Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 марта 2017 г. N Ф03-539/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
22 ноября 2016 г. |
А04-6274/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Михайловой А.И.
судей Пичининой И.Е., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Охотюк А.К.
при участии в заседании:
от Администрации города Белогорска: Стефанович А.Ф., представитель по доверенности от 12.09.2016;
от МУП "Комитет имущественных отношений Администрации города Белогорск": Бондарь Н.Е., представитель по доверенности от 11.01.2016 N 1;
от Министерства финансов Амурской области: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Администрации города Белогорска, МКУ "Комитет имущественных отношений Администрации города Белогорск"
на решение от 25.08.2016
по делу N А04-6274/2016
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Стовбуным А.А,
по заявлению Администрации города Белогорска
к Амурской области в лице министерства финансов Амурской области
третьи лица: муниципальное казенное учреждение "Комитет имущественных отношений администрации города Белогорск" министерство социальной защиты населения Амурской области министерство образования и науки Амурской области
о взыскании 1 140 161 руб.
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Белогорска (далее - Администрация) обратилась с иском к Амурской области в лице министерства финансов Амурской области (далее - Министерство финансов Амурской области) с требованием о взыскании убытков 1 140 161 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц судом привлечены Муниципальное казенное учреждение "Комитет имущественных отношений администрации города Белогорск" (далее - Комитет), Министерство социальной защиты населения Амурской области и Министерство образования и науки Амурской области.
Решением суда от 25.08.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Администрация и Комитет обратились в суд апелляционной инстанции с жалобами, в которых просят его отменить. По мнению заявителей жалоб, судом неверно применены нормы материального и процессуального права, а также не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела
В судебном заседании, проводившемся путем использования систем видеоконференц-связи, при содействии Арбитражного суда Амурской области, представители заявителей апелляционных жалоб доводы, изложенные в них, поддержали полностью, просили решение суда отменить и вынести новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.
Остальные лица участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалоб, представителей для участия в судебном заседании не направили.
Заслушав представителей заявителей жалоб, исследовав материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
Как видно из материалов дела, решением Белогорского городского суда Амурской области от 28.02.2014 по делу N 2-622/2014 жилое помещение, а именно квартира площадью 27,8 кв.м., расположенная по адресу: Амурская область. г. Белогорск, ул. 9 Мая, 159-А, кв. 24, передана Черновой Ольге Александрове, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Администрации от 27.07.2015 N 1389 квартира включена в состав специализированного жилого фонда, Постановлением от 27.07.2015 N 1392 квартира предоставлена Черновой Ольге Александровне, согласно договору найма N 27 от 03.08.2015 и акту приема - передачи.
В связи с предоставлением указанной квартиры по договору найма жилого помещения Черновой О.А., муниципальное образование город Белогорск, 14.10.2015 обратилось к министерству социальной защиты населения Амурской области в целях компенсации расходов.
Письмом от 18.04.2016 N 17-1544 министерство социальной защиты населения Амурской области отказало в возмещении расходов.
Ссылаясь на отказ ответчика возместить понесенные истцом убытки в виде рыночной стоимости квартиры в сумме 1 140 161 руб., истец обратился с настоящими исковыми требованиями в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что квартира была приобретена за счет средств областного бюджета, в связи с чем у истца не могло возникнуть убытков.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, Шестой арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для удовлетворения жалоб в силу следующего.
В соответствии со статьей 4 Закона Амурской области от 11.04.2005 N 472-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области за счет средств областного бюджета благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями (жилыми домами, квартирами) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном Правительством области.
Согласно требованиям статьи 5 указанного Закона органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями по предоставлению социальной поддержки, установленной статьи 4 указанного Закона.
Финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию передаваемых полномочий предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов из областного бюджета в виде субвенции (пункт 2 статьи 5 Закона Амурской области от 11.04.2005 N 472-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством области. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов.
Субвенции предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Как видно из материалов дела на 2015 год согласно приложению N 25 к Закону Амурской области от 10.12.2014 N 458-ОЗ "Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" "Распределение субвенции бюджетам муниципальных образований на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на 2015 год" на указанные цели г. Белогорску было предусмотрено выделение денежных средств в размере 5670,6 тыс. руб. Данные денежные средства в полном объеме переданы городу Белогорску на осуществление полномочий по предоставлению жилых помещений.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу статьи 1069 ГК РФ, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно средств казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Гражданско-правовая ответственность ответчика должна наступить при условии установления судом наличия состава правонарушения, включающего в себя установление факта причинения вреда, причинно-следственной связи между понесенными убытками и противоправным (виновным) поведением лица, причинившего вред, документального подтверждения убытков.
Основанием для удовлетворения требований о взыскании убытков является совокупность всех перечисленных элементов гражданско-правовой ответственности.
Согласно муниципальному контракту N 0123300001913000186-0218096-01 от 27.08.2013, на приобретение жилого помещения (квартиры) путем участия в долевом строительстве малоэтажного (не более 3-х этажей) жилого дома на территории г. Белогорск Амурской области, следует, что спорное жилое помещение было приобретено за счет средств областного бюджета в рамках реализации региональной программы "Переселение граждан из аварийного жилого фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Амурской области в 2013-2015.
В соответствии с пунктом 2.3 указанного контракта цена определена в размере 892 680 руб., позднее квартира была включена в состав специализированного жилого фонда и передана лицу из числа детей-сирот. Как верно установлено судом первой инстанции, доказательств приобретения спорного жилого помещения за счет средств бюджета муниципального образования города Белогорска истцом не представлено, а факт приобретения квартиры за счет средств областного бюджета подтверждается письмом Министерства ЖКХ Амурской области N 05-4954 от 30.12.2015.
При таких обстоятельствах, противоправность действий (бездействия) субъекта Российской Федерации и причинная связь между этими действиями (бездействием) и убытками истца судом не установлена, истцом не доказана.
Кроме того в соответствии с частью 5.1 статьи 5 Закона Амурской области от 11.04.2005 N 472-ОЗ (ред. от 04.04.2016) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не подлежит компенсации стоимость жилых помещений, предоставленных из муниципального жилищного фонда, приобретение (строительство) которых ранее было осуществлено за счет средств межбюджетных трансфертов из областного бюджета, имеющих целевое назначение.
Согласно информационному письму министерства ЖКХ Амурской области жилое помещение, расположенное по адресу: Амурская область, г. Белогорск, ул. 9 Мая, д. 159 А, кв. 24, приобретено за счет средств областного бюджета в рамках реализации региональной программы "Переселение граждан из аварийного жилого фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Амурской области в 2013 - 2017 годах.
Следовательно, средства местного бюджета в данном случае затрачены не были, доказательств приобретения квартиры по иным законным основаниям истцом в материалы дела не представлено.
Поскольку квартира была приобретена за счет средств областного бюджета, оснований для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
Руководствуясь, перечисленными выше нормами права, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, апелляционный суд пришел к выводу о правомерности отказа в удовлетворении иска.
С учетом изложенного, правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 25.08.2016 по делу N А04-6274/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.И. Михайлова |
Судьи |
И.Е. Пичинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-6274/2016
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 марта 2017 г. N Ф03-539/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация г. Белогорска
Ответчик: Министерство финансов Амурской области
Третье лицо: Министерство образования и науки Амурской области, Министерство социальной защиты населения Амурской области, МКУ "Комитет имущественных отношений Администрации города Белогороск", Муниципальное казенное учреждение "Комитет имущественных отношений Администрации города Белогорск"