г. Челябинск |
|
22 ноября 2016 г. |
Дело N А07-10682/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Кузнецова Ю.А., Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дудоровой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.08.2016 по делу N А07-10682/2016 (судья Азаматов А.Д.).
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Асадченко Л.Ю. (паспорт, доверенность от 26.04.2016);
Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - Ахмерова А.Р. (паспорт, доверенность от 01.02.2016), Кабирова Г.Р. (паспорт, доверенность от 05.02.2016).
Открытое акционерное общество "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее - ОАО "УЖХ Калининского района ГО г.Уфа РБ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным предписания от 18.02.2016 N ЦО-16-256-023 Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - Госкомжилнадзор по РБ, комитет).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.08.2016 (резолютивная часть объявлена 28.07.2016) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С указанным решением суда не согласилось общество, обратившись с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В обосновании доводов апелляционной жалобы указывает на то, что Госкомжилнадзор по РБ при расчете суммы корректировки (возврата) берёт сумму начисленной платы только по жилому фонду (без нежилого), но предъявленную плату ресурсоснабжающей организации по жилому и нежилому, в следствии чего сумма возврата (разницы) существенно возрастает и расчёт становится неверным изначально, так как не учитывается сумма начисленной платы по нежилому фонду.
Податель жалобы также полагает, что единственным верным и допустимым доказательством, при определении объема и суммы потреблённой домом тепловой энергии, являются справки о потреблении тепловой энергии и теплоносителя по объектам теплопотребления.
Общество также указывает, что суд необоснованно отклонил довод заявителя о том, что корректировка по услуге отопление за 2015 год может быть произведена до окончания 2016 года.
Протокольным определением от 18.10.2016, на основании статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции приобщён к материалам дела отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, в полном объеме.
Представители Госкомжилнадзора по РБ считают, что решение суда отмене не подлежит.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 21.01.2016 N 373 с целью проверки осуществления лицензионного контроля в отношении ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору была проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе проверки установлено, что по многоквартирному жилому дому по адресу: г. Уфа, ул. Первомайская д. N 43а при проверке начисления размера платы по услуге "отопление" тариф по статье "отопление" не соответствует пп. 2 п. 2 Приложения N 2 к Правилам N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" по лицевым счетам жилых помещений; жителям не произведена корректировка (возврат) размера платы по услуге "отопление за 2015 год по лицевым счетам жилых помещений в соответствии с пп. 3 п. 2 Приложения N 2 Правил N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", а также излишне произведена корректировка (доначисление) размера платы по услуге "отопление за 2014 год по лицевым счетам жилых помещений".
По результатам проверки составлен акт проверки N ЦО 16-373-256 и вынесено предписание N ЦО-16-256-023, которым вменено в обязанность:
привести тариф по статье "отопление" в 2016 году по дому N 43а ул.Первомайская в г. Уфа в соответствии с пп. 2 п. Приложения N 2 к Правилам N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" по лицевым счетам жилых помещений и вернуть излишне начисленную сумму;
произвести корректировку (возврат) по услуге "отопление" за 2015 год по лицевым счетам жилых помещений дома 43а по ул. Первомайская г.Уфы в соответствии с пп. 3 п. Приложения N 2 к Правил 307 и вернуть излишне произведенную корректировку (доначисление) размера платы по услуге "отопление" за 2014 год. Представить в Комитет в сроки, установленные в предписании, письменную информацию об исполнении предписания с указанием сумм и проведенного перерасчета с приложением платежных документов.
Данным предписанием комитет обязывает также представить информацию об исполнении настоящего предписания не позднее трех суток.
Не согласившись с данным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлении.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что сумма подлежащая возврату (корректировка) должна составить: 177 498,84 руб. (неправомерно доначисленная сумма) - 31 813,34 руб. (сумма корректировки за 2014 год) = 145 685,50 руб. На момент проведения проверки в феврале 2016 года управляющей организацией корректировка платы по услуге отопление за 2015 год не была проведена.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 198, ст.ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, утв.постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2014 N 616, Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции функциональное регулирование и реализацию полномочий в сферах регионального государственного жилищного надзора, регионального государственного строительного надзора.
В соответствии с п.4 Положения Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору осуществляет региональный государственный жилищный надзор, осуществляет контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Республики Башкортостан, соответствием жилых помещений жилищного фонда Республики Башкортостан установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, выдает предписания о прекращении нарушений обязательных требований законодательства, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований законодательства в установленной сфере деятельности (п. 4.24.)
В п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" является исполнителем коммунальных услуг в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Уфа, ул.Первомайская, д. 43а.
В ходе проверки Госкомжилнадзором по РБ установлено, что в подвальном помещении жилого дома установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии.
Данный прибор опломбирован, находится в рабочем состоянии.
Согласно постановлению Правительства Республики Башкортостан от 31.08.2012 N 300 "О порядке расчета платы за отопление для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов" исполнителям коммунальных услуг следует применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Постановление Правительства Республики Башкортостан N 300 от 31.08.2012 действует до принятия Правительством Республики Башкортостан решения о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами N 354.
В силу подп. "б" п. 21 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется, в частности для отопления - в соответствии с подп. 2 п. 2 приложения N 2 к названным Правилам.
При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп. 3 п. 2 приложения N 2 к названным Правилам.
Согласно информации, представленной МУП ЕРКЦ ГО г. Уфа N 438 от 02.02.2016 за 2014 год гражданам многоквартирного дома управляющей организацией начислена плата за тепловую энергию в размере 832 547,98 руб.
