г. Томск |
|
21 ноября 2016 г. |
Дело N А03-8367/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.11.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.11.2016.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе председательствующего судьи Д.Г. Ярцева
судей: Е.Г. Шатохиной, М.А. Фертикова
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.С. Винник
при участии в судебном заседании:
без участия представителей лиц, участвующих в деле (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу НО "Региональный оператор Алтайского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (номер апелляционного производства 07АП-9790/16) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 26 сентября 2016 г. по делу N А03-8367/2016 (Судья Е.Н. Мошкина)
по иску НО "Региональный оператор Алтайского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (ИНН 2225996465; ОГРН 1142225900574)
к Комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула (ИНН 2225018307, ОГРН 1022201760635)
третьи лица: Администрация города Барнаула Алтайского края (ИНН 2225066269; ОГРН 1042202280251), Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула (ИНН 2202000286; ОГРН 1022201773087)
о взыскании 2 877 912,09 руб.
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация "Региональный оператор Алтайского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (далее по тексту НО "Региональный оператор Алтайского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов", истец) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ) к Комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула (далее ответчик) о взыскании 2 877 912,09 руб. неосновательного обогащения.
Свои требования истец мотивировал тем, что истцом были выполнены работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома по ул. Сизова, 43 в г. Барнауле за счет средств фонда капитального ремонта в размере 2 877 912,09 руб., вместе с тем, решением Октябрьского районного суда г. Барнаула от 15.08.2012 г. по делу N 2-92/12 обязанность по капитальному ремонту спорного дома была возложена на ответчика.
Определением суда от 19.07.2016 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора были привлечены Администрация города Барнаула Алтайского края и Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 26.09.2016 г. (резолютивная часть оглашена 19.09.2016 г.) в удовлетворении заявленных истцом требований было отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, НО "Региональный оператор Алтайского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование своей жалобы ее податель вновь сослался на то, что решением Октябрьского районного суда г. Барнаула от 15.08.2012 г. по делу N 2-92/12 обязанность по проведению капитального ремонта дома по адресу г. Барнаул, ул. Сизова, 43 была возложена на Комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула; использование средств фонда капитального ремонта для оплаты капитального ремонта спорного дома является необоснованным, поскольку ремонт многоквартирного дама по адресу г. Барнаул, ул. Сизова, 43 включен в муниципальную программу "Барнаул - комфортный город"; включение спорного дома в краткосрочный план реализации краевой программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" на 2014-2043 г.г. является необоснованным.
Комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула в порядке ст. 262 АПК РФ представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором с доводами и требованиями апеллянта не согласился, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного заседания в суде апелляционной инстанции, лица, участвующие в деле, своих представителей в заседание суда не направили, третьи лица письменных отзывов на апелляционную жалобу не представили.
На основании ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся материалам.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции от 26.09.2016 г., суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как усматривается из материалов дела, по договору N 14ОПР/03КР-06.08.2015 от 17.9.2015 г. заключенному с ООО "Мастер-Дом-сервис", НО "Региональный оператор Алтайского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" осуществила организацию и финансирование работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Сизова, 43, затратив на оплату работ 2 877 912,09 руб. из средств фонда.
Решением Октябрьского районного суда г. Барнаула от 15.08.2012 г. по делу N 2-92/12 обязанность по проведению капитального ремонта дома N 43 по ул. Сизова в г. Барнауле была возложена на Комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула в срок до 01.09.2013 г.
Постановлением Администрации города Барнаула N 2013 от 17.09.2014 г. была утверждена муниципальная программа "Барнаул - комфортный город" на 2015-2025 годы", ответственным исполнителем которой является Комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула.
Согласно п. 3 Приложения 2 подпрограммы "Создание условий для обеспечения населения города Барнаула качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства на 2015-2015 годы", мероприятие "Капитальный ремонт жилищного фонда г. Барнаула" направлено на проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домов города во исполнение судебных актов об обязании Администрации города Барнаула и (или) Комитета жилищно-коммунального хозяйства провести работы по капитальному ремонту конкретных многоквартирных домов за счет средств бюджета г. Барнаула. Перечень жилых домов, подлежащих капитальному ремонту в 2015 г.-2025 г. приведен в Приложении 1 к подпрограмме, в котором имеется указание на многоквартирный дом N 43 по ул. Сизова в г. Барнауле.
Реализация мероприятий в рамках Подпрограммы является расходными обязательствами городского округа - города Барнаула Алтайского края в части финансирования из средств бюджета города (п. 4 Приложения 2 подпрограммы "Создание условий для обеспечения населения города Барнаула качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства на 2015-2015 годы").
15.12.2015 г. НО "Региональный оператор Алтайского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" обратилась в Администрацию города Барнаула с заявлением об исключении многоквартирных домов, включая дом N 43 по ул. Сизова в г. Барнауле, по которым имеется вступившие в законную силу решения суда из краткосросрочного плана реализации краевой программы и возмещении расходов.
Ссылаясь на ошибочное выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома по ул. Сизова, 43 в г. Барнауле, при наличии решения Октябрьского районного суда г. Барнаула от 15.08.2012 г. по делу N 2-92/12, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных НО "Региональный оператор Алтайского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не доказан факт неосновательного получения либо неосновательного удержания ответчиком денежных средств в размере 2 877 912,09 руб.
Апелляционный суд также не усматривает оснований для удовлетворения иска.
При этом, суд апелляционной инстанции исходит из того, что в соответствии с ч. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Таким образом, для возникновения обязательств из неосновательного обогащения необходимы приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, отсутствие правового основания такого сбережения или приобретения, отсутствие обстоятельств, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
Основания возникновения неосновательного обогащения могут быть различными: требование о возврате ранее исполненного при расторжении договора, требование о возврате ошибочно исполненного по договору, требование о возврате предоставленного при незаключенности договора, требование о возврате ошибочно перечисленных денежных средств при отсутствии каких-либо отношений между сторонами и т.п.
В силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Следовательно, распределение бремени доказывания в споре о возврате неосновательно полученного должно строиться в соответствии с особенностями оснований заявленного истцом требования. Исходя из объективной невозможности доказывания факта отсутствия правоотношений между сторонами, бремя доказывания обратного (наличие какого-либо правового основания) возлагается на ответчика.
Отклоняя доводы подателя апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Пунктом 1 ст. 182 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (п. 8.3 ст. 13 Жилищного кодекса РФ).
Постановлением Администрации Алтайского края N 146 от 27.03.2014 г. была утверждена краевая программа "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" на 2014-2043 годы.
Согласно приложению 1 к краевой программе "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" на 2014-2043 годы, многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Барнаул, ул. Сизова, 43 был включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества в рамках плана реализации краевой программы.
В силу п. 7 Постановления N 177 "О порядке подготовки и утверждения краткосрочных планов реализации краевой программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" на 2014-2043 годы" от 10.04.2014 г., органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов утверждают планы реализации краевой программы в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, и направляют их в уполномоченный орган в 2014 году до 1 июля, в последующие годы - до 1 сентября года, предшествующего году, в котором планируется проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования и включенных в краевую программу.
Постановлениями Администрации города Барнаула N 1393 от 14.08.2015 г. и N 1621 от 10.09.2015 г. были утверждены краткосрочные планы реализации в 2015-2016 г.г. краевой программы, в которые включены многоквартирные дома г. Барнаула, в том числе спорный многоквартирный дом.
На этом оснвоании, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что НО "Региональный оператор Алтайского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" осуществляла капитальный ремонт многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Барнаул, ул. Сизова, 43 за счет средств фонда капитального ремонта во исполнение постановления Администрации Алтайского края N 146 от 27.03.2014 г. и Постановлений Администрации города Барнаула N 1393 от 14.08.2015 г. и N 1621 от 10.09.2015 г., в связи с чем, правовые основания для взыскания неосновательного обогащения на основании ст. 1102 ГК РФ отсутствуют.
Доказательства оспаривания включения спорного дома в краткосрочный план реализации краевой программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" на 2014 г.-2043 г. в установленном законом порядке в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение от 26 сентября 2016 г., по делу N А03-8367/2016 является законным и обоснованным, судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, и им была дана правильная оценка. Нарушения норм материального или процессуального права судом допущено не было, поэтому оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, установленных ст. 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе по правилам ст. 110 АПК РФ относится на ее подателя.
Руководствуясь ст. 110, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 АПК РФ, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 26 сентября 2016 г., по делу N А03-8367/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Д.Г. Ярцев |
Судьи |
Е.Г. Шатохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-8367/2016
Истец: НО "Региональный оператор АК "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов"
Ответчик: .Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула
Третье лицо: Администрация г. Барнаула., Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула