Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 7 марта 2017 г. N Ф05-533/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о понуждении заключить договор, о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Москва |
|
22 ноября 2016 г. |
Дело N А40-85721/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Кочешковой М.В., Румянцева П.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Добыш Д.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Хозторг"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.08.2016 по делу N А40-85721/16, принятое судьей А.Б. Поляковой
по заявлению ООО "Хозторг"
к 1. Правительству Москвы; 2. Префектура САО города Москвы
о признании незаконным и отмене протокола,
при участии:
от заявителя: |
Крыжанский М.Ю. по доверенности от 29.04.2016; |
от ответчиков: |
1. Регуш А.В. по доверенности от 19.09.2016; 2. Ефремова В.А. по доверенности от 15.01.2016; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Хозторг" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене протокола, (решения, оформленного протоколом) Межведомственной комиссии по вопросам потребительского ранка при Правительстве Москвы от 24.12.2015 N 22 в части исключения нестационарного торгового объекта, принадлежащего ООО "Хозторг", площадью 165 кв.м, расположенного по адресу: Москва, 1-й Войковский проезд, 1, указанного за номером 7 в приложении N 4 к протоколу, о признании недействительным распоряжения Префектуры САО г. Москвы от 03.02.2016 N 85 в части исключения из перечня нестационарных торговых объектов объекта, при надлежащего ООО "Хозторг", площадью 165 кв.м, расположенного по адресу: Москва, 1-й Войковский проезд, 1 и о возложении на Межведомственную комиссию по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы внести изменения в оспариваемый протокол путем исключения объекта 7 из приложения 4 к потоколу, о возложении обязанности на Префектуру САО г. Москвы издать распоряжение о внесении изменений в распоряжение от 11.07.2012 N 453, о возложении обязанности на префектуру САО г. Москвы заключить договор с ООО "Хозторг" на размещение нестационарного объекта площадью 165 кв.м, расположенного по адресу: Москва, 1-й Войковский проезд, 1.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.08.2016 отказано в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представители ответчиков возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 22 сентября 2011 года между ООО "Хозторг" и префектурой САО г. Москвы был заключен Договор N 319/04 на размещение нестационарного торгового объекта по адресу: 1-й Войковский проезд, вл. 1, площадью 165 кв.м. Данный договор является подтверждением права общества на осуществление торговой деятельности в месте, установленном схемой размещения нестационарных торговых объектов (пункт 1.2. договора).
Принадлежащий ООО "Хозторг" торговый объект был включен в Адресный перечень нестационарных торговых объектов на территории САО г. Москвы, являющийся приложением к распоряжению префектуры САО г. Москвы от 11.07.2012 г. N 453 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории Северного административного округа города Москвы". Торговый объект находился в данном Адресном перечне, в том числе в редакции распоряжения префектуры САО г. Москвы от 28.10.2015 г. N 747 (пункт 141 перечня).
Решением Совета депутатов муниципального округа Войковский от 27.02.2014 г. N 04/01 (с приложением к нему) предложено Департаменту торговли и услуг г. Москвы, префектуре САО г. Москвы и управе Войковского района г. Москвы при оформлении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Войковского района г. Москвы со второго полугодия 2014 года и последующие годы учесть мнение жителей Войковского района г. Москвы и депутатов Совета депутатов муниципального округа Войковский и включить в нее, в частности, нестационарный торговый объект, принадлежащий ООО "Хозторг".
Распоряжением префектуры САО г. Москвы от 03.02.2016 г. N 85 внесены изменения в распоряжение префектуры от 11.07.2012 г. N 453, и прилагаемый к распоряжению Адресный перечень нестационарных торговых объектов на территории САО г. Москвы изложен в новой редакции, в которой принадлежащий ООО "Хозторг" объект отсутствует.
Таким образом, распоряжением префектуры САО г. Москвы от 03.02.2016 г. N 85 исключен из схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории Северного административного округа города Москвы, принадлежащий ООО "Хозторг" торговый объект площадью 165 кв.м. по адресу: г. Москва, 1-й Войковский проезд, 1.
Письмом от 18.03.2016 г. N 17-7-181/16 управа Войковского района г. Москвы сообщила о демонтаже принадлежащего ООО "Хозторг" объекта.
ООО "Хозторг" направило запрос от 06.04.2016 г. в Департамент торговли и услуг г. Москвы с просьбой сообщить - принималось ли Межведомственной комиссией по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы решение об исключении соответствующего торгового объекта из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Москвы. При наличии такого решения ООО "Хозторг" просило предоставить его надлежащим образом заверенную копию.
С сопроводительным письмом от 08.04.2016 г. N 01-5567/6 была получена выписка из протокола заседания Межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы от 24 декабря 2015 года N 22, которым одобрено внесение изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов. К протоколу прилагается Адресной перечень размещения нестационарных торговых объектов, подлежащих исключению из схемы размещения. В данном Адресном перечне под пунктом 7 значится принадлежащий ООО "Хозторг" объект площадью 165 кв.м. по адресу: 1-й Войковский пр-д, 1.
Полагая, что принадлежащий заявителю объект по адресу: г. Москва, 1-й Войковский проезд, 1, незаконно исключен из схемы размещения (адресного перечня) нестационарных торговых объектов на территории города Москвы, заявитель обратился в суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из следующего.
Включение или исключение места размещения нестационарного торгового объекта из схемы размещения таких объектов не затрагивает права и законные интересы хозяйствующих субъектов, требования истца не основаны на законе.
Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона N 381- ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Из этого следует, что объект нестационарной торговли, эксплуатируемый на момент утверждения схемы, подлежал дальнейшей эксплуатации вне зависимости от включения/не включения места его размещения в схему размещения НТО.
При этом, такая эксплуатация НТО носит срочный характер, поскольку в силу ч. 1 ст. 10 федерального закона N 381-ФЗ, размещение нестационарных торговых объектов производится на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, предоставление которых в силу положений федерального закона N 135-ФЗ носит договорной, а значит срочный характер.
Бессрочное право на размещение нестационарного торгового объекта противоречило бы как ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предусматривающей переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества только по результатам проведения конкурсов или аукционов за исключением определенных законом случаев (к которым заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта не относится), ст. 15 указанного Федерального закона, устанавливающей запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов государственной власти (поскольку такое право не давало бы возможность иным хозяйствующим субъектам на конкурсной основе бороться за право осуществления торговой деятельности на том или иной месте, указанном в схеме размещения), так и Гражданскому кодексу РФ (бессрочный и абсолютный характер правоотношений пользования предполагает наличие у его субъекта не вытекающего из договора на размещение НТО обязательственного права, но уже вещного права). Ни положениями ст. 10 Федерального закона N 381-ФЗ, ни Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ N 772, ни Определением Конституционного суда от 29.01.2015 225-0 не установлены гарантии для хозяйствующего субъекта постоянно осуществлять хозяйственную деятельность на месте размещения торгового объекта, включенного в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Следовательно, после прекращения (истечения срока) правовых оснований для эксплуатации (размещения) нестационарный торговый объект подлежал перемещению с места размещения в схеме.
Применительно к настоящему делу, ООО "Хозторг" утратило бы право на размещение с даты прекращении краткосрочного договора аренды земельного участка М-09-509997 от 18.10.2002 вне зависимости от факта включения места размещения по адресу: г. Москва, 1 -й Войковский проезд, вл. 1, в схему размещения.
Напротив, действия органов исполнительной власти города Москвы полностью соответствовали положениям ч. 6 ст. 10 Федерального закона N 381-ФЗ и были направлены на защиту интересов заявителя.
Так, в силу в силу п. 3 постановления Правительства Москвы от 03.02.2011 N 26-ПП "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности" хозяйствующий субъект, имеющий действующий договор аренды земельного участка в месте, установленном схемой размещения нестационарных торговых объектов, имеет право на оформление договора на размещение нестационарного торгового объекта и с ООО "Хозторг" префектурой САО города Москвы 22.09.2011 был заключен договор N 319/04 сроком действия до 22.09.2014, место размещения нестационарного торгового объекта ООО "Хозторг" по адресу: г. Москва, 1-й Войковский проезд, вл. 1, было включено в схему размещения при ее утверждении распоряжением префектуры САО города Москвы.
В силу положений статьи 10 Федерального закона N 381 -ФЗ, схема размещения нестационарных торговых объектов является только схемой, определяющей места, где допускается размещение нестационарных торговых объектов, и включение или исключение из схемы того или иного места размещения не порождает возникновение или прекращение права конкретного хозяйствующего субъекта осуществлять торговую деятельность в указанном месте.
Такое право возникает и прекращается в силу иных правоотношений, уже обязательственного характера, между хозяйствующим субъектом и собственником земельного участка - муниципальным образованием или субъектом РФ (договора аренды земельного участка, договора на размещение и т.п.). Но данные правоотношения статьей 10 Федерального закона N 381-ФЗ не урегулированы, а следовательно, их прекращение не может быть поставлено в зависимость от изменения схемы размещения.
Правом формирования схемы размещения НТО наделены исключительно органы местного самоуправления, по согласованию с органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества (п. 2 постановления Правительства РФ от 29.09.2010 N 772.
В силу данного нормативного акта схема размещения торговых объектов не является персонифицированной, не обращена к конкретному хозяйствующему субъекту, а касается непосредственно и только определения места размещения НТО.
Определение конкретного места размещения НТО не обусловлено созданием конкретного хозяйствующего субъекта для осуществления торговой деятельности, а исключение места размещения НТО из схемы размещения не обуславливает прекращение деятельности хозяйствующим субъектом.
Основанием для освобождения ООО "Хозторг" места размещения по адресу: 1-й Войковский проезд, вл. 1, даже в отсутствии решения Межведомственной комиссии об исключении места размещения из схемы размещения нестационарных торговых объектов, является именно истечение срока действия правоустанавливающих документов на размещение ООО "Хозторг" нестационарного торгового объекта по указанному адресу.
Таким образом, в отсутствии прав на использование земельного участка под размещение НТО, решением МВК никакие права и законные интересы истца не нарушены и в силу ст. 4 АПК РФ не подлежат судебной защите.
У заявителя отсутствует право требования включения места размещения НТО по адресу: г. Москва, 1-й Войковский проезд, вл. 1, в схему размещения мест нестационарных торговых объектов, поскольку:
- ООО "Хозторг" не обладает правами в отношении места размещения НТО по указанному адресу;
- формирование схемы размещения НТО в силу постановления Правительства РФ N 772 является исключительной прерогативой органов государственной власти;
- право осуществления торговой деятельности в месте размещения нестационарного торгового объекта предоставляется на основании конкурентных процедур.
Действующий порядок размещения нестационарных торговых объектов, установленный Приложением 1 к постановлению Правительства Москвы от 03.02.2011 N 26-ПП (в редакции от 26.02.2016), не предусматривает возможность заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта типа "киоск" или "павильон" префектурой административного округа города Москвы (п.п. 33-34 Приложения 1).
При этом, в соответствии с пунктом 39 Порядка разработки, утверждения и изменения схемы размещения НТО и их размещения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 03.02,2011 N 26-ПП, отбор хозяйствующих субъектов для осуществления торговой деятельности (оказания услуг) в нестационарных торговых объектах в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов, осуществляется путем проведения Департаментом города Москвы по конкурентной политике открытого аукциона в электронной форме в соответствии с Порядком организации и проведения аукциона на право заключения договора на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в нестационарном торговом объекте, договора на размещение нестационарного торгового объекта и заключения таких договоров, утвержденным Правительством Москвы.
Согласно пункту 4 указанного Порядка, участником аукциона может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места нахождения капитала или индивидуальный предприниматель.
Вместе с тем, приведенные выше нормы федерального закона N 381-ФЗ и постановления Правительства РФ N 772 свидетельствуют о том, что даже в случае сохранения места размещения нестационарного торгового объекта по адресу: 1-й Войковский проезд, вл. 1, в схеме размещения НТО, новый договор на осуществление торговой деятельности в нестационарном торговом объекте (договор на размещение нестационарного торгового объекта) может быть заключен только с победителем аукциона на право заключения указанного договора, а следовательно, права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ответчиками также не нарушены.
Доводом апелляционной жалобы, что суд первой инстанции не принял во внимание выводы Конституционного суда РФ, которые изложены в Определении от 29.01.2015 N 225-0, подлежит отклонению ввиду следующего.
При этом заявителем не учтено, что предметом рассмотрения Конституционного суда являлся вопрос нарушения прав хозяйствующих субъектов, имеющих действующие правоотношения, в отношении мест размещения нестационарных торговых объектов при формировании (изменении) схемы.
Вместе с тем, в период действия как договора аренды, так и договора с префектурой на размещение нестационарного торгового объекта, какие-либо действия по прекращению деятельности ООО "Хозторг" по адресу размещения НТО: г. Москва, 1-й Войковский пр-д, вл. 1 не осуществлялись, изменения в схему размещения в части объекта 000 "Хозторг" не вносились. Как указано выше, место размещения НТО по адресу: 1-й Войковский пр-д, вл. 1 было исключено из схемы размещения уже после прекращения обязательственных отношений ООО "Хозторг" с Департаментом городского имущества города Москвы и Префектурой САО и прав общества на размещение НТО по указанному адресу, в связи с чем в указанной части права и законные интересы ООО "Хозторг" были соблюдены и подобная ситуация предметом рассмотрения Конституционным судом РФ не являлась.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 23.08.2016 по делу N А40-85721/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-85721/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 7 марта 2017 г. N Ф05-533/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО ХОЗТОРГ
Ответчик: Правительство Москвы, Префектура САО города Москвы
Третье лицо: Префектура САО г. Москвы