Требование: о взыскании долга в отношении жилья
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Вологда |
|
22 ноября 2016 г. |
Дело N А05-4074/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 22 ноября 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Журавлева А.В., судей Виноградова О.Н. и Писаревой О.Г. при ведении протокола секретарем судебного заседания Власовой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования "Алексеевское" в лице администрации муниципального образования "Алексеевское" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 09 сентября 2016 года по делу N А05-4074/2016 (судья Филипьева А.Б.)
установил:
некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области" (ОГРН 1132900001574; ИНН 2901991858; место нахождения: 163002, город Архангельск, улица Урицкого, дом 1, офис 402; далее - фонд) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к муниципальному образованию "Алексеевское" в лице администрации муниципального образования "Алексеевское" (ОГРН 1052904026009; ИНН 2914002935; место нахождения: 165430, Архангельская область, Красноборский район, село Красноборск, улица Свердлова, дом 19; далее - администрация) о взыскании 577 356 руб. 66 коп. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов за период с ноября 2014 года по декабря 2015 года (требования указаны с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением суда от 09 сентября 2016 года с администрации за счет казны муниципального образования "Алексеевское" в пользу фонда взыскано 577 356 руб. 66 коп. долга, а также 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Администрация с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что уплата взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в фонд носит добровольный характер. Указывает, что принятие решения о ремонте общего имущества собственников жилья отнесено статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к компетенции общего собрания.
Фонд в отзыве на апелляционную жалобу отклонил доводы, изложенные в жалобе, считает, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, истцом (региональный оператор) и ответчиком (собственник) 27.07.2015 заключен договор о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, по условиям которого собственник помещений в многоквартирных домах, указанных в приложении 1, обязался ежемесячно до двадцатого числа месяца, следующего за истекшим и в полном объеме вносить на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт в размере, установленном постановлением Правительства Архангельской области или в большем размере, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирных домах, на основании представленных платежных документах.
Перечень многоквартирных домов, в которых ответчик является собственником помещений, и которые формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, согласован сторонами в приложении 1 к договору.
Для уплаты взносов на капитальный ремонт за период с ноября 2014 года по декабрь 2015 года истец направлял ответчику счета.
Поскольку ответчик выставленные счета не оплатил, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 169 данного Кодекса собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
На основании части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счёт в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Исходя из выбранного способа формирования фонда капитального ремонта денежные средства собственников жилых помещений аккумулируются на счетах регионального оператора либо на специальном счете собственников помещений многоквартирного дома.
В соответствии с частью 5 статьи 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Частью 7 статьи 170 этого же Кодекса предусмотрено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 названной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 данного Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Постановлением Правительства Архангельской области от 22.04.2014 N 159-пп "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области" утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области (далее - Региональная программа).
Постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 N 485-пп создана некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области".
Согласно пункту 8 статьи 13 Областного закона Архангельской области от 02.07.2013 N 701-41-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Архангельской области" (далее - Областной закон N 701-41-ОЗ) решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в течение четырех месяцев после официального опубликования региональной программы, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Областного закона N 701-41-03 обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений Архангельской области возникает по истечении шести календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем официального опубликования утвержденной региональной программы, в которую включен многоквартирный дом.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, с учетом опубликования Региональной программы в полном объеме 29.04.2014, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений Архангельской области возникала по истечении шести месяцев, то есть с 01.11.2014.
В данном случае являясь собственником помещений в многоквартирном доме, ответчик обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе, путем внесения взносов за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Кроме того, солгано статьи 307 ГК РФ обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В соответствии со статьей 309 данного Кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 ГК РФ).
Из материалов дела следует, что между сторонами заключен договор о договор о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме от 27.07.2015.
Пунктом 1.1 договора установлена обязанность ответчика своевременно уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт.
На основании части 8.1 статьи 156 ЖК РФ постановлением Правительства Архангельской области от 26.12.2013 N 613-пп установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области, и составляет на один квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения в месяц: на 2014 год - 6 руб. 10 коп., на 2015 год - 6 руб. 37 коп.
Согласно расчету истца за период с 01.01.2014 по 31.12.2015 задолженность ответчика перед фондом составила 577 356 руб. 66 коп.
Доказательств надлежащего выполнения обязательств по внесению взносов на капитальный ремонт ответчиком в материалы дела не представлено.
Расчет задолженности судом первой инстанции проверен и признан правильным.
Данный расчет задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за спорный период определен истцом с учетом утвержденных постановлениями администрации Архангельской области сумм и площади помещений, принадлежащих ответчику. Контррасчет задолженности ответчиком не представлен.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования фонда в заявленном размере.
Доводы подателя жалобы о том, что уплата взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в фонд носит добровольный характер, отклоняются апелляционной коллегией, поскольку основаны на неправильном толковании подателем жалобы норм действующего законодательства. При этом требования истца в рассматриваемом случае основаны на заключенном между фондом и администрацией договоре, в котором стороны согласовали обязанность уплаты ответчиком взносов на капитальный ремонт.
Также в силу изложенных норм права не могут быть приняты апелляционным судом доводы подателя жалобы о том, что принятие решения о ремонте общего имущества собственников жилья отнесено статьей 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания.
Доводы, приведенные администрацией в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Иное толкование подателем жалобы действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы ответчика.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 09 сентября 2016 года по делу N А05-4074/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования "Алексеевское" в лице администрации муниципального образования "Алексеевское" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Журавлев |
Судьи |
О.Н. Виноградов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-4074/2016
Истец: Фонд НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ " КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ", Фонд некоммерческая организация "Кап. ремонта многоквартирных домов АО"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Алексеевское"