Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 27 марта 2017 г. N Ф10-97/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Воронеж |
|
22 ноября 2016 г. |
Дело N А36-2925/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 ноября 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Донцова П.В.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью "Главстрой": Ильина К.Л., по доверенности от 20.04.2016;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области: Шелестенко Д.А., по доверенности от 06.06.2016;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 05.09.2016 по делу N А36-2925/2016 (судья Дружинин А.В.) по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Главстрой" о признании незаконным и необоснованным решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 31.12.2015,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Главстрой" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 31.12.2015.
Решением суда от 05.09.2016 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что рассматриваемая реклама сочетает в себе не только рекламу квартир в новом жилом комплексе "СТАТУС", но и рекламу финансовых услуг, оказываемых финансовыми организациями - банками. В рекламе указывается финансовая услуга, которая направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться. В данной ситуации происходит искажение смысла рекламной информации на основе неполного информирования потребителей, что ведет к нарушению их права на получение достоверной и полной информации об объекте рекламирования с целью обеспечения возможности осознанного и правильного выбора товара.
В отзыве на жалобу Общество указывает, что спорная реклама не является рекламой финансовых услуг. Смысл рекламного объявления был направлен только на продажу квартир, указание на ипотеку произведено только лишь с целью дать понять потенциальному покупателю, что застройщик готов работать не только за наличный расчет, а и с привлеченными покупателями банковскими деньгами.
Как видно из материалов дела, на 27 странице выпуска N 9 (130) от сентября 2015 года журнала "Парадный квартал" Воронеж-Липецк-Курск ЦЧР была размещена рекламная информация следующего содержания: "НОВЫЙ ЖИЛОЙ КОМПЛЕКС СТАТУС СтройГрупп. Мы строим Воронеж для Вас, Московский проспект, 48 "а". Жилой комплекс "Статус" удобно расположен всего в 15 минутах езды от центра города. В шаговой доступности развитая инфраструктура: детские сады, школы, поликлиники, магазины и пр. Благоустроенная внутридомовая территория: площадки для отдыха детей и взрослых, озеленение. Полностью обеспечен парковочными местами! - квартиры от 40000 руб./кв.м. - по желанию покупателя возможны два варианта современной качественной отделки - дополнительные метры в подарок при покупке квартиры осенью* беспроцентная рассрочка платежа до 6 месяцев - ипотека от ведущих банков - сдача первых секций 11 полугодие 2016 года. Все планировки, цены и наличие квартир на сайте www/otdel-prodazh.ru (473) 238-08-21 Офис ООО "Отдел Продаж": Московский проспект, 44 а ОТДЕЛ ПРОДАЖ. Удобные планировки на любой вкус! Застройщик - ООО "ГлавСтрой". Долевое строительство. С проектной декларацией можно ознакомиться на сайте www.stroi36.ru. ** Подробности об организаторе акции, сроках, месте и правилах её проведения можно узнать в офисе ООО "Отдел Продаж" по адресу: Московский проспект, 44 а. Цена действительна на момент публикации".
Антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении обществом части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", так как в рекламе отсутствует информация о наименовании лиц, оказывающих финансовые услуги и часть существенной информации о рекламируемой услуге, об условиях её использования.
По результатам проведённой проверки в рамках дела N 21 комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе 31.12.2015 было вынесен о решение о признании ненадлежащей вышеуказанной рекламы, рекламодателем которой является ООО "Главстрой", поскольку реклама содержит признаки нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона "о рекламе".
Считая решение от 31.12.2015 УФАС по Липецкой области незаконным, Общество с ограниченной ответственностью "Главстрой" обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд области исходил из того, что антимонопольный орган пришел к ошибочному выводу о наличии в действиях Общества нарушений законодательства о рекламе.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда области и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон) определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Закона).
В силу пункта 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
При этом под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 ФЗ "О рекламе").
Из пункта 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" следует, что ненадлежащей является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Пунктом 6 статьи 38 названного закона установлено, что ответственность за нарушение указанных норм несет рекламодатель.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" к финансовым услугам отнесены - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Услуги по кредитованию, как следует из статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации, оказываются банками или иными кредитными организациями.
Согласно части 3 статьи 28 ФЗ "О рекламе" если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.
При этом в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.03.2009 N15340/08 по делу NА73-4483/2008-90АП указано, что отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.
Услуги по кредитованию, как следует из статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации, оказываются банками или иными кредитными организациями.
Из анализа содержания (читаемого текста) размещенной обществом рекламы следует:
"НОВЫЙ ЖИЛОЙ КОМПЛЕКС СТАТУС СтройГрупп. Мы строим Воронеж для Вас, Московский проспект, 48 "а". Жилой комплекс "Статус" удобно расположен всего в 15 минутах езды от центра города. В шаговой доступности развитая инфраструктура: детские сады, школы, поликлиники, магазины и пр. Благоустроенная внутридомовая территория: площадки для отдыха детей и взрослых, озеленение. Полностью обеспечен парковочными местами! - квартиры от 40000 руб./кв.м. - по желанию покупателя возможны два варианта современной качественной отделки - дополнительные метры в подарок при покупке квартиры осенью* беспроцентная рассрочка платежа до 6 месяцев - ипотека от ведущих банков - сдача первых секций 11 полугодие 2016 года. Все планировки, цены и наличие квартир на сайте www/otdel-prodazh.ru (473) 238-08-21 Офис ООО "Отдел Продаж": Московский проспект, 44 а ОТДЕЛ ПРОДАЖ. Удобные планировки на любой вкус! Застройщик - ООО "ГлавСтрой". Долевое строительство. С проектной декларацией можно ознакомиться на сайте www.stroi36.ru. ** Подробности об организаторе акции, сроках, месте и правилах её проведения можно узнать в офисе ООО "Отдел Продаж" по адресу: Московский проспект, 44 а. Цена действительна на момент публикации.
Антимонопольный орган, приходя к выводу о рекламе заявителем финансовых услуг, указал на несоблюдение Обществом положений ст. 28 Закона о рекламе.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает данную позицию заинтересованного лица ошибочной по следующим основаниям.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что в названной рекламе имеется указание на какие-то исключительные свойства спорного товара, которые бы способствовали побуждению интереса потребителя к финансовым услугам или предоставлению банковского кредита, а также порядок такого предоставления.
Товар - продукт деятельности.
В данном случае, продуктом деятельности (в т.ч. работы, услуги) является продажа товара - квартир в жилом комплексе "Статус" по адресу Московский проспект, 48 "а".
Важным признаком рекламы является то, что она должна привлекать внимание к объекту рекламирования и формировать или поддерживать интерес к нему, а также способствовать его продвижению на рынке.
Доказательств того, что спорная реклама призвана поддерживать интерес к финансовым услугам и кредитованию УФАС по Липецкой области не представлено.
Финансовые услуги не являются сферами деятельности Общества.
Из представленных в материалы дела документов судом не усматривается, что распространяемая Обществом рекламная информация нарушает вышеуказанные нормы ФЗ "О рекламе".
ООО "ГлавСтрой" не предоставляет банковские кредиты и не рекламирует финансовые услуги.
Возможность покупки рекламируемого товара (квартир в новом жилом комплексе) через ипотеку от ведущих банков является одной из форм реализации новых квартир, что не противоречит нормам гражданского законодательства.
Текст рекламного объявления не содержит информации о предложении покупателям использовать при расчетах за предлагаемые квартиры банковские услуги в виде определенной банковской схемы оплаты.
Как верно было отмечено судом области, упоминание о возможном приобретении товара (новых квартир в новом жилом комплексе СТАТУС) через ипотеку от ведущих банков, свидетельствует о реализации квартир посредством привлечения кредитных ресурсов банка, преследуя единственную цель рекламной акции, продвижение на рынке товара - новых квартир в новом жилом комплексе СТАТУС.
Сама информация расположена в крайнем правом нижнем углу рекламного объявления (каталога) (т. 2 л.д. 97), где указаны все планировки, цены и наличие квартир на сайте www/otdel-prodazh.ru (473) 238-08-21 Офис ООО "Отдел Продаж": Московский проспект, 44 а ОТДЕЛ ПРОДАЖ. Кроме того, размер шрифта, который был применен при опубликовании спорных сведений, являлся некрупным. На первом месте крупным планом расположен новый жилой комплекс СТАТУС, где продаются новые квартиры.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что покупатели не могли быть введены в заблуждение относительно объекта рекламы.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что антимонопольный орган пришел к ошибочному выводу о наличии в действиях Общества нарушений законодательства о рекламе, а соответственно о незаконности решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 31.12.2015.
Указанные выводы соответствуют постановлению Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 2127/12 от 21.06.2012 по делу N А36-400/2011.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своих позиций при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
При названных условиях, арбитражный суд апелляционной инстанции считает верными выводы суда области о незаконности решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, учитывая изложенное и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 05.09.2016 по делу N А36-2925/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-2925/2016
Истец: ООО "ГлавСтрой"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области