Требование: о взыскании долга, о признании недействительным акта органа власти по уплате налогов
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
22 ноября 2016 г. |
Дело N А21-8163/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лущаева С.В.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Яцук Е.А.
при участии:
от заявителя: Шестакова Г.С. - доверенность от 10.11.2016;
от налогового органа: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26708/2016) Межрайонной инспекции ФНС России N 9 по г. Калининграду на решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.08.2016 по делу N А21-8163/2015 (судья Широченко Д.В.), принятое
по иску (заявлению) ООО "Вагонтрэйд Плюс", ООО "Вагонтрэйд Плюс"
к Межрайонной инспекции ФНС России N 9 по г. Калининграду
о признании недействительным решения в части
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вагонтрэйд Плюс" (ОГРН 1033901805024; ИНН 3905050765) (далее - Общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по городу Калининграду (ОГРН 1043905000017; ИНН 3906110008) (далее - Инспекция, налоговый орган) от 09.06.2015 года N 20174 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части не подтверждения обществу реализации, облагаемой по ставке 0%, на сумму 140 232 350 рублей, отказа в возмещении из бюджета суммы налоговых вычетов в размере 3 731 720 рублей, относящихся к неподтвержденной реализации по ставке 0%.
Производство по делу приостанавливалось до вступления в законную силу судебного акта по делу N А21-8162/2015.
Решением суда от 15.08.2016 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
От налогового органа поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, общество 15 сентября 2014 года представило в МИ ФНС N 9 уточненную налоговую декларацию N 1 по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2 квартал 2014 года.
В указанной декларации в разделе 4 "Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым документально подтверждена" указана налоговая база в сумме 210 348 525 рублей и налоговые вычеты в сумме 5 652 052 рублей.
Вместе с декларацией налогоплательщиком представлены документы, подтверждающие экспорт товара на территорию Республики Казахстан, для применения ставки НДС 0% в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 года "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" (далее - Соглашение) и Протоколом от 11 декабря 2009 года "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе" (далее - Протокол).
По результатам проведенной инспекцией камеральной налоговой проверки представленной обществом уточненной налоговой декларации N 1 по НДС за 2 квартал 2014 года, налоговым органом составлен акт камеральной налоговой проверки от 29 декабря 2014 года N 21931.
По результатам рассмотрения указанного акта, письменных возражений налогоплательщика и приведенных дополнительных мероприятий налогового контроля инспекцией вынесено решение от 09 июня 2015 года N 20174 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение, решение N 20174), согласно которому:
- обществу доначислены суммы неуплаченных (излишне возмещенных) налогов в сумме 386 238 рублей;
* общество привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 56 721,56 рублей;
* обществу начислены пени в размере 22 540,06 рублей;
* уменьшена сумма НДС, излишне заявленного к возмещению из бюджета, в размере 6 268 664 рублей.
Решением N 20174 обществу отказано в подтверждении реализации, облагаемой по ставке 0%, на сумму 140 232 350 рублей, а также в возмещении предъявленной к возмещению из бюджета сумме налоговых вычетов в размере 6654902 рублей, в том числе 5 421 372 рублей по неподтвержденной реализации по ставке 0% и 1 233 530 рублей по реализации, облагаемой по ставке 18%.
Основанием для принятия решения N 20174 послужил вывод инспекции о необоснованном применении обществом налоговой ставки 0% по операциям по реализации товара в адрес Товарищества с ограниченной ответственностью "Исткомтранс" (далее - ТОО "Исткомтранс", Казахстан) в сумме 140 232 350 рублей и предъявлении к вычету 12 508 330 рублей НДС. Как указал налоговый орган, общество для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% представило документы с нарушением требований статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и Протокола от 11 декабря 2009 года; реализация товара на экспорт в сумме 140 232 350 рублей должна быть отражена в налоговых декларациях в последующих налоговых периодах, поскольку отметки налогового органа Республики Казахстан на соответствующих заявлениях проставлены в июле - августе 2014 года.
Не согласившись с вынесенным налоговым органом решением, общество обратилось в вышестоящий налоговый орган с апелляционной жалобой.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Калининградской области от 08 сентября 2015 года N 06-11/12152 вынесенное инспекцией решение N 20174 отменено в части, а именно:
по пункту 1 резолютивной части: отменен доначисленный НДС в сумме 386 238 рублей;
по пункту 2 резолютивной части: суммы штрафа в размере 56 721,56 рублей;
по пункту 3 резолютивной части: пени на отмененную сумму налога;
по пункту 4 резолютивной части: уменьшена сумма налога, излишне заявленного к возмещению, на сумму 2 536 944 рублей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании недействительным вынесенного налоговым органом решения N 20174 в части:
не подтверждения обществу реализации, облагаемой по ставке 0%, на сумму 140 232 350 рублей;
отказа в возмещении из бюджета суммы налоговых вычетов в размере 3731720 рублей, относящихся к неподтвержденной реализации по ставке 0%.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных обществом требований.
В апелляционной жалобе налоговый орган ссылается на положения п. 9 ст. 167 и п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации. По мнению Инспекции, во 2 квартале 2014 года Общество не располагало полным пакетом документов, необходимым для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров на экспорт.
Апелляционная инстанция не может принять данную позицию Инспекции по следующим основаниям.
Обществом в налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2014 заявлена реализация вагонов-самосвалов в режиме экспорта в Республику Казахстан.
В ходе проверки представленной обществом налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2014 инспекцией установлено, что общество представило документы с нарушением требований статьи 165 НК РФ и Протокола от 11 декабря 2009 года, а именно: к уточненной налоговой декларации общество представило заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов N 01095 с отметкой от 15 мая 2014 года.
По официальному запросу налоговый департамент по г. Алматы (Республика Казахстан) подтвердил отзыв заявления ТОО "Исткомтранс" (контрагента общества) о ввозе товаров и уплате косвенных налогов методом замены заявления N 01095 от 15 мая 2014 года на заявление N 0553 от 19 августа 2014 года, а заявления N 0301 с отметкой от 21 июля 2014 года и N 1117 от 15 августа 2014 года, представленные обществом к налоговой декларации, изначально датированы третьим кварталом 2014 года.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение по ставке 0 процентов производится при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 названного Кодекса.
В соответствии со статьей 2 Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации составляют единую таможенную территорию.
Хозяйственная операция налогоплательщика по реализации вагонов-самосвалов в режиме экспорта в Республику Казахстан на момент ее совершения регулировалась Соглашением, а также Протоколом.
Реальности экспортных операций, а также факта уплаты контрагентом Общества косвенных налогов Инспекция не оспаривает, претензий к представленным налогоплательщиком счетам-фактурам и поставщикам, их выдавшим, не предъявляет.
Пунктом 2 статьи 1 Протокола определено, что для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС налогоплательщиком государства - члена Таможенного союза, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляется соответствующая первичная документация, в том числе и заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.
Как правильно установил суд первой инстанции, отметки об уплате косвенных налогов налоговым органом г. Алматы (Республика Казахстан) были проставлены как в первоначальных, так и в последующих заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, все идентификационные данные в этих заявлениях, позволяющие определить продавца, покупателя и экспортируемый товар, совпадают. Замена первоначальных заявлений была связана с тем, что в них имелась орфографическая ошибка в названии Общества (вместо ООО "Вагонтрэйд Плюс" указано ООО "Вагонтрейд Плюс").
Таким образом, на момент вынесения оспариваемого решения N 20174 у инспекции имелась проверенная и подтвержденная информация об уплате косвенных налогов и все документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ и Протоколом, необходимые для принятия решения о подтверждении ставки 0 процентов.
Кроме того, пунктом 5 статьи 1 Протокола установлено, что в случае непредставления в налоговый орган заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов налоговый орган вправе принять (вынести) решение о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, налоговых вычетов (зачетов) по указанным налогам в отношении операций по реализации товаров, экспортированных с территории одного государства - члена Таможенного союза на территорию другого государства - члена Таможенного союза, при наличии в налоговом органе одного государства - члена Таможенного союза подтверждения в электронном виде от налогового органа другого государства - члена Таможенного союза факта уплаты косвенных налогов в полном объеме (освобождения от уплаты косвенных налогов).
Таким образом, налоговый орган вправе принять решение о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки НДС и при отсутствии заявления, но при наличии подтверждения уплаты косвенных налогов в полном объеме, полученного им в электронном виде от налогового органа другого государства - члена Таможенного союза.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.08.2016 N Ф07-6468/2016 по делу N А21-8162/2015.
В данном случае Инспекция располагала подтверждением уплаты косвенных налогов в полном объеме - ответ налогового органа г. Алматы от 13 апреля 2015 года.
При названных обстоятельствах суд обоснованно указал, что на момент принятия оспариваемого решения Общество документально подтвердило право на применение налоговой ставки 0 процентов и получение налоговых вычетов, в связи с чем правомерно признал решение Инспекции в оспариваемой части недействительным.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а выводы основаны на правильном применении норм материального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.08.2016 по делу N А21-8163/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-8163/2015
Истец: ООО "Вагонтрэйд Плюс"
Ответчик: Межрайонная инспекция ФНС России N 9 по г. Калининграду
Хронология рассмотрения дела:
22.11.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-26708/16
15.08.2016 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-8163/15
21.06.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5245/16
18.04.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7629/16