Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 2 марта 2017 г. N Ф09-423/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
21 ноября 2016 г. |
Дело N А60-7083/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 ноября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Жуковой Т.М., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Муравьевой Е.С.,
при участии:
от истца - Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области: Лебедева В.С. доверенность от 15.06.2016, удостоверение, Ануфриев А.А., доверенность от 13.05.2016, удостоверение.
от третьего лица - Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры": Ерофеев И.Ю., доверенность от 11.08.2016, паспорт;
от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Таверна": Воробьев Е.С., доверенность от 01.04.2016, паспорт;
от иных лиц, участвующих в деле, представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу по апелляционной жалобе третьих лиц, Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 августа 2016 года по делу N А60-7083/2016,
принятое судьей Матущак Ю.В.,
по иску Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом
третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (ОГРН 1027739550156, ИНН 7705395248), общество с ограниченной ответственностью "Таверна" (ОГРН 1026602309910, ИНН 6658151730), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области, Министерство культуры Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве, Правительство Российской Федерации, Правительство Свердловской области, Министерство экономического развития Российской Федерации,
о возложении обязанности по передаче в собственность недвижимого имущества,
установил:
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - ответчик) об обязании Федерального агентства по управлению государственным имуществом принять решение о прекращении права оперативного управления ФГБУ "АУИПИК" на нежилое помещение с кадастровым номером 66:41:0704007:4998, общей площадью 728,2 кв. м (номера на поэтажном плане: подвал помещения N N 23-25, 27-31, 59-61, 1 этаж: помещения NN 15-38, 46-48, 50, 88-100; антресоль 1 этажа - помещения NN 101-103), расположенное в здании по адресу: Свердловская обл., г. Екатеринбург, проспект Ленина, д. 69 корпус 10 (литер А, А2, АЗ), и обязании передать указанное имущество в собственность Свердловской области в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу (с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры", общество с ограниченной ответственностью "Таверна", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области, Министерство культуры Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве, Правительство Российской Федерации, Правительство Свердловской области, Министерство экономического развития Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.08.2016 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, третье лицо - Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее ТУ Росимущества в Свердловской области) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 15.08.2016 отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что спорное имущество принадлежит на праве оперативного управления ФГБУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" и Министерство культуры Российской Федерации как учредитель данного лица не давало своего согласия на отчуждение имущества и его передачу Свердловской области. Решение о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта РФ принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, при этом такое решение принимается в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом N 122-ФЗ от 22.08.2014.
По мнению ТУ Росимущества в Свердловской области суд был не вправе обязать ответчика принять решение о передаче спорных помещений Свердловской области, так как это право ответчика, а не обязанность.
Третье лицо - Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (далее ФГБУ "АУИПИК") также не согласившись с вынесенным решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 15.08.2016 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает на то, что суд принял к производству исковое заявление с нарушением норм территориальной подсудности и рассмотрел настоящее дело без передачи в другой арбитражный суд. Полагает, что суд не применил подлежащие применению нормы специального закона и подзаконного акта, регулирующие отношения по поводу передачи имущества между публичными образованиями.
По мнению ФГБУ "АУИПИК", суд необоснованно удовлетворил ходатайство Мингосимущества по Свердловской области об изменении основания и предмета иска, а также принял к производству дополнительное требование. Кроме того, указывает на то, что суд при рассмотрении дополнительного требования об установлении обязанности принять административное решение о прекращении права оперативного управления не применил подлежащие применению правила о "праве следования" и не применил подлежащую применению норму о последствиях неисполнения обязательства передать индивидуально-определенную вещь.
До начала судебного разбирательства от истца поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому последний полагает судебный акт законным и обоснованным.
Общество с ограниченной ответственностью "Таверна" в отзыве на апелляционную жалобу выразило возражения против ее удовлетворения, просит решение оставить без изменения.
Правительство Свердловской области в отзыве на апелляционную жалобу указало на то, что не находит оснований для ее удовлетворения, считает решение законным, обоснованным и не подлежащим отмене, также просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. Заявление судом рассмотрено в порядке ст. 159 АПК РФ и удовлетворено на основании ст. 156 АПК РФ.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 2 статьи 63 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" распоряжением Правительства РФ от 23.01.2014 N 67-р "Об утверждении перечня объектов культурного наследия федерального значения, в отношении которых должно быть оформлено право собственности Российской Федерации, и перечня объектов культурного наследия федерального значения, которые необходимы для обеспечения осуществления Свердловской областью установленных полномочий", утвержден перечень объектов культурного наследия федерального значения, которые до 27 декабря 1991 г. являлись недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения и которые необходимы для обеспечения осуществления Свердловской областью установленных федеральными законами полномочий.
