Требование: о признании недействительным акта органа власти в отношении жилья
Вывод суда: исковые требования удовлетворены, решение суда первой инстанции отменено
г. Тула |
|
22 ноября 2016 г. |
Дело N А09-16203/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.11.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.11.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Григорьевой М.А. и Еремичевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ращепкиной Ю.А., в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Элегия" (Брянская область, Брянский район, с. Супонево, ОГРН 1153256009180, ИНН 3245007908) к правительству Брянской области (г. Брянск), государственной жилищной инспекции Брянской области (г. Брянск), третье лицо: лицензионная комиссия Брянской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, о признании недействительными ненормативных актов, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Элегия" (далее - заявитель, ООО "Элегия", общество) обратилось в арбитражный суд Брянской области к Правительству Брянской области (далее - Правительство) и Государственной жилищной инспекции Брянской области (далее - Инспекция) с заявлением о признании недействительными решения лицензионной комиссии Брянской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, изложенного в п.1.2 протокола N 13 от 23.09.2015, уведомления от 25.09.2015 N 2-6620 и приказа N203 от 25.09.2015 Государственной жилищной инспекции об отказе в выдаче лицензии по управлению многоквартирными домами на территории Брянской области обществу с ограниченной ответственностью "Элегия", и обязании Государственной жилищной инспекции Брянской области выдать ООО "Элегия" лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Брянской области (с учетом принятого судом в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения требований).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 01.04.2016 года по делу N А09-16203/2015 заявленные требования были удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Правительство обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, исключив Правительство из числа ответчиков.
В обоснование жалобы Правительство, ссылаясь на Устав Брянской области от 20.12.2012 г. N 91-3 и Закон Брянской области от 20.12.2012 г. N 92-3 "О Правительстве и системе исполнительных органов государственной власти Брянской области" указывает, что для привлечения его в качестве ответчика по заявленным требованиям не имелось правовых оснований.
Инспекция так же представила апелляционную жалобу, в которой просит отменить оспариваемое решение. Аргументируя свою позицию, инспекция указывает, что суд неправомерно обязал Инспекцию выдать лицензию ООО "Элегия". Полагает, что в соответствии с положениями частей 1, 4 статьи 201 Жилищного кодекса Российской Федерации вопрос о предоставлении лицензии может решить только лицензионная комиссия Брянской области, в компетенцию которой входит данный вопрос.
В судебном заседании 14.11.2016 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 16.11.2016. После перерыва судебное заседание было продолжено.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом в связи с чем, а так же в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 30.07.2015 ООО "Элегия" обратилось в лицензионную комиссию Брянской области с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Брянской области.
На основании распоряжения Инспекции от 30.07.2015 N 204 проведена внеплановая проверка соискателя лицензии ООО "Элегия" на соответствие лицензионным требованиям по осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
По результатам проверки составлен акт от 17.08.2015, согласно которому ООО "Элегия" соответствует лицензионным требованиям, установленным ст. 193 Жилищного кодекса РФ и п.4 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110.
Кроме того, по результатам проведенной проверки Государственной жилищной инспекцией Брянской области подготовлено мотивированное предложение для лицензионной комиссии, согласно которому Инспекция полагала возможным предоставить ООО "Элегия" лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в связи с установленной проверкой соответствия указанного лица лицензионным требованиям.
23.09.2015 состоялось заседание лицензионной комиссии Брянской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в п. 1.2. повестки которой было указано - рассмотрение вопроса о выдаче лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Брянской области ООО "Элегия".
Согласно п. 1.2. протокола N 13 от 23.09.2015 решением комиссии ООО "Элегия" было отказано в выдаче лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Брянской области. 25.09.2015 Государственной жилищной инспекцией Брянской области на основании протокола N 13 заседания лицензионной комиссии Брянской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Брянской области, издан приказ N 203 об отказе в выдаче лицензии ООО "Элегия" и одновременно ООО "Элегия" направлено уведомление об отказе в предоставлении лицензии от 25.09.2015 N 2-6620.
