новосибирск,
2) Муниципальное казенное учреждение "Служба аварийно-спасательных работ и гражданской защиты Мэрии г. Новосибирска", г. Новосибирск,
3) Департамент энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мэрии г. Новосибирска, г. Новосибирск,
4) Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии г. Новосибирска, г. Новосибирск,
5) Общество с ограниченной ответственностью "СибСтройМонтаж", г. Новосибирск 6) Общество с ограниченной ответственностью "Магелан", г. Новосибирск
об обязании привести инженерные сети, расположенные в подвальном помещении многоквартирного дома N 12 по ул. Титова, в состояние, предшествующее произведенному переустройству - в соответствие с технической документацией дома, обеспечив восстановление теплотехнических акустических свойств в перекрытии в данном подвальном помещении,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района" (далее - ООО "Служба заказчика Ленинского района") обратилось в арбитражный суд с иском, уточенным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Мэрии г. Новосибирска об обязании демонтировать трубы транзитной сети канализации и водоснабжения под потолком подвального помещения площадью 69,5 кв. м, условный номер 54-54-01/079/2009-418 в многоквартирном доме N 12 по ул. Титова в г. Новосибирске в месячный срок с даты вступления решения в законную силу; обеспечить восстановление теплотехнических и акустических свойств в перекрытии в данном подвальном помещении истец требования оставил без изменений.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Ленинского района г. Новосибирска, Муниципальное казенное учреждение "Служба аварийно-спасательных работ и гражданской защиты Мэрии г. Новосибирска", Департамент энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мэрии г. Новосибирска, Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии г. Новосибирска, общество с ограниченной ответственностью "СибСтройМонтаж", общество с ограниченной ответственностью "Магелан".
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 05 августа 2016 года на Мэрию города Новосибирска возложена обязанность привести инженерные сети холодного и горячего водоснабжения, канализации, расположенные в подвальном помещении многоквартирного дома N 12 по ул. Титова (номера на поэтажном плане 2-5, 13, 14, 17-19, 21) в г. Новосибирске, в соответствие с установленными обязательными требования в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу, а также обязанность восстановить теплотехнические и акустические свойства перекрытия между подвальным помещением и первым этажом многоквартирного дома N 12 по ул. Титова в местах их нарушения в результате выполнения работ по устройству инженерных сетей холодного и горячего водоснабжения, канализации, проходящих транзитом в подвальном помещении многоквартирного дома N 12 по ул. Титова (номера на поэтажном плане 2-5, 13, 14, 17-19, 21) в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу.
Не согласившись с решением, Мэрия города Новосибирска в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района" в отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии г. Новосибирска в отзыве на апелляционную жалобу просит решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
09.11.2016 года в апелляционный суд поступило ходатайство Мэрии города Новосибирска об отложении судебного заседания в связи с неблагоприятными погодными условиями и ненаправлением отзыва на апелляционную жалобу ответчику.
Согласно пункту 5 статьи 158 АПК РФ арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Арбитражный апелляционный суд с учетом положений статей 158, 267 АПК РФ, принимая во внимание, что заявителем апелляционной жалобы в письменной форме подробно изложены доводы, по которым он не согласен с обжалуемым решением суда первой инстанции, позиция ответчика заслушана судом в судебном заседании 24.10.2016 года, не усмотрел правовых оснований, по которым рассмотрение апелляционной жалобы было бы невозможно в судебном заседании, назначенном на 10.11.2016 года.
Дело по апелляционной жалобе рассмотрено в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей, лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района" является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома по адресу: г. Новосибирск, ул. Титова, д.12 (далее - МКД) на основании договора управления многоквартирным домом от 01.01.2012 N 5406.
Муниципальному образованию г. Новосибирск в МКД на праве собственности принадлежат нежилые помещения, в том числе на 1 этаже и в подвале.
24.04.2014 между Мэрией города Новосибирска (арендодатель) и ООО "Магелан" (арендатор) заключен договор аренды недвижимого имущества муниципальной казны (защитного сооружения гражданской обороны N 1015) N 004975-НП, согласно которому арендодатель предоставляет арендатору во временное пользование за плату нежилое помещение в жилом доме - защитное сооружение гражданской обороны N 1015, расположенное по адресу: город Новосибирск, Ленинский район, улица Титова, 12. Указанный в договоре объект недвижимости имеет общую площадь 69,50 кв. м, расположен в подвале и передан арендатору для использования под размещения салона красоты.
По акту приема-передачи недвижимого имущества муниципальной казны от 24.04.2014 держатель имущества муниципальный казны в лице Муниципального казенного учреждения города Новосибирска "Служба аварийно-спасательных работ и гражданской защиты", выступивший от имени Департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска, передал ООО "Магелан" нежилое помещение, расположенное по адресу: город Новосибирск, Ленинский район, улица Титова, 12, общей площадью 69,50 кв. м в исправном состоянии с отметкой о необходимости проведения планово-предупредительного ремонта.
Мероприятия, необходимые при проведении планово-предупредительного ремонта, сторонами не поименованы.
Согласно представленному в материалы дела заключению ЗАО "Вега-Аудит" от 17.09.2014, составленному по результатам осмотра транзитных сетей канализации в подвальных помещениях объекта гражданской обороны в жилом доме по адресу: город Новосибирск, улица Титова, 12, в подвальных помещениях жилого дома произведен монтаж открытым способом транзитных линий системы канализации для отвода канализационных стоков с первого (жилого) этажа здания. Также параллельно открытым способом проложены трубы системы водоснабжения. Трубы системы канализации и водоснабжения выполнены из полимерных материалов. Крепление труб выполнено на хомутах и стальных шпильках к перекрытиям. Проходы через перекрытия и стены выполнены через предварительно пробитые отверстия. Отверстия проходов не герметизированы и не заделаны.
