г. Саратов |
|
23 ноября 2016 г. |
Дело N А06-7224/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маловым В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное Учреждение) в Лиманском районе Астраханской области на решение Арбитражного суда Астраханской области от 23 сентября 2016 года по делу N А06-7224/2016 (судья Ковальчук Т. А.)
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Лиманская больница" (ОГРН 1023001938673, ИНН 3007001792)
к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное Учреждение) в Лиманском районе Астраханской области (ОГРН 1023001940774, ИНН 3007006977)
о признании недействительным решения от 11.05.2016 N 040V12160000127,
без участия в судебном заседании представителей: Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное Учреждение) в Лиманском районе Астраханской области, Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Лиманская больница" извещены своевременно и надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями N N 65890 0, 56900 3.
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Лиманская больница" (далее- Больница, ГБУЗ АО "Лиманская больница", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Пенсионного Фонда России в Лиманском районе Астраханской области (далее- УПФР в Лиманском районе г. Астрахани, Управление) о признании недействительным решения от 11.05.2016 N 040V12160000127.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 23 сентября 2016 года по делу N А06-7224/2016 требования Больницы удовлетворены.
Признано недействительным решение Управления Пенсионного Фонда РФ в Лиманском районе Астраханской области от 11.05.2016 N 040V12160000127, вынесенное в отношении ГБУЗ АО "Лиманская районная больница". С ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Заводском районе г. Саратова в пользу ООО "Композит Волокно" взысканы расходы по госпошлине в сумме 2000 руб.
Не согласившись с принятым решением, Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда России в Лиманском районе Астраханской области обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
ГБУЗ АО "Лиманская районная больница" представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного Фонда РФ Лиманском районе Астраханской области проведена выездная проверка Больницы по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за период с 01.01.2013 по 31.12.2015 по результатам которой, составлен акт выездной проверки N 040V10160000045 от 08.04.2016.
Решением N 040V12160000127 от 11.05.2016 года заявитель привлечен к ответственности за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для исчисления страховых взносов по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в размере 53 658 руб., предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 268 290 руб., пени в размере 31 974,41 руб.
Считая решение Управления Пенсионного Фонда РФ Лиманском районе Астраханской области незаконным и необоснованным Больница обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требований, пришел к выводу, что указанные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, указав, что размер выплат молодым специалистам связан с исполнением работником трудовых обязанностей и стажа работы.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
Как следует из материалов дела, в 2013-2015 годах Больницей производились выплаты единовременных компенсационных выплат молодым специалистам на основании постановления Правительства Астраханской области от 11.08.2010 N 361-П "О мерах социальной поддержки молодых специалистов системы здравоохранения Астраханской области", а также решений комиссии по рассмотрению заявок на предоставление единовременных пособий и оказание мер социальной поддержки медицинским работникам от 30.09.2013, 01.10.2014, 30.09.2015.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
В силу части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах а, б пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Статьей 129 Кодекса установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 9 Закона N 212-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, в том числе: государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных: с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск (подпункт "д" пункта 2); с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность (подпункт "и" пункта 2); суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи (подпункт "б" пункта 3); суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период (пункт 11) и другие.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что выплаты производились страхователем вне рамок каких- либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности, не входят в заработную плату работников здравоохранения, следовательно, не входят в базовую часть, компенсационную и стимулирующую выплаты; в трудовых договорах с работниками указанное пособие не включено в оплату труда.
Также правомерно суд первой инстанции указал, что в данном случае Больница не является плательщиком страховых взносов, так как предоставление единовременной компенсационной выплаты в пользу физического лица не предусмотрено трудовым договором между работодателем и сотрудником, и выплачивается не в рамках трудовых отношений. Обязательство возникает по выплате единовременной компенсационной выплаты между органом исполнительной власти (Министерством здравоохранения Астраханской области) и работниками, замещающими врачебные должности, должности среднего и младшего медицинского персонала учреждения.
Предоставление вышеуказанных денежных выплат, предусмотренных постановлением Правительства Астраханской области от 11.08.2010 N 361-П "О мерах социальной поддержки молодых специалистов системы здравоохранения Астраханской области" относится к расходным обязательствам Астраханской области и финансируется за счет средств областного бюджета, при том условии, что вышеуказанное постановление выплаты в рамках трудовых отношений не регламентирует.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Компенсации по смыслу содержания статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.
Согласно части 2 статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных данным Кодексом или другими федеральными законами.
По смыслу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами компенсации, предусмотренные статьей 164 ТК РФ, как не входящие в систему оплаты труда.
Доводы апелляционной жалобы, по сути, повторяют доводы отзыва на заявление ГБУЗ АО "Лиманская больница", которые уже оценены судом первой инстанции и не могут служить основанием к отмене принятого решения.
Таким образом, единовременные компенсационные выплаты, выплаченные страхователем молодым специалистам, являются государственными пособиями, т.е. относятся к необлагаемым выплатам, а потому у Управления Пенсионного Фонда России в Лиманском районе Астраханской области отсутствовали основания для доначисления страховых взносов.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что спорные выплаты, произведенные ГБУЗ Астраханской области "Лиманская больница", указанные в оспариваемом решении не облагаются страховыми взносами. Доначисление страховых взносов, а так же пени и штрафных санкций, является неправомерным.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что по делу принято законное решение, оснований, для отмены которого не имеется, а апелляционную жалобу УПФР в Лиманском районе г. Астрахани следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 23 сентября 2016 года по делу А06-7224/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-7224/2016
Истец: ГБУЗ Астраханской области "Лиманская районная больница", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Лиманская больница"
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Лиманском районе Астраханской области