ООО "Элегия" посчитав решение лицензионной комиссии, а также приказ Инспекции незаконными, нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ссылаясь на то, что оспариваемые ненормативные правовые акты не мотивированы, а выводы, изложенные в них, не основаны на фактических обстоятельствах, обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.
Определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2016 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела N А09-16203/2015 по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции; привлек к участию в деле лицензионную комиссию Брянской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в качестве третьего лица.
В соответствии с абзацем 2 части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на отмену решения арбитражного суда первой инстанции указывается в постановлении, принимаемом арбитражным судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта.
В ходе судебного разбирательства удовлетворено ходатайство ООО "Элегия" о замене ненадлежащего ответчика Правительства Брянской области на надлежащего лицензионную комиссию Брянской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, а так же приняты уточнения заявленных требований, которые общество сформулировало следующим образом:
- признать недействительными решение лицензионной комиссии Брянской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, изложенное в п.1.2. протокола N 13 от 23.09.2015;
- признать недействительными уведомление N 2-6620 от 25.09.2015 и приказ N 203 от 25.09.2015 Государственной жилищной инспекции об отказе в выдаче лицензии по управлению многоквартирными домами на территории Брянской области обществу с ограниченной ответственностью "Элегия".
- обязать Государственную жилищную инспекцию Брянской области выдать обществу с ограниченной ответственностью "Элегия" (ОГРН 1153256009180) лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Брянской области.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, судебная коллегия находит требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст. 201 ЖК РФ субъектом Российской Федерации создается постоянно действующая лицензионная комиссия для обеспечения деятельности органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в субъекте Российской Федерации.
В силу пункта 2 указанной статьи, решением о создании лицензионной комиссии определяются также состав лицензионной комиссии и порядок ее работы, назначается председатель лицензионной комиссии.
Следовательно, вопросы, связанные с формированием и деятельностью лицензионной комиссии относятся к компетенции субъекта РФ.
Лицензионная комиссия Брянской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами создана Указом Губернатора Брянской области от 19.12.2014 N 414, являющегося высшим должностным лицом Брянской области и возглавляющим Правительство Брянской области (ст.53 Устава Брянской области).
Правительство Брянской области, согласно ст.39 Устава Брянской области, а также Закона Брянской области от 20.12.2012 N 92-З "О Правительстве и системе исполнительных органов государственной власти Брянской области" является высшим исполнительным органом государственной власти субъекта.
Следовательно, решение о создании лицензионной комиссии принято должностным лицом исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в пределах его компетенции, при этом, лицензионная комиссия создана для осуществления функций органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере организации управления многоквартирными домами на территории Брянской области, не является юридическим лицом.
Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Государственная жилищная инспекция в соответствии с Положением, утвержденным Указом Губернатора Брянской области от 19.12.2014 N 414. При этом из указанного акта не усматривается, что Инспекция наделена компетенцией по вопросам деятельности комиссии, в частности по ее формированию или упразднению.
В соответствии с п.7 ст.201 ЖК РФ решение лицензионной комиссии, принятое в нарушение требований настоящего Кодекса, может быть оспорено в суде или признано недействительным по решению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации.
Следовательно, решение лицензионной комиссии представляет собой ненормативный правовой акт органа исполнительной власти субъекта РФ и подлежит обжалованию в соответствии с нормами главы 24 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 44 Положения решение лицензионной комиссии оформляется протоколом заседания лицензионной комиссии, на основании поступившего от органа государственного жилищного надзора мотивированного предложения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии.
В соответствии с Указом Губернатора Брянской области от 29.01.2013 N 83 в целях осуществления государственного жилищного надзора и лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, создана Государственная жилищная инспекция Брянской области, в задачи которой, согласно Положению об инспекции, утвержденному названным указом входит:
- реализация на территории Брянской области полномочий по осуществлению регионального государственного жилищного надзора, направленного на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности;
- лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами;
- осуществление лицензионного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами.
