Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 марта 2017 г. N Ф07-933/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
21 ноября 2016 г. |
Дело N А21-4746/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Лутай В.В.,
при участии:
от заявителя: Нартикоев М.Т., по доверенности от 17.12.2013
от заинтересованного лица: Альшанников Д.О., по доверенности от 30.12.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25565/2016) ООО "ИТАР" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.08.2016 по делу N А21-4746/2016 (судья Широченко Д.В.), принятое
по заявлению ООО "ИТАР"
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу
об оспаривании постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ИТАР" (ОГРН 1023900988099, ИНН 3915002880, место нахождения: 236001, г. Калининград, ул. Ялтинская, д.128; далее - заявитель, ООО "ИТАР", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу (ОГРН 1097847301661, ИНН 7840420941, место нахождения: 191014, г. Санкт-Петербург, ул. Чехова, д.6, лит. А; далее - Управление, Служба, Росалкогольрегулирование) о признании незаконным и отмене постановления от 03.06.2016 N 10-146 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Решением суда от 23.08.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "ИТАР" направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что проблема с фиксацией в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) данных о получении этилового спирта для собственных нужд возникла после обновления программного комплекса ЕГАИС в декабре 2015 года, так как после обновления из программы исчезла возможность внесения данных в раздел "Грузоотправитель, краткое наименование" в окне "Документооборот/Сведения о получении/Новое свойство сведения о получении". С этого момента Общество, являясь одновременно и производителем этилового спирта и производителем алкогольной продукции, утратило возможность фиксировать в ЕГАИС сведения о получении собственного этилового спирта для производства алкогольной продукции. Общество указывает, что по каждому факту перемещения этилового спирта на собственные нужды направляло в Управление письмо с указанием всех необходимых данных, что свидетельствует об отсутствии пренебрежительного отношения к обязанностям, предусмотренным в области алкогольного регулирования, и малозначительности совершенного правонарушения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Управления возразил против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 29.03.2016 N 246 Управлением в отношении Общества проведена плановая выездная проверка соблюдения лицензионных требований, установленных Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В ходе проверки выявлено, что в период с 07.12.2015 по 31.03.2016 сведения о получении этилового спирта в общем объеме 50 080 декалитров для целей производства алкогольной продукции (водки) ООО "ИТАР" в ЕГАИС не внесены, в результате чего нарушены требования пункта 1 статьи 26 Закона N 171/ФЗ, а также пункта 5.2.1 Приложения N 5 к Порядку предоставления заявок N 149.
Результаты проверки оформлены в акте от 15.04.2016 N у2-а222/11.
По результатам проверки 19.05.2016 должностным лицом Управления в отношении Общества составлен протокол N 10-146 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.19 КоАП РФ.
Постановлением от 03.06.2016 N 10-146 ООО "ИТАР" признано виновным в совершении правонарушения согласно названной квалификации, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 14.19 КоАП РФ нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте влечет для юридических лиц наложение административного штрафа от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа такой продукции.
Порядок учета и декларирования объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлен статьей 14 Закона N 171-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Пунктом 2 статьи 14 указанного Закона установлено, что учет оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 Закона N 171-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Закона N 171-ФЗ порядок учета производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок представления деклараций и форма деклараций (за исключением порядка представления и формы деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Приложения N 1 к приказу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 21.05.2014 N 149 "Об утверждении форм заявок о фиксации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной продукции, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции справок, предоставляемых территориальными органами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов" (далее - Порядок предоставления заявок N 149) заявки о фиксации в ЕГАИС информации об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и (или) оборот продукции (далее - фиксация информации) представляются организациями, осуществляющими производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи), в том числе импорт этилового спирта (за исключением этилового спирта по фармакопейным статьям), алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российскую Федерацию, их обособленными подразделениями, занимающимися производством и (или) импортом продукции, а также оборотом продукции на территории Российской Федерации (за исключением розничной продажи).
В соответствии с пунктом 5 Правил учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 N 380 "Об учете объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учете использования производственных мощностей", учет объема оборота продукции производится в организациях, осуществляющих оборот продукции с применением технических средств, которыми оснащено оборудование для учета объема оборота продукции.
Согласно подпункту 14 пункта 6 Правил функционирования ЕГАИС, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459, ЕГАИС содержит информацию об объеме (в декалитрах) произведенной, закупаемой, используемой для собственных нужд, поставляемой, хранимой (в том числе списанной, забракованной, возвращенной), перевозимой, использованной в качестве сырья продукции каждого вида и наименования, в том числе учтенный средствами измерения, а также объеме использования сырья для производства готовой продукции.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 6 Правил функционирования ЕГАИС ЕГАИС содержит информацию о номерах, датах и времени представления заявок о фиксации информации об организации (сельскохозяйственном производителе, индивидуальном предпринимателе), о продукции каждого вида и наименования, об объеме производства и оборота продукции каждого вида и наименования, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, в единой информационной системе.
Согласно пункту 5.2.1 Приложения N 5 к Порядку предоставления заявок N 149 заявка о фиксации в ЕГАИС информации о получении продукции (в том числе на импорт) представляется в день фактического получения продукции.
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС.
При проведении проверки Общества Управлением установлено, что для целей производства собственной алкогольной продукции (водки) Общество использовало спирт этиловый исключительно собственного производства.
Перемещение этилового спирта из спиртохранилища для целей производства собственной алкогольной продукции сопровождалось составлением акта по унифицированной форме N ТОРГ-13, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 "Накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары", акта по форме N П-29 "Требование на отпуск спирта в производства", а также требования - накладной по типовой межотраслевой форме N М-11, утвержденной постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а.
Между тем указанное перемещение алкогольной продукции в системе ЕГАИС не отражалось, соответствующие сведения не вносились.
Перемещение этилового спирта ООО "ИТАР" для целей производства собственной алкогольной продукции в период с 07.12.2015 по 31.03.2016 без внесения сведений о получении этилового спирта в общем объеме 50 080 декалитров для целей производства алкогольной продукции (водки) в ЕГАИС образует в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению требований к порядку учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины заявителя и доказанности состава вмененного ему правонарушения.
ООО "ИТАР" является предприятием полного цикла го производству спирта и алкогольной продукции - водки. По адресу: Калининградская обл., г. Калининград, ул. Ялтинская, д.128 расположена группа зданий, осуществляющих производство этилового спирта и алкогольной продукции. Между тем, адреса конкретных подразделений, осуществляющих производство этилового спирта и алкогольной продукции, при оформлении лицензии ООО "ИТАР" указаны не были.
Согласно сведениям из государственного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции сроки действия лицензий ООО "ИТАР" на производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков (водки) и производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья) по адресу: Калининградская обл., г. Калининград, ул. Ялтинская д.128 истекли 06.07.2016. В связи с этим ООО "ИТАР" обратилось с заявлением о выдаче новых лицензий на производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков (водки) по адресу: Калининградская обл., г. Калининград, ул. Ялтинская, д.128, строения под литерами Б1, Г, И, И1, Л, М, М1, М2, Литер XXII, Литер X, VI, XII, Литер XIII, Литер XIV, В, К, З, Ж, Е, Д, Б, А, II из литер Б.
Согласно сведениям из государственного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции данные новые лицензии выданы ООО "ИТАР" 05.10.2016 сроком действия до 04.10.2021.
Таким образом, указание конкретных адресов осуществления Обществом производства этилового спирта и производства алкогольной продукции противоречит позиции ООО "ИТАР" о том, что Общество выполнило все необходимые меры для устранения допущенного правонарушения.
Согласно акту ФГУП "ЦентрИнформ" от 08.12.2015 (л.д. 45, т. 3) технические средства и программное обеспечение ЕГАИС ООО "ИТАР" находятся в исправном состоянии и функционируют в штатном режиме.
Суд первой инстанции обоснованно обратил внимание, что ООО "ИТАР" является коммерческой организацией, осуществляющей на свой риск деятельность на рынке алкогольной продукции. Однако, несмотря на возникшую и известную ему ошибку, Общество полагало, что может продолжать осуществлять оборот этилового спирта без фиксирования в ЕГАИС, нарушая соответствующий запрет, установленный пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ.
Общество не отрицает обязательность своевременного внесения им в ЕГАИС рассматриваемой информации в целях полноты и непрерывности контроля за оборотом (движением) алкогольной продукции.
Дальнейшие меры, принятые заявителем при переоформлении лицензий по разбивке и индивидуализации (указанию конкретных адресов) объектов, показывают отсутствие ранее не зависевших от него препятствий к совершению подобных регистрационных корректировок и технических действий, а следовательно, и к недопущению правонарушения.
Процедура и срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел не нарушены.
Наказание назначено в пределах (минимальном размере) санкции рассматриваемой нормы, соответствует тяжести правонарушения, степени вины, принципам соразмерности, справедливости и индивидуализации административного наказания.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности по малозначительности.
Заявитель не учитывает, что применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда, для этого должны быть установлены исключительные обстоятельства, каковых в настоящем случае с учетом объекта посягательства правонарушения, особо охраняемой государством сферы отношений и длительности неисполнения обязанности не имеется.
Таким образом, решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.08.2016 по делу N А21-4746/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-4746/2016
Истец: ООО "ИТАР"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу