Требование: о признании недействительным акта органа власти в отношении недвижимого имущества, по уплате налогов
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Пермь |
|
21 ноября 2016 г. |
Дело N А50-11844/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 ноября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И. В.
судей Гулякова Г.Н., Савельева Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Котеговой Л.А.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Форт" (ОГРН 1025901714475, ИНН 5911037090) - Палушкин Е.Л., директор,
от заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Пермскому краю (ОГРН 1045901447525, ИНН 5911000117) - Коробова Т.Г., доверенность от 02.06.2016,
от третьих лиц 1) Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Пермскому краю, 2) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 25 августа 2016 года
по делу N А50-11844/2016
принятое судьей В.В. Самаркиным
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Форт"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Пермскому краю
третьи лица: 1) Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Пермскому краю, 2) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 20.10.2015 N 15.1811,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Форт" (далее - заявитель, Общество, общество "Форт") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения Инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 20.10.2015 N 15.1811.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 25 августа 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что налоговый орган самостоятельно не определяет кадастровую стоимость земельного участка, а руководствуется сведениями из Росреестра; площадь земельного участка при расчете земельного налога не учитывается; земельные участки сформированы до введения в ЖК РФ, в отношении них проведен государственный кадастровый учет, поэтому в силу ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 N 189 - ФЗ, земельные участки бесплатно перешли в общедолевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от третьего лица ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Пермскому краю" поступило заявление о рассмотрении делу в отсутствие представителя.
Третьи лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом "Форт" налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год, по результатам которой составлен акт проверки от 19.05.2015 N 1491, фиксирующий выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах.
Инспекцией при надлежащем уведомлении заявителя рассмотрены материалы камеральной налоговой проверки, и вынесено решение от 20.10.2015 N 15.1811 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Обществу, доначислен земельный налог за 2014 год в сумме 5 204 руб., начислены пени за неуплату в установленный срок земельного налога в сумме 293,23 руб., также заявитель привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 1 040,08 рубля.
Основанием для вынесения решения послужил вывод налогового органа о том, что Обществом занижена налоговая база по земельному налогу за 2014 годна, к которому налоговый орган пришел, проанализировав сведения о кадастровых стоимостях и площади земельных участков, принадлежащих на праве собственности заявителю.
Не согласившись с вынесенным Инспекцией решением от 20.10.2015 N 15.1811, заявитель обжаловал его в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Пермскому краю. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю от 16.02.2016 N 18-18/693 апелляционная жалоба Общества на ненормативный акт Инспекции оставлена без удовлетворения.
Считая, что решение налогового органа от 20.10.2015 N 15.1811 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения не соответствует Кодексу и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, общество "Форт" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что за Обществом зарегистрировано право собственности на земельные участки общей площадью 1 017 кв.м. и 666 кв.м., иная площадь налоговым органом не доказана.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции, ссылаясь на то, что налоговый орган самостоятельно не определяет кадастровую стоимость земельного участка, а руководствуется сведениями из Росреестра; площадь земельного участка при расчете земельного налога не учитывается; земельные участки сформированы до введения в ЖК РФ, в отношении них проведен государственный кадастровый учет, поэтому в силу ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 N 189 - ФЗ, земельные участки бесплатно перешли в общедолевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Статьей 387 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с п. 1 ст. 15, пунктов 1 и 2 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. При этом право собственности на земельные участки граждан и юридических лиц возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
В силу п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
На основании п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. Сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 1 ст. 164 ГК РФ).
Исходя из п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной названным Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Единый государственный реестр прав). Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав (п. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ).
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 постановления от 23 июля 2009 года N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", государственная регистрация прав на недвижимые объекты является единственным доказательством существования зарегистрированного права, в связи с чем, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
На основании приведенных выше норм права, с учетом правовой позиции Пленума ВАС РФ, основанием для признания организации или физического лица плательщиком земельного налога является документ, удостоверяющий право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного (наследуемого) владения на земельный участок. При этом обязанность по уплате земельного налога возникает с момента регистрации прав на земельный участок, то есть внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество, до момента прекращения данного права.
Судом первой инстанции установлено, и из материалов дела следует, что заявителю принадлежали в спорный период на праве долевой собственности земельные участки с кадастровыми номерам 59:03:0400028:34 (заявителю принадлежат 2/127 доли в праве на земельный участок по адресу:
г. Березники, ул. Парижской Коммуны, 16), 59:03:0400073:34 (заявителю принадлежат 10/196 долей в праве на земельный участок по адресу:
г. Березники, ул. Свердлова, 31).
Налоговый орган на основании поступивших в порядке статьи 85 НК РФ сведений о площади и кадастровой стоимости земельных участков произвел корректировку налоговых обязательств заявителя в сторону увеличения, используя следующую информацию из государственного кадастра недвижимости: площадь земельного участка 59:03:0400028:34 - 5 432 кв.м., кадастровая стоимость на 01.01.2014 - 13 020 450 руб., площадь земельного участка 59:03:0400073:34 - 3 423 кв.м., кадастровая стоимость на 01.01.2014 - 6 050 895 рублей.
Однако, в соответствии с выписками из Единого государственного реестра прав площадь земельного участка 59:03:0400028:34, принадлежащего заявителю на праве долевой собственности (доля в праве 2/127), составляет 1 017 кв.м., площадь земельного участка 59:03:0400073:34, принадлежащего заявителю на праве долевой собственности (доля в праве 10/196), составляет 666 кв.м.
Доказательств изменений размера принадлежащих Заявителю земельных участков, внесения изменений в единый реестр прав на недвижимость, налоговым органом не представлено, в связи с чем, оснований для возложения на заявителя обязанности по уплате земельного налога за площадь земельных участков, не принадлежащих ему, не имелось.
Кроме того, налоговый орган не доказал, что за остальные доли в праве собственности на спорные земельные участки, сособственниками не вносится плата на землю, то есть налоговым органом не доказано, что в данном случае не возникает двойное налогообложение.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что площадь земельного участка при расчете земельного налога не учитывается, отклоняется, поскольку согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Судом установлено и из материалов дела следует, что обществу на праве собственности принадлежат земельные участки площадью 1 017 кв.м. и 666 кв.м., в отношении которых он и является плательщиком земельного налога.
Поэтому, используя в расчете земельного налога стоимость земельных участков площадью 5 432 кв.м. и 3 423 кв.м., налоговый орган обязан доказать, что обществу принадлежат земельные участки указанной площади, что налоговым органом сделано не было.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что налоговый орган самостоятельно не определяет кадастровую стоимость земельного участка, а руководствуется сведениями из Росреестра, не принимается, так как за налогоплательщиком зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) право собственности на земельные участки площадью 1 017 кв.м.и 666 кв.м.
Участки налогоплательщика являются частью земельных участков, кадастровую стоимость которых налоговый орган применил в расчете налога. При этом, государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Учитывая, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что произведенное налоговым органом доначисление Обществу земельного налога по участкам с кадастровыми номерами 59:03:0400028:34 и 59:03:0400073:34, соответствующих сумм пени и штрафных санкций произведено с нарушением положений Налогового кодекса РФ, следовательно, оспариваемое решение обоснованно признано судом недействительным.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что земельные участки сформированы до введения в ЖК РФ, в отношении них проведен государственный кадастровый учет, поэтому в силу ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 N 189 - ФЗ, земельные участки бесплатно перешли в общедолевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, не может быть принят в связи со следующим.
Из статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (до 01.03.2005 г.) и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
ООО "Форт" имеет в собственности встроенно-пристроенные помещения магазина (лит.А,А1), общая площадь 1242 кв.м (номера на поэтажном плане: с 1 по 22 - первый этаж, с 1 по 21 - подвал), назначение: нежилое, по адресу: Пермский край. г. Березники, ул. Свердлова, д. 31, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации (т. 1 л.д. 110).
Также ООО "Форт" имеет в собственности встроенно-пристроенную часть здания, занимаемую магазином N 24, назначение: нежилое, общая площадь 303,2 кв.м., находящуюся по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Парижской Коммуны, д. 16, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права (т. 1 л.д. 132).
Указанным объектам недвижимости соответствует право собственности на земельные участки площадью 666 кв.м. и 1 017 кв.м.
Так как на 01.03.2005 г. земельные участки площадью 666 кв.м. и 1 017 кв.м., на которых расположены многоквартирные дома по ул. Свердлова, 31 и ул. Парижской Коммуны, 16, были сформированы и поставлены на кадастровый учет, то эти участки перешли в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом, для ООО "Форт" это не повлекло изменений в площади принадлежащих ему земельных участков, так как изначально его доля в праве общей собственности на эти земельные участки была пропорциональна размеру общей площади его помещений.
Налоговый орган не представил доказательств того, что 01.03.2005 г. в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме перешли именно земельные участки площадью 3423 кв.м. и 5 432 кв.м.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 25 августа 2016 года по делу N А50-11844/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
И.В.Борзенкова |
Судьи |
Г.Н.Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-11844/2016
Истец: ООО "Форт"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 2 ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "ФКП Росреестра по ПК"