Проектная документация, исполнительная документация на монтаж систем канализации и водоснабжения не представлена.
По результатам осмотра помещений сделаны выводы о том, что работы по монтажу систем канализации выполнены с нарушением требований СП30.13330.2012 "Внутренних водопровод и канализация зданий. Актуализированная редакция СНиП 2.04.01-85*. Помимо этого отмечены нарушения требований к заделке отверстий прохода коммуникаций. Сделан вывод о нарушении требований СНиП II-11-77 "Защитные сооружения гражданской обороны", так как пункт 1.13* СНиП II-11-77 запрещает открытую прокладку систем канализации во встроенных помещениях гражданской обороны.
Согласно материалам дела, 26.02.2015 в ходе проверки, проводимой отделом ГО и ЧС по Ленинскому району, установлено, что защитное сооружение ГО находится в неудовлетворительном состоянии, в том числе имеет транзитную прокладку инженерных сетей открытым способом, что является нарушением требований к состоянию сооружения ГО (т. 1 л. д. 29-30).
Кроме того, ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района" было установлено, что из помещений первого этажа, принадлежащих на праве собственности ответчику, через межэтажные перекрытия подвального помещения и первого этажа выведены инженерные сети водоснабжения и канализации, которые транзитной магистралью смонтированы и закреплены под перекрытием подвального помещения от выходов из помещений первого этажа в перекрытии до магистральных стояков водоснабжения и канализации.
09.10.2015 по результатам проверки Государственной жилищной инспекции Новосибирской области ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района" было выдано предписание N 1488-02-13/126, в соответствии с которым обществу предписано привести в соответствии с технической документацией и нормативными требованиями систему холодного, горячего водоснабжения, канализации, а также обеспечить восстановление теплотехнических и акустических свойств перекрытий (т.1 л. д. 34).
В связи с тем, что ответчик является собственником помещений, расположенных на первом этаже, для обеспечения которых коммунальными услугами были выполнены инженерные коммуникации, истец считает, что Мэрия г. Новосибирска обязана устранить нарушения, связанные с выполненными работами.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее -ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из ЖК РФ, принятых в соответствии с ним указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В силу пунктов 2, 39 и 42 Правил содержания и ремонта жилого помещения в случае оказания услуг и выполнении работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) управляющие организации несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством. Контроль за содержанием общего имущества и соблюдением требований законодательства по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции. Управляющая компания и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Пунктами 10, 11 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Таким образом, в силу перечисленных положений в рамках эксплуатации многоквартирного дома на управляющую компанию возложена обязанность по соблюдению требований законодательства, связанного с соблюдением характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества. При этом за несоблюдение указанных требований несут ответственность управляющие организации в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района" является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома по адресу: г. Новосибирск, ул. Титова, д.12 (далее - МКД) на основании договора управления многоквартирным домом от 01.01.2012 N 5406.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 4 статьи 30 ЖК РФ определено, что собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом, обязанность собственников за свой счет осуществлять содержание и текущий ремонт имущества и оборудования, находящегося внутри занимаемого собственником помещения, не относящегося к общему имуществу многоквартирного дома, а также ремонт общего имущества в случае его повреждения по своей вине, также предусмотрена пунктом 3.3.2 договора управления от 01.01.2012 N 5406.
Факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязанности по содержанию принадлежащего ему на праве собственности нежилого помещения подтвержден материалами дела, в том числе техническим заключением от 17.09.2014, актом проверки от 26.02.2015 и ответчиком надлежащими доказательствами не опровергнут.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что ответчик, являясь собственником помещений на первом этаже МКД, обязан устранить допущенные нарушения.
При этом суд первой инстанции обоснованно указал, что собственник помещения, устранив допущенные нарушения по содержанию и состоянию своего имущества, не лишен права обратиться с соответствующим требованием к лицу, фактически допустившему данные нарушения. Иной подход нивелирует обязанность собственника по контролю за своим имуществом.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что требования истца в части демонтажа участка сети подлежат удовлетворению частично - путем их приведения в соответствие с установленными техническими и строительными нормами и правилами на основании соответствующих технических решений.
Довод апелляционной жалобы о том, что ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района" является ненадлежащим истцом был предметом рассмотрения суда первой инстанции и получил надлежащую правовую оценку.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции, выражают несогласие с выводами суда.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений примененных судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также иная оценка обстоятельств дела и имеющихся в нем доказательств, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права и не являются основанием к отмене законного и обоснованного судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 05 августа 2016 года по делу N А45-24363/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н. В. Марченко |
Судьи |
А. Л. Полосин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-24363/2015
Истец: ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района"
Ответчик: Мэрия г. Новосибирска, Мэрия города Новосибирска
Третье лицо: Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г.Новосибирска, Департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства г. Новосибирска, МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА "ДИРЕКЦИЯ ЕДИНОГО ЗАКАЗЧИКА ПО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ", ООО "Магелан", ООО "СибСтройМонтаж", ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района", Администрация Ленинского района г.Новосибирска, МКУ служба Аварийно-спасательныхработ и гражданской защиты мэрии г. Новосибирска