В данный перечень вошел, в том числе, следующий объект культурного наследия:
1. Комплекс зданий "Городок чекиста", 1932 - 1934 гг., арх-ры И.П. Антонов, В.Д. Соколов: Адрес объекта культурного наследия по данным государственного учета объектов культурного наследия - г. Свердловск, пр. Ленина, д. 69, по данным технического учета - Свердловская область, г. Екатеринбург, пр. Ленина, д. 69, корп. 10
В состав объекта культурного наследия "Комплекс зданий "Городок чекиста", 1932-1934 годы: дом культуры им. Ф.Э. Дзержинского, столовая, универмаг, (г. Екатеринбург, пр. Ленина, д. 69, корпус 10), входят два обособленных объекта недвижимого имущества:
- помещения, литер А,А1, кадастровый номер 66:41:0704007:4999, площадью 5800,5 кв.м.,
- помещения, литер А,А2,АЗ, кадастровый номер 66:41:0704007:4998, площадью 728,2 кв.м.
Во исполнение распоряжения Правительства РФ от 23.01.2014 N 67-р Правительством Свердловской области издано распоряжение от 18.12.2015 N1425-РП "О принятии имущества в государственную собственность Свердловской области и закреплении его на праве оперативного управления за ГАУК СО "Свердловский областной краеведческий музей".
На основании данного распоряжения Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области издан приказ от 25.12.2015 N 3555 "О зачислении имущества в государственную собственность Свердловской области и закреплении его на праве оперативного управления за ГАУК СО "Свердловский областной краеведческий музей", согласно которому в государственную собственность Свердловской области и в оперативное управление ГАУК СО "Свердловский областной краеведческий музей" был передан один объект: помещения, литер А,А1, кадастровый номер 66:41:0704007:4999, площадью 5800,5 кв.м.
Данный объект передан в собственность Свердловской области по акту приема-передачи от 01.02.2016.
Между тем согласно распоряжению Правительства РФ от 23.01.2014 N 67- р и распоряжению Правительства Свердловской области от 18.12.2015 N 1425-РП передаче из федеральной собственности в собственность Свердловской области подлежал весь объект, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, по. Ленина, д. 69, корп. 10.
В обоснование исковых требований истец указал, что второй объект, входящий в состав объекта культурного наследия "Комплекс зданий "Городок чекиста", 1932-1934 годы: дом культуры им. Ф.Э. Дзержинского, столовая, универмаг (г. Екатеринбург, пр. Ленина, д. 69, корпус 10), а именно: помещения, литер А,А2,АЗ, кадастровый номер 66:41:0704007:4998, площадью 728,2 кв.м, в собственность Свердловской области до настоящего момента не передан.
Указанные обстоятельства явились основанием обращения истца в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Российской Федерацией в лице Правительства РФ в распоряжении от 23.01.2014 г. N 67-р выражено волеизъявление по передаче спорного имущества Свердловской области для осуществления ею установленных полномочий, в связи с чем у Федерального агентства по управлению имуществом возникло обязательство по передаче объекта культурного наследия федерального значения "Комплекс зданий "Городок Чекиста", 1932-1934 г.г., архитекторы ИП Антонов, В.Д. Соколов, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, пр.Ленина, д. 69 корпус 10, в государственную собственность Свердловской области. Исходя из производного характера права оперативного управления по отношению к праву собственности, при отчуждении спорного имущества в собственность Свердловской области право оперативного управления прекращается.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Согласно ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
Правоотношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
В соответствии с положениями ст.ст. 9 и 9.1 названного Закона установлена компетенция федеральных органов государственной власти и органам государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся.
Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ оформление права собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты культурного наследия федерального значения, которые являлись недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения до 27 декабря 1991 года и необходимы для обеспечения осуществления субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, производится в порядке, определенном пунктом 2 статьи 63 настоящего Федерального закона.
В п. 2 ст. 63 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ указано что, при реализации пункта 4 статьи 2 настоящего Федерального закона в отношении объектов культурного наследия федерального значения Правительство Российской Федерации утверждает перечни объектов культурного наследия, которые необходимы для обеспечения осуществления субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, а также в отношении которых должно быть оформлено право собственности Российской Федерации.
Право собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты, включенные в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни объектов, необходимых для обеспечения осуществления субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, считается возникшим со дня государственной регистрации указанного права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как указано выше, распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2014 N 67-р утверждены перечни объектов культурного наследия, которые необходимы для обеспечения осуществления Свердловской областью, в соответствии с которым Комплекс зданий "Городок чекиста", 1932 - 1934 гг., арх-ры И.П. Антонов, В.Д. Соколов, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, пр. Ленина, д. 69, корп. 10, включен в перечень объектов культурного наследия федерального значения, которые до 27 декабря 1991 г. являлись недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения и которые необходимы для обеспечения осуществления Свердловской областью установленных федеральными законами полномочий.
Распоряжением Правительства Свердловской области от 18.12.2015 N 1425-РП указанное имущество, включая спорное, принято в государственную собственность Свердловской области.
Установив указанные обстоятельства, отсутствие фактической передачи помещения, литер А,А2,АЗ, кадастровый номер 66:41:0704007:4998, площадью 728,2 кв.м, в собственность Свердловской области, арбитражный суд пришел к выводу о том, что у Федерального агентства по управлению имуществом возникло обязательство по передаче объекта культурного наследия федерального значения "Комплекс зданий "Городок Чекиста", 1932-1934 г.г., архитекторы ИП Антонов, В.Д. Соколов, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, пр. Ленина, д. 69 корпус 10, в государственную собственность Свердловской области.