Государственная жилищная инспекция Брянской области является лицензирующим органом, и наделена полномочиями на принятие решений (ненормативных правовых актов, в том числе приказов) в сфере лицензирования, равно как по предоставлению так и по отказу в предоставлении лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Брянской области. Таким образом, в процедуре лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами участвуют различные органы (Государственная жилищная инспекция Брянской области как орган государственного жилищного надзора и лицензионная комиссия Брянской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами), каждый из которых наделен собственными полномочиями.
В силу части 4 статьи 201 ЖК РФ принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии отнесено к полномочиям лицензионной комиссии.
Издаваемый приказ (о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии) Государственной жилищной инспекции Брянской области должен основываться на решении лицензионной комиссии и не может противоречить такому решению. Полномочиями по пересмотру решений лицензионной комиссии Государственная жилищная инспекция Брянской области не наделена.
В соответствии с изложенным, именно приказ Государственной жилищной инспекции о предоставлении или отказе в предоставлении лицензии является ненормативным правовым актом, в понимании заложенном законодателем, учитывая что последний подразумевает под собой акт, изданный в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, устанавливающий правила поведения конкретного лица, направленный на возникновение, прекращение, изменение прав и обязанностей этого лица, и рассчитанный на однократное применение.
На указанном основании, суд считает, что оспариваемый приказ Государственной жилищной инспекции Брянской области N 203 от 25.09.2015 принят управомоченным на то органом, направлен на прекращение и изменение прав и обязанностей ООО "Элегия", следовательно, является ненормативным правовым актом.
В соответствие с п.1 ст. 194 ЖК РФ заявление соискателя лицензии о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом государственного жилищного надзора в порядке, установленном Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.
По результатам рассмотрения заявления орган государственного жилищного надзора осуществляет подготовку для лицензионной комиссии мотивированного предложения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.
В силу п.2 указанной статьи основанием для отказа соискателю лицензии в предоставлении лицензии является: 1) установленное в ходе проверки заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям; 2) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации. Лицензионные требования приведены в пункте 1 статьи 193 ЖК РФ.
Как следует из решения лицензионной комиссии Брянской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, изложенное в п.1.2 протокола N 13 от 23.09.2015 Обществу отказано в выдаче лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Брянской области. Указанное решение вынесено по результатам голосования лицензионной комиссией. При этом, спорное решение лицензионной комиссии не содержит оснований для принятия такого решения.
В уведомлении от 25.09.2015 об отказе в выдаче лицензии Инспекции (т.1, л.д.76) также не приведено ни одного из оснований отказа в выдаче лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Брянской области. Не содержится основания для отказа в выдаче лицензии и в оспариваемом приказе N 203 от 25.95.2015 Инспекции (т.1, л.д.80).
Для целей осуществления лицензионного контроля на предмет соответствия лицензионным требованиям, для целей решения вопроса о возможности выдачи лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами или отказе в принятии такого решения, положениями ст.196 ЖК РФ предусмотрено осуществление органом государственного жилищного надзора внеплановой проверки в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Исходя из ст.16 Закона N 294-ФЗ результатом внеплановой проверки, в котором отражаются, в том числе, сведения о выявленных нарушениях обязательных требований, их характере, является акт проверки. Как следует из акта проверки (т.1, л.д. 82-83) от 17.08.2015 ООО "Элегия" соответствует лицензионным требованиям, установленным ч.1 ст. 194 Жилищного кодекса РФ и п.4 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, а именно: ООО "Элегия", согласно выписки из ЕГРЮЛ, зарегистрировано в качестве юридического лица; должностное лицо ООО "Элегия" (Любочкин С.С.) имеет квалификационный аттестат; директор ООО "Элегия" не имеет судимости (справка УМВД России по Брянской области N 3/7855); в реестре дисквалифицированных лиц отсутствуют сведения о директоре ООО "Элегия" Любочкине С.С.; соискателем лицензии соблюдены требования к раскрытию информации, предусмотренные ч.10 с. 161 ЖК РФ (п.6 ч.1 ст. 193 ЖК РФ, п. 4 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами"); произведена оплата госпошлины.
По итогам проверки, Инспекцией, как органом, осуществляющим государственный жилищный надзор, вынесено мотивированное предложение о предоставлении спорной лицензии заявителю в соответствии со ст.194 ЖК РФ.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, судебная коллегия пришла к выводу о том, что надлежащих доказательств допущенного нарушения лицензионных требований, заявление в документах искаженной или недостоверной информации соискателем лицензии, ответчиками по правилам ст.ст.65, 200 АПК РФ не представлено.
Частью 2 ст. 201 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит оспариваемые решение лицензионной комиссии Брянской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, изложенное в п.1.2 протокола N 13 от 23.09.2015, уведомление от 25.09.2015 N 2-6620 и приказ N203 от 25.09.2015 Государственной жилищной инспекции об отказе в выдаче лицензии по управлению многоквартирными домами на территории Брянской области ООО "Элегия" не соответствующими нормам законодательства и нарушающим права и законные интересы последнего при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Брянской области, в связи с чем, признает их недействительными.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
По смыслу главы 24 АПК РФ требование о понуждении органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя. Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения, исходя из оценки спорных правоотношений и совокупности установленных обстоятельств по делу.
С учетом изложенного, и принимая во внимание, что по результатам проверки инспекцией не выявлены обстоятельства, препятствующие получению обществу лицензии, и в оспариваемом решении причины непредоставления обществу лицензии также не указаны, отсутствуют основания для проведения повторного заседания комиссии с целью вынесения положительного для общества решения, о чем указал ответчик, для эффективного и своевременного восстановления нарушенных прав ООО "Элегия", судебная коллегия в силу п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ считает необходимым обязать Государственную жилищную инспекцию Брянской области выдать ООО "Элегия" лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Брянской области.
В соответствии с ч.1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Заявителем при обращении в суд была уплачена госпошлина по чекам-ордерам N 201 от 22.12.2015 на сумму 6 000 руб., N 86 от 15.01.2016 на сумму 6 000 руб., N 87 от 15.01.2016 на сумму 6 000 руб., всего 18 000 руб.
Исходя из предъявленных требований, с лицензионной комиссии Брянской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в пользу ООО "Элегия" подлежат взысканию 3000 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины, с Государственной жилищной инспекции Брянской области в пользу заявителя - 6 000 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины.
Госпошлина в сумме 9 000 руб., оплата которой произведена по чекам-ордерам N N 86,87 от 15.01.2016, подлежит возврату заявителю на основании подп.3 п.1 ст.333.22 Налогового кодекса РФ, в порядке, предусмотренном ст.333.40 НК РФ, как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 01.04.2016 по делу N А09-16203/2015
отменить.
Требования общества с ограниченной ответственностью "Элегия" удовлетворить.
Признать недействительными решение лицензионной комиссии Брянской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, изложенное в п.1.2. протокола N 13 от 23.09.2015; уведомление N 2-6620 от 25.09.2015 и приказ N 203 от 25.09.2015 Государственной жилищной инспекции об отказе в выдаче лицензии по управлению многоквартирными домами на территории Брянской области обществу с ограниченной ответственностью "Элегия".
Обязать Государственную жилищную инспекцию Брянской области выдать обществу с ограниченной ответственностью "Элегия" (ОГРН 1153256009180) лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Брянской области.
Взыскать с лицензионной комиссии Брянской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в пользу общества с ограниченной ответственностью "Элегия" 3000 руб. в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Взыскать с Государственной жилищной инспекции в пользу общества с ограниченной ответственностью "Элегия" 6000 руб. в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Элегия" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 9000 руб., уплаченную по чекам-ордерам N N 86,87 от 15.01.2016 г.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
М.А. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-16203/2015
Истец: ООО "Элегия"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция, Правительство Брянской области
Третье лицо: Лицензионная комиссия Брянской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами