Требование: о привлечении к административной ответственности, о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Челябинск |
|
22 ноября 2016 г. |
Дело N А07-14642/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Кузнецова Ю.А., Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дудоровой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Дизма" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.09.2016 по делу N А07-14642/2016 (судья Хафизова С.Я.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Дизма" - Баширов Т.Н. (паспорт, доверенность от 14.11.2016);
Западно-Уральского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - Мельников А.Ф. (паспорт, доверенность от 17.12.2015).
Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Дизма" (далее - заявитель, общество, ООО "НПП "Дизма") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Управление) от 16.06.2016 N 31-18/12 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.09.2016 (резолютивная часть объявлена 22.09.2016) заявленные требования удовлетворены частично: постановление от 16.06.2016 N 31-18/12 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ изменено, ООО "НПП "Дизма" назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "НПП "Дизма" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными и неправильное применение норм материального права.
По мнению подателя жалобы, судом не исследовано состояние процедуры исключения системы газопотребления ООО "НПП "Дизма" из реестра опасных производственных объектов.
Податель жалобы указывает, что 29.09.2016 им получено письмо Управления исх.N 04-18/12303 от 21.09.2016 - об исключении сети газопотребления ООО "НПП "Дизма" из реестра опасных производственных объектов 21.09.2016.
ООО "НПП "Дизма" считает, что у него нет обязанности по предоставлению сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности за 2015 г., поскольку у него в эксплуатации не имеется опасного производственного объекта.
В судебном заседании представитель ООО "НПП "Дизма" поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представитель Управления возразил против доводов апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "НПП "Дизма" осуществляет деятельность, связанную с эксплуатацией взрывопожароопасного производственного объекта "Сеть газопотребления", регистрационный номер А41-03175-001, дата регистрации 25.05.2011 (третий класс опасности).
На основании факта обнаружения правонарушения старшим государственным инспектором Западно-Уральского управления Ростехнадзора Габитовым И.Н. в отношении ООО "НПП "Дизма" составлен протокол N 31-18/12 от 06.06.2016 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, выразившегося в нарушении части 1 статьи 9, части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", а именно сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности за 2015 г. в установленные законом сроки (до 01.04.2016) не представлены.
На основании материалов проверки постановлением N 31-18/12 от 16.06.2016 ООО "НПП "Дизма" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, ООО "НПП "Дизма" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения, а также о соблюдении процедуры привлечения к административной ответственности.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции с учетом положений статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
На основании части 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трёхсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом этого административного правонарушения являются общественные отношения в сфере деятельности в области промышленной безопасности, обеспечивающие защищенность жизненно важных интересов личности и общества на опасных производственных объектах.
Субъектом правонарушения является организация, эксплуатирующая опасный производственный объект.
Предметом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, является опасный производственный объект.
К числу опасных производственных объектов могут относиться предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты.
Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в этой области может быть совершено как путем действия, так и бездействия. Наступления последствий при этом не требуется.
Из материалов дела следует, что заявитель эксплуатирует опасный производственный объект - систему газопотребления, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Нехаева, д.82.
Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" определены правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасности эксплуатации опасных производственных объектов, закон направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности, в том числе допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
Судом установлено, что деятельность общества по эксплуатации опасного производственного объекта: "Сеть газопотребления", регистрационный номер А41-03175-0001, дата регистрации 25.05.2011 (III класс опасности), должна соответствовать требованиям промышленной безопасности.
Сведений об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности за 2015 г., предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 116-ФЗ, ООО "НПП "Дизма" арбитражному суду не представлено.
Следовательно, имеет место событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения и привлекается к административной ответственности, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что заявитель принял все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалах дела не имеется. Доказательства, свидетельствующие об объективной невозможности выполнить требования закона, не представлены.
Изложенное свидетельствует о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Привлечение к ответственности состоялось в пределах установленного законом срока давности.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Вместе с тем, по данному спору подлежат учету следующие обстоятельства.
В соответствии со статьей 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Согласно пункту 2 статьи 31.7 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное.
В Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 02.06.2016) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" Федеральным законом от 02.06.2016 N 170-ФЗ внесены изменения, которые вступили с 1 сентября 2016 года.
Согласно пункту 4 приложения N 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (ред. от 01.09.2016) для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливаются следующие классы опасности:
1) II класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля;
2) III класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,6 мегапаскаля включительно.
В рассматриваемом случае, система газопотребления заявителя не подпадает под вышеназванные критерии, в связи с чем не является опасным производственным объектом с 01.09.2016.
Данное обстоятельство административным органом не оспаривается и подтверждено в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
Опасный производственный объект "Сеть газопотребления" рег.N А41-03175-001 исключен из государственного реестра опасных производственных объектов 21.09.2016.
Частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ установлено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Указанная норма предписывает применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, и не предполагает наличия у суда или иного органа, применяющего закон, полномочий, которые позволяли бы ему в случае обращения лица с заявлением о пересмотре неисполненного постановления о привлечении к административной ответственности не применять этот закон.
Исходя из положений пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
В соответствии с пунктом 2 того же постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности, и судам необходимо исходить из того, что если в названных целях данным лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
Судебной коллегией установлено, что оспариваемое постановление обществом не исполнено.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление подлежит признанию не подлежащим исполнению в части административного штрафа.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учётом изложенного, оснований для его отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.09.2016 по делу N А07-14642/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Дизма" - без удовлетворения.
Постановление Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.06.2016 N 31-18/12 признать не подлежащим исполнению в части взыскания административного штрафа.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Дизма" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 рублей за подачу апелляционной жалобы, излишне уплаченную по платежному поручению N 92 от 06.10.2016.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-14642/2016
Истец: ООО НАУЧНО-ПРОИЗВОДСВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ДИЗМА"
Ответчик: Западно-Уральское Управление Ростехнадзора