Оснований полагать выводы суда в данной части ошибочными не имеется.
Согласно части 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" передача имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации осуществляется в установленном указанной частью порядке.
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом.
При этом наделение субъектов Российской Федерации и муниципальных образований правом собственности на объекты культурного наследия федерального значения, необходимые для обеспечения осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления установленных федеральными законами полномочий, производится с учетом положений Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Поскольку пунктом 2 статьи 63 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ предусмотрен специальный порядок оформления права собственности в отношении объектов, включенных в соответствующие перечни, оснований полагать порядок передачи имущества нарушенным не имеется. В этой связи довод ТУ Росимущества в Свердловской области о нарушении порядка передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта РФ апелляционным судом отклонен.
Вопреки позиции апеллянтов, принадлежность спорного имущества ФГБУК "АУИПИК" на праве оперативного управления, отсутствие согласия Министерства культуры Российской Федерации на отчуждение имущества и его передачу Свердловской области не имеет правового значения.
В соответствии с пунктом "г" части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации осуществляет управление федеральной собственностью. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (ч. 1 ст. 115 Конституции Российской Федерации). Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации (ч. 2 ст. 115 Конституции Российской Федерации).
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.01.2014 N 67-р, которым утверждены перечень объектов культурного наследия федерального значения, которые до 27 декабря 1991 г. являлись недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения и которые необходимы для обеспечения осуществления Свердловской областью установленных федеральными законами полномочий, принято Правительством Российской Федерации в рамках представленных полномочий в соответствии с нормами Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", правомерность издания заинтересованными лицами распоряжения не оспорена.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 (ред. от 25.12.2015) "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п. 4 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 N 432).
Таким образом, возложение на Росимущество обязанности по передаче спорного имущества в собственность Свердловской области является правомерным.
Довод ФГБУК "АУИПИК" о принятии иска судом с нарушением норм территориальной подсудности является не обоснованным.
В пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество" разъяснено, что в соответствии с частью 1 статьи 38 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения этого имущества.
К искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, об установлении сервитута, о разделе имущества, находящегося в общей собственности, о признании права, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста. По месту нахождения недвижимого имущества также рассматриваются дела, в которых удовлетворение заявленного требования и его принудительное исполнение повлечет необходимость государственной регистрации возникновения, ограничения (обременения), перехода, прекращения прав на недвижимое имущество или внесение записи в Единый государственный реестр прав в отношении сделок, подлежащих государственной регистрации.
В связи с нахождением спорного имущества на территории Свердловской области, настоящий иск правомерно принят к производству и рассмотрен Арбитражным судом Свердловской области.
Вместе с тем, апелляционный суд полагает основания для удовлетворения иска в части удовлетворения требований МУГИСО об обязании Росимущества принять решение о прекращении права оперативного управления ФГБУК "АУИПИК" на спорное имущество отсутствующими.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации защите в арбитражном суде подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы.
Способы защиты гражданских прав приведены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав.
Таким образом, избранный способ защиты должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
В соответствии с выпиской из ЕГРП спорные помещения находятся в федеральной собственности, зарегистрированы на праве оперативного управления за ФГБУК "АУИПИК" 14.02.2012.
Согласно ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Основания прекращения права оперативного управления приведены в пункте 2 указанной статьи и предусматривают право собственника имущества изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением.
В рассматриваемом случае заявлено требование об обязании Росимущества принять решение о прекращении права оперативного управления ФГБУК "АУИПИК" на спорное имущество.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.04.2009 N 15148/08 по делу N А21-3607/2007).
Как разъяснено в абзаце 4 пункта 52 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в Едином реестре нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Таким образом, избранный истцом способ защиты права путем обязания Росимущества принять решение о прекращении права оперативного управления ФГБУК "АУИПИК" на спорное имущество является ненадлежащим.
Учитывая изложенное, решение суда в указанной части подлежит отмене на основании п. п. 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.
Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей (ч. 5 ст. 110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 августа 2016 года по делу N А60-7083/2016 в части удовлетворения требований Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области об обязании Федерального агентства по управлению государственным имуществом принять решение о прекращении права оперативного управления Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" на нежилое помещение с кадастровым номером 66:41:0704007:4998, общей площадью 728,2 кв. м (номера на поэтажном плане: подвал помещения NN 23-25, 27-31, 59-61, 1 этаж: помещения NN 15-38, 46-48, 50, 88-100; антресоль 1 этажа - помещения NN 101-103), расположенное в здании по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, проспект Ленина, д. 69 корпус 10 (литер А, А2, АЗ) отменить.
В остальной части судебный акт оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
Т.М. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-7083/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 2 марта 2017 г. N Ф09-423/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ООО "ТАВЕРНА", Правительство РФ, ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ФГБУ КУЛЬТУРЫ "АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ"