21 ноября 2016 г. |
Дело N А83-3942/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 21 ноября 2016 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыбиной С.А.,
судей Баукиной Е.А.,
Мунтян О.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Матковой Я.А.
при участии в заседании от:
акционерного общества "Крымский винно-коньячный завод "Бахчисарай" - Степанина И.А., представителя по доверенности от 11.01.2016 N 1;
Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Крымскому Федеральному округу - представитель не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Крымский винно-коньячный завод "Бахчисарай" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 26 августа 2016 года по делу N А83-3942/2016 (судья Титков С.Я.)
по заявлению акционерного общества "Крымский винно-коньячный завод "Бахчисарай" (ул. Македонского, Бахчисарай, Республика Крым, 298403; ОГРН 1149102129923, ИНН 9104002947)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Крымскому Федеральному округу (ул. Киевская, 73, Симферополь, Республика Крым, 295017; ОГРН 1149102002961, ИНН 9102002500)
о признании незаконным решения административного органа
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Крымский винно-коньячный завод "Бахчисарай" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Крымскому Федеральному округу (далее - Административный орган) об отмене постановления о назначении административного наказания. Заявление мотивировано тем, что назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 50000,00 рублей является необоснованно высоким, правонарушение малозначительное и является основанием для освобождения лица от административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 26 августа 2016 года по делу N А83-3942/2016 (судья Титков С.Я.) заявление оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, заявление удовлетворить полностью.
Основанием для отмены указанного судебного акта заявитель апелляционной жалобы считает неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела, что привело к ошибочным выводам и неверному применению норм материального и процессуального права.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что совершенное им административное правонарушение, предусмотренное статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), является малозначительным ввиду того, что в результате допущенного нарушения отсутствуют негативные последствия и угроза охраняемым правоотношениям. Кроме того, заявитель указывает на формальность состава административного правонарушения, поскольку оно не предусматривает собой материально-финансовые последствия содеянного, потому отсутствуют негативные финансовые последствия с учетом технического сбоя при направлении декларации по телекоммуникационным каналам связи. Обоснование и иные доводы изложены в апелляционной жалобе.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2016 апелляционная жалоба Общества принята к производству, возбуждено производство и апелляционная жалоба назначена к рассмотрению.
Представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, настаивал на ее удовлетворении, а также заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, которое протокольным определением от 14.11.2016 оставлено без удовлетворения.
До начала судебного заседания от Административного органа поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу и ходатайство о рассмотрении дела без его участия. Судебная коллегия заявленное ходатайство считает подлежащим удовлетворению.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
20 апреля 2016 года в 23:57 Общество предоставило в электронном виде Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка декларацию за 1 квартал 2016 года по форме приложения N 3 к Правилам предоставления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 "О предоставлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей".
Однако, в ее принятии отказано по причине того, что она не прошла контроль: нарушен формат представления декларации (протокол обработки - т.1, л.д.115).
Декларация направлена повторно 21 апреля 2016 года в 00:28 и принята Административным органом.
Согласно сведениям, сформированным в автоматизированной информационной системе "Электронный паспорт предприятия", Общество по состоянию на 21.04.2016, 00:01 не представило декларацию по форме приложения N 3 к Правилам за 1 квартал 2016 года в электронном виде в Административный орган.
Фактически декларация по форме приложения N 3 к Правилам за 1 квартал 2016 года представлена 21.04.2016 в 00 час 28 мин.
27 мая 2016 года главным специалистом-экспертом отдела контроля за декларированием производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Административного органа, референтом государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Парубиной Еленой Николаевной в присутствии законного представителя - генерального директора Общества Нагорного Вячеслава Владимировича - составлен протокол N 04-16/81 об административном правонарушении (т.1, л.д.64-67).
Постановлением Административного органа от 06.06.2016 N 04-16/81 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000,00 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в суд с заявлением об оспаривании постановления Административного органа о привлечении к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 26 августа 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав пояснения заявителя, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу норм части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно нормам части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Часть 7 статьи 210 АПК РФ определяет, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Нормами статьи 15.13 КоАП РФ предусмотрено, что уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Состав правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, является формальным и для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта искажения информации и (или) нарушения порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.
Непосредственным объектом правонарушения является установленный порядок подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта в Российской Федерации.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в уклонении организаций и их должностных лиц от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 3 мотивировочной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года N 17-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Учитывая изложенное, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.
Согласно нормам статьи 2 Закона N 171-ФЗ алкогольной продукцией является пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Закона N 171-ФЗ порядок представления деклараций и формы деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы названного Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 утверждены Правила представления деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей (далее - Правила N 815).
В соответствии с пунктами 15 и 16 Правил N 815 декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Таким образом, организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции ежеквартально представляют декларации в контролирующий орган.
Как следует из материалов дела, в том числе протокола об административном правонарушении, в нарушение приведенных положений законодательства Общество предоставило декларацию лишь 21.04.2016.
Декларации, которые не прошли форматно - логический контроль, не отвечают формальным требованиям, предъявляемым к таким декларациям, и не считаются принятыми, а подтверждение об их принятии заявителю не направляется.
Так как декларация заявителя, направленная Административному органу 20.04.2016 в 23:57 не прошла формально-логический контроль, она не может считаться поданной.
Следовательно, декларация, которая подана заявителем 21.04.2016 считается первичной и ее следует считать поданной с нарушением установленного для этого срока, что является административным правонарушением, ответственность за которое установлена статьей 15.13 КоАП РФ.
Доказательств, подтверждающих принятие Обществом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей, Обществом не представлено.
Таким образом, наличие в действиях Общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ, является доказанным.
В пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом, в отличие от физических лиц, в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из установленных обстоятельств по делу и отсутствия доказательств, подтверждающих принятие юридическим лицом всех необходимых мер по недопущению нарушений, вина Общества является доказанной.
В силу требований статьи 1.5 КоАП РФ Административным органом исследованы вопросы наличия вины, что нашло отражение в постановлении о назначении административного наказания.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что в действиях Общества имеется состав инкриминируемого административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.13 КоАП РФ.
Довод заявителя апелляционной жалобы о малозначительности совершенного административного правонарушения судом отклоняется ввиду следующего.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Указанная норма является общей, не содержит исключений и ограничений и может быть применена судом с учетом обстоятельств совершенного административного правонарушения в отношении любого состава правонарушения, предусмотренного Особенной частью названного Кодекса, в том числе носящего формальный характер, поскольку иное не следует из требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом согласно пункту 18.1 названного постановления Пленума квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния; применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не дает понятия малозначительности, отсутствуют четкие критерии, по которым административные правонарушения следует относить к малозначительным; оценка правонарушения производится судьей, должностным лицом, органом, рассматривающим дело, в каждом конкретном случае применительно ко всем обстоятельствам дела по своему внутреннему убеждению и усмотрению.
В силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск, следовательно, при вступлении в гражданские правоотношения субъекты должны проявлять разумную осмотрительность.
Общество самостоятельно, на свой риск, осуществляет предпринимательскую деятельность, являясь профессиональным участником рынка по обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции. Общество приняло все риски, связанные с соблюдением соответствующего законодательства, устанавливающего порядок оборота этой продукции.
Общество, являясь профессиональным субъектом предпринимательской деятельности, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, в которой это необходимо для соблюдения требований законодательства Российской Федерации и прав и интересов третьих лиц, имело возможность осуществить подачу декларации в установленный законодательством срок.
Из системного толкования статей 1, 2, 10 ГК РФ следует, что, предоставляя физическим и юридическим лицам возможность осуществлять принадлежащие им гражданские права по своему усмотрению, законодатель в целях обеспечения прав и интересов других участников гражданского оборота устанавливает рамки дозволенного поведения, выход за которые не допускается.
Состав вменяемого Обществу правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, является формальным, и для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения срока подачи деклараций, вне зависимости от наступивших в результате совершения такого правонарушения последствий.
Законодатель, используя данную правовую конструкцию нормы, при которой ответственность наступает вне зависимости от наступления вредных последствий, учитывал особый характер правонарушений в сфере осуществления контролируемых государством видов деятельности, как деятельности, имеющей повышенный уровень опасности для общественных отношений.
Общество не предприняло соответствующих мер к соблюдению установленного порядка декларирования, совершив административное правонарушение, предусмотренное статьей 15.13 КоАП РФ.
Каких-либо исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения, Обществом не представлено.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются судебной коллегией, поскольку не подтверждены материалами дела и надлежащими доказательствами в понимании статьи 64 АПК РФ, сводятся к произвольному толкованию заявителем апелляционной жалобы норм законодательства и не опровергают законных и обоснованных выводов арбитражного суда первой инстанции.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушение норм процессуального законодательства, влекущее безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
Таким образом, обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены отсутствуют, апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения Административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 26 августа 2016 года по делу N А83-3942/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Крымский винно-коньячный завод "Бахчисарай" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.А. Рыбина |
Судьи |
Е.А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-3942/2016
Истец: АО "КРЫМСКИЙ ВИННО-КОНЬЯЧНЫЙ ЗАВОД "БАХЧИСАРАЙ"
Третье лицо: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Крымскому федеральному округу