Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 января 2017 г. N Ф08-10707/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о возмещении вреда, о признании незаконным бездействия
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения
г. Ессентуки |
|
23 ноября 2016 г. |
Дело N А22-2137/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Цигельникова И.А., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомедовым У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сологубовой Лидии Михайловны на определение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 05.10.2016 о прекращении производства по делу N А22-2137/2016 (судья Челянов Д.В.)
по заявлению индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сологубовой Лидии Михайловны (ИНН 080100220547, ОГРНИП 315080100001030)
к Прокуратуре Городовиковского района Республики Калмыкия (г. Городовиковск, ул. Ленина 42)
о признании незаконным бездействия,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Сологубова Лидия Михайловна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Прокуратуры Городовиковского района Республики Калмыкия (далее - прокуратура), выразившееся в несообщении ответа на ее обращение; обязании прокуратуры ответ на обращение предпринимателя и взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Определением от 05.10.2016 Арбитражный суд Республики Калмыкия прекратил производство по делу в связи с неподведомственностью рассматриваемого спора арбитражному суду. Суд первой инстанции пришел к выводу, что предпринимателем не представлены доказательства нарушения или ограничения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности, а также принимая, что заявление предпринимателя содержит требования, которые не подлежат проверке в арбитражном суде и законом не предусмотрено обжалование в арбитражный суд результатов рассмотрения прокурором обращений граждан и организаций и проведенных прокуратурой проверок либо отказ в принятии мер прокурорского реагирования, в связи с чем производство по делу надлежит прекратить в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Не согласившись с принятым определением, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
От предпринимателя поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов дела, в судебное заседание не явились.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что определение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что 15. 03.2016 предпринимателем подана жалоба на незаконные действия прокуратуры Городовиковского района на имя Президента Российской Федерации В.В. Путина и в Генеральную Прокуратуру Российской Федерации.
18.03.2016 Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций сообщило, что обращение направлено в Прокуратуру Республики Калмыкия в целях объективного и всестороннего рассмотрения, с просьбой проинформировать заявителя.
24.03.2016 Генеральная Прокуратура РФ направила обращение предпринимателя в Прокуратуру Республики Калмыкия с просьбой проверить доводы жалобы, при наличии оснований принять меры прокурорского реагирования, о результатах сообщить заявителю в установленный законом срок.
24.03.2016 Прокуратура Республики Калмыкия в части доводов о допущенных органом местного самоуправления нарушениях процедуры предоставления земельных участков в 2013- 2014 гг., в том числе по КФХ "Хонгр" направлена на рассмотрение по существу в Прокуратуру Городовиковского района Республики Калмыкия, о результатах рассмотрения будет сообщено дополнительно.
12.04.2016 Прокуратура Республики Калмыкия сообщила предпринимателю, что по существу жалоба будет рассмотрена Прокуратурой Городовиковского района Республики Калмыкия.
05.05.2016 в связи с истечением сроков рассмотрения обращений предпринимательем направлена жалоба в Генеральную Прокуратуру РФ и Управление Генеральной Прокуратуры РФ в ЮФО на бездействие и нарушение сроков рассмотрения обращений граждан Прокуратурой Городовиковского района.
10.05.2016 Управление Генеральной Прокуратуры РФ в ЮФО сообщило предпринимателю, что ее обращение направлено в Прокуратуру Республики Калмыкия, ответ будет дан в установленный законом срок.
16.05.2016 Генеральная Прокуратура РФ сообщила предпринимателю, что ее обращение направлено в Прокуратуру Республики Калмыкия.
В связи с тем, что прокуратура не дала письменный ответ на обращение главы КФХ Сологубовой Л.М., она обратилась в арбитражный суд с настоящим требованием.
Прекращая производство по делу при изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Арбитражные суды рассматривают также и другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.
Кроме того, по смыслу гл. 24 АПК РФ обжалование в арбитражном суде действий, решений или бездействия государственных органов предполагает принятие арбитражным судом решения, которым бы на эти органы были возложены определенные обязанности, направленные на реализацию прав и интересов заявителя. Однако арбитражный суд не обладает компетенцией по обязанию прокурора принять то или иное решение в интересах заявителя.
Согласно ст. 1 Закона о прокуратуре прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 10 Закона о прокуратуре в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
Согласно ст. 22 Закона от прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 настоящего Федерального закона: освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов; опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносит представление об устранении нарушений закона.
В соответствии со ст. 27 Закона о прокуратуре при осуществлении возложенных на него функций прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
На основании ст. 27 Закона о прокуратуре органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения. Ответ на обращение, а также действия (бездействие) прокурора могут быть обжалованы.
Порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц прокуратуры установлен Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации и Законом о прокуратуре, из содержания которых следует, что арбитражным судам указанная категория споров неподведомственна.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации также не относит к подведомственности арбитражного суда споры об оспаривании действий (бездействия) прокуратуры при исполнении ими мер прокурорского реагирования.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что отказ прокурора в принятии определенных мер прокурорского реагирования по обращению заявителя о нарушении его прав не является тем решением или бездействием, которое нарушает или ограничивает гражданские права и законные интересы заявителя, в связи с чем, ответ прокурора на обращение заявителя не может быть предметом проверки в арбитражном суде, по результатам такого судебного разбирательства на прокурора не могут быть возложены определенные обязанности в интересах заявителя по совершению действий или принятию решений, надзор за законностью относится к исключительной компетенции органов прокуратуры, и деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за законностью, в том числе в сфере экономических отношений, не может быть предметом проверки в арбитражном суде.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
В соответствии со ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации госпошлина за рассмотрение жалобы на определение о прекращении производства по делу не уплачивается, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов на уплату госпошлины не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 05.10.2016 о прекращении производства по делу N А22-2137/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в месячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
И.А. Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-2137/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 января 2017 г. N Ф08-10707/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Сологубова Лидия Михайловна
Третье лицо: Прокуратура Городовиковского р-на