Информация об объемах тепловой энергии получена согласно представленной в ходе проверки ОАО "УЖХ Калининского района ГО г.Уфа" отчетам о потреблении тепловой энергии общий объем потребления тепловой энергии в 2014 году составил 876,145 Гкал на сумму 1 097 218,32 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 22 Правил, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Согласно п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Показания приборов учета тепловой энергии определены из отчетов о потреблении тепловой энергии, которые являются правильными и корректными. Все показания были определены исходя из данных, предоставленных управляющей организацией в ходе проведения проверки, что подтверждается письмом N 638/1 от 02.02.2016.
Договором теплоснабжения N 420999/РТС от 01.09.2013, заключенному между управляющей организацией и ООО "БашРТС" установлен порядок определения количества тепловой энергии и теплоносителя за расчетный период.
В соответствии с п. 1 Приложения N 6 к договору количество тепловой энергии и теплоносителя, поставленных управляющей организации при наличии допущенных в коммерческую эксплуатацию приборов учета, определяется на основании показаний этих приборов.
В соответствии с п. 3.1.14 договора одной из обязанностью управляющей организации является указание на то, что при заполнении теплоносителем системы теплопотребления, после произведенных управляющей организацией ремонтных работ, опрессовок, промывок, сезонного заполнения новых систем, оплатить стоимость израсходованных на данные цели тепловой энергии и теплоносителя.
В расчетах, представленных ООО "БашРТС" помимо показаний приборов учета и их стоимости включены затраты тепловой энергии, затраченной при заполнении системы отопления в объеме 0,314 Гкал.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что данные расходы оплачиваются управляющей организацией в силу договорных отношений с ООО "БашРТС" и не подлежат включению в общий объем тепловой энергии, отпущенной на жилой дом и предъявляемой жильцам многоквартирного дома.
Согласно подпункту 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307 размер платы за отопление в 1-том жилом помещении многоквартирного дома (руб.) 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле:
Ро2.i = Рk.пр х Si /SD - Рfn.i, (8)
где: Рk.пр - размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.);
Si - общая площадь 1-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв.м);
SD - общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кв. м);
Рfn.i - общий размер платы за отопление в 1-том жилом помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.).
За 2014 год собственникам жилых помещений размер начисленной платы по услуге "отопление" произведен на сумму 832 547,98 руб.
Объем тепловой энергии, предъявленной ресурсоснабжающей организацией составляет 876,145 Гкал, определенный из суточных параметров теплоснабжения, на сумму 1 097 218, 32 руб.
В акте проверки приведен расчет корректировки (доначисление) платы по услуге "отопление":
1 097 218,32 х 3385,70 кв.м (площадь жилых помещений) / 4297,8 кв.м. (площадь жилых и нежилых помещений) - 832 547,98 руб. = 31 813,34 руб.
Согласно информации, представленной МУП ЕРКЦ ГО г. Уфа в сентябре - декабре 2015 г. в жилом доме произведена корректировка платы по услуге отопление за 2014 год в размере 177 498,84 руб.
Суд апелляционной инстанции соглашается с приведенным расчетом и отклоняет соответствующие доводы апелляционной жалобы, при этом указывает, что при расчете корректировки комитетом применен размер платы по услуге отопление, предъявленной управляющей организацией только по жилым помещениям. В связи с чем, комитетом правомерно в расчете установлена пропорция (площадь жилых помещений / площадь жилых и нежилых помещений).
Также судебной коллегией отклоняется довод заявителя, что единственным верным и допустимым доказательством, при определении объема и суммы потребленной домом тепловой энергии, являются справки о потреблении тепловой энергии и теплоносителя по объектам теплопотребления. Суд апелляционной инстанции отмечает, что действующее нормативное регулирование отношений по теплоснабжению допускает учет фактического потребления тепловой энергии одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента, либо расчетным путем исходя из общей площади помещения и утвержденных нормативов потребления данного вида коммунальных ресурсов.
Судом первой инстанции, рассмотрен и правомерно отклонен довод заявителя о том, что корректировка платы по услуге отопление за 2015 год может быть произведена до конца 2016 года.
В соответствии с п. 27 Правил, величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальную услугу отопления и рассчитанная в соответствии с подпунктом "г" пункта 20, подпунктом "б" пункта 21, пунктами 23 и 25 настоящих Правил, учитывается при начислении платы за коммунальную услугу отопления, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее 1 месяца после перерасчета.
Из указанных правовых норм следует, что корректировка размера платы за отопление 2015 г. должна быть произведена не позднее января 2016 года.
Суд первой инстанции также указал, что по смыслу Правил N 307 корректировка производится при наличии у исполнителя всех необходимых данных для осуществления корректировки платы за отопление.
Все необходимые сведения для проведения корректировки у общества имеются, препятствий для проведения корректировки, а также законных оснований, позволяющих управляющей организации удерживать излишне уплаченные гражданами в течение года денежные средства за коммунальную услугу, не имеется.
Нормами действующего законодательства иной период проведения корректировки платы за отопление, равно как и применение корректировки платы за отопление за отдельные периоды, кроме года, не предусмотрены.
Однако, судом установлено и материалами дела подтверждается, что на момент проведения проверки в феврале 2016 года управляющей организацией корректировка платы по услуге отопление за 2015 год в нарушение п. 21 Правил N 307 не была проведена.
С учетом норм действующего законодательства и исследованных доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.08.2016 по делу N А07-10682/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей за подачу апелляционной жалобы, излишне уплаченную по платежному поручению N 5024 от 23.05.2016.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-10682/2016
Истец: ОАО УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНОГО ХОЗЯЙСТВА КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО ЖИЛИЩНОМУ И СТРОИТЕЛЬНОМУ НАДЗОРУ
Третье лицо: ЕРКЦ МУП УЖХ г. Уфа, МУП ЕРКЦ УЖХ г. Уфа, ООО "БАШКИРСКИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ"