г. Москва |
|
21 ноября 2016 г. |
Дело N А41-45518/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Боровиковой С.В., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания Сейфуллаевым С.С.,
при участии в заседании:
от истца: Ламовская Д.А., представитель по доверенности от 12.07.2016,
от ответчика: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Арбитражного суда Московской области от 26 августа 2016 года, принятое судьей Бирюковым Р.Ш., по делу N А41-45518/16 по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") к Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эверест Эссет Менеджмент" Д.У. об исправлении кадастровой ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060811:174 в части вида разрешенного использования,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эверест Эссет Менеджмент" Д.У. закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Агропромышленный", в котором просило:
- установить наличие кадастровой ошибки в базе АИС ГКН в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060811:174;
- исправить кадастровую ошибку в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060811:174, путем изменения вида разрешенного использования с "легкая промышленность, пищевая промышленность, строительная промышленность, склады" на "для сельскохозяйственного производства" (л.д. 2-7).
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 августа 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано (л.д. 82-84).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФГБУ "ФКП Росреестра" подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и удовлетворить заявленные требования (л.д. 88-89).
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
В судебном заседании представитель истца поддержала доводы апелляционной жалобы.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчика, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации о принятии апелляционной жалобы к производству на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (http://10aas.arbitr.ru/) и на сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации (http://arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно положениям статьи 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон О государственном кадастре недвижимости) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно части 1 статьи 5 Закона О государственном кадастре недвижимости каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе о виде разрешенного использования земельного участка (пункт 14 статьи 7 Закона N 221-ФЗ).
В соответствии со статьей 28 Закона О государственном кадастре недвижимости кадастровой ошибкой является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно части 4 статьи 28 Закона N 221-ФЗ кадастровая ошибка подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
В соответствии с частью 5 статьи 28 Закона О государственном кадастре недвижимости орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в установленном частью 4 настоящей статьи порядке и информирует о принятом решении саморегулируемую организацию кадастровых инженеров, если кадастровая ошибка была допущена кадастровым инженером, являющимся членом такой саморегулируемой организации.
Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях об уникальных характеристиках объекта недвижимости.
Обращаясь с настоящими исковыми требованиями, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области ссылается на то обстоятельство, что при осуществлении 23.03.2016 учета изменений сведений об объекте недвижимости с кадастровым номером 50:09:0060811:174 в государственный кадастр недвижимости были внесены ошибочно сведения о виде разрешенного использования указанного земельного участка.
Однако, исследовав обстоятельства дела, арбитражный апелляционный суд считает ошибочными доводы истца о допущенной кадастровой ошибке в сведениях о виде разрешенного использования, содержащихся в ГКН в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060811:174.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Порядок принятия решения об изменении вида разрешенного использования определяется статьей 39 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которой после проведения предусмотренной законом процедуры (в том числе, после проведения публичных слушаний) главой местной администрации принимается решение об изменении вида разрешенного использования.
Законом Московской области от 24.07.2014 года N 106/2014-ОЗ предусмотрено, что с 01.01.2015 Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления поселений по принятию решений об изменении видов разрешенного использования земельных участков.
В тоже время Законом Московской области от 24.07.2014 года N 107/2014-ОЗ установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов с 01.01.2015 наделяются государственными полномочиями по принятию решений об изменении видов разрешенного использования земельных участков.
Таким образом, на территории Московской области полномочиями по принятию решений об изменении видов разрешенного использования земельных участков наделены органы местного самоуправления муниципальных районов.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области от 26.11.2015 года N 3770 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060811:174, принадлежащего ООО "Управляющая компания "Эверест Эссет Менеджмент", был изменен с "для сельскохозяйственного производства" на: "легкая промышленность, пищевая промышленность, строительная промышленность, склады" (л.д. 58-59).
Обращаясь с настоящими исковыми требованиями, Кадастровая палата ссылается на то обстоятельство, что постановление Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области от 26.11.2015 года N 3770 содержит ошибку, поскольку Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 года N 540, не предусмотрен такой вид разрешенного использования как: "легкая промышленность, пищевая промышленность, строительная промышленность, склады". Указанная ошибка в дальнейшем была отражена в государственном кадастре недвижимости.
Между тем истцом не были приняты во внимание следующие обстоятельства.
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков предусмотрены такие виды разрешенного использования как: "легкая промышленность" (код 6.3), "пищевая промышленность" (код 6.4), "строительная промышленность" (код 6.6) и "склады" (код 6.9).
Действующим законодательством, в том числе ни Земельным кодексом РФ, ни Градостроительным кодексом РФ, ни иными нормативными правовыми актами не установлен запрет на установление в отношении земельного участка нескольких видов разрешенного использования, предусмотренных Классификатором.
Указанный вывод суда подтверждается также Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39, в соответствии с которыми определяется порядок расчета кадастровой стоимости земельных участков с более чем одним видом разрешенного использования (расчет осуществляется для каждого из видов разрешенного использования, по результатам расчетов устанавливается кадастровая стоимость земельных участков того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее).
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно части 2 статьи 9 АПК РФ, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В нарушение ст. 9 и 65 АПК РФ кадастровой палатой не представлено доказательств, свидетельствующих о кадастровой ошибке в сведениях о виде разрешенного использования, содержащихся в ГКН в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060811:174.
При этом арбитражный апелляционный суд принимает во внимание то обстоятельство, что постановление Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области от 26.11.2015 N 3770 об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060811:174 не было в установленном законодательством порядке отменено либо признано незаконным.
Кроме того, ФГБУ "ФКП Росреестра" не лишено права обратиться в установленном законом порядке в Администрацию Солнечногорского муниципального района Московской области с заявлением о внесении изменений в постановление от 26.11.2015 N 3770 в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060811:174 (л.д. 58-59), в том случае, если указанное постановление, по мнению заявителя, противоречит установленным требованиям нормативных актов и может нарушать его права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра", аналогичные доводам, изложенные в исковом заявлении, о том, что орган кадастрового учета не имеет возможности самостоятельно исправить кадастровую ошибку, отклонены арбитражным апелляционным судом как необоснованные.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" и отмены суда первой инстанции об отказе в иске не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26.08.2016 года по делу N А41-45518/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-45518/2016
Истец: ФГБУ "ФКП Росреестра"
Ответчик: Рентный закрытый паевой инвестиционный фонд "Агропромышленный", Фонд Рентный закрытый паевой инвестиционный "Агропромышленный"
Третье лицо: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЭВЕРЕСТ ЭССЕТ МЕНЕДЖМЕНТ"