Требование: о понуждении заключить договор
Вывод суда: жалоба возвращена, жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Томск |
|
22 ноября 2016 г. |
Дело N А27-15413/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2016 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко Н. В.,
судей: Сбитнева А. Ю., Усаниной Н. А.,
при ведении протокола судебного заседания без использования средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Горецкой О. Ю.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Канализационное хозяйство"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 05 октября 2016 года по делу N А27-15413/2016 (судья Гатауллина Н. Н.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Канализационное хозяйство" (ОГРН 1164205052406, ИНН 4223096575, 652700, Кемеровская область, город Киселевск, ул. Советская, 5, офис 1)
к муниципальному образованию "Киселевский городской округ" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Киселевского городского округа (ОГРН 1074211001248, ИНН 4211020846, 652700, Кемеровская область, город Киселевск, ул. Советская, 5)
о признании незаконным уведомления от 22.06.2016 года N 815,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Канализационное хозяйство" (далее - заявитель, ООО "КХ", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным уведомления Управления жилищно-коммунального хозяйства Киселевского городского округа (далее - заинтересованное лицо, УЖКХ КГО) от 22.06.2016 N 815 в части отказа в предоставлении субсидий из бюджета УЖКХ КГО, заключении соглашения на предоставление субсидий и об обязании УЖКХ КГО заключить соглашение о предоставлении субсидий из бюджета Киселевского городского округа за период с 01.05.2016 по 30.06.2016 на сумму 2 149 817,92 руб.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 05 октября 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
По мнению заявителя, судом первой инстанции неполно исследованы все обстоятельства, имеющие значения для дела, а выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права.
Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе.
УЖКХ КГО в отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело по апелляционной жалобе рассмотрено в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что 21.06.2016 ООО "КХ" обратилось в УЖКХ КГО с письмом (исх. N 99) следующего содержания: "ООО "Канализационное хозяйство" с 01 мая 2016 г. осуществляет оказание услуг по водоотведению потребителей Киселевского городского округа и является единственной гарантирующей организацией Киселевского городского округа. За оказанные услуги предприятием выставлялись счета-фактуры, в которых размер платы был определен исходя из тарифа, установленного для предыдущего гарантирующего поставщика ООО "Управление КХ", т. к. на тот момент у ООО "Канализационное хозяйство" еще не было утвержденных тарифов.
Тариф для ООО "КХ" утвержден постановлением РЭК КО от 17.06.2016 N 80 и устанавливается с 01.07.2016.
Однако тот факт, что тариф был утверждены практически через два месяца с момента осуществления деятельности не может свидетельствовать о том, что потребители, фактически пользующиеся услугой водоотведения, освобождаются от ее оплаты.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях, применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
При этом отсутствие утвержденного регулирующим органом тарифа на водоотведение в случаях, когда законом установлена необходимость применения регулируемых цен, не может освобождать от исполнения обязательства по оплате фактически принятого количества ресурса и само по себе не является основанием для отказа судом в иске о взыскании такой платы.
Между предыдущим гарантирующим поставщиком ООО "Управление КХ" и ООО "КХ" заключено соглашение о праве использования тарифа, установленного для ООО "Управление КХ" в связи с чем, период с начала осуществления предприятием деятельности по оказанию услуг водоотведения и до момента вступления в силу тарифов, утвержденных регулирующим органом, должен быть оплачен в размере тарифов, определенных данным соглашением.
Действующий тариф на водоотведение, прекращает свое действие с 01.07.2016, что подтверждается пунктом 3 данного Постановления РЭК КО от 17.06.2016 N 80".
В ответ на данное письмо в уведомлении от 22.06.2016 N 815 УЖКХ КГО сообщило следующее: "Основанием для выплаты субсидии из бюджета Киселевского городского округа в соответствии пунктом 3.1 Постановления администрации Киселевского городского округа от 12 февраля 2016 "О внесении изменений в постановление администрации Киселевского городского округа от 19.09.2011 N 306 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а так же физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из местного бюджета" является наличие разницы между тарифами, установленными регулирующими органами, и платой за коммунальные услуги, утвержденной для населения на территории муниципального образования органом местного самоуправления. Тариф для Вашего предприятия утвержден Постановлением Региональной энергетической комиссией Кемеровской области от 17.06.2016 N 80.
Начало действия тарифа с 01.07.2016. Соответственно выделение межтарифной разницы из бюджета Киселевского городского округа возможно только за период, начиная с июля 2016 года.
Для оплаты субсидии за период отсутствия тарифа возможно только при наличии одного из предоставленных документов:
1. согласование со стороны Регулирующего органа (РЭК), предоставленного Вами, соглашения о праве использования тарифа на водоотведение заключенного между ООО "КХ" и ООО "Управление КХ".
2. документа, согласованного с Регулирующим органом (РЭК) дающим основание на применение тарифа ООО "КХ", начиная с 01.05.2016".
Не согласившись с указанным уведомлением в части отказа в предоставлении субсидий из бюджета УЖКХ КГО, заключением соглашения на предоставление субсидий ООО "КХ" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением об оспаривании данного уведомления.
Принимая судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации указано, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям работ, товаров, услуг предоставляются из бюджета в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Постановлением администрации Киселевского городского округа от 23.01.2014 г. N 05-н "О внесении изменений в постановление администрации Киселевского городского округа от 19.09.2011 г. N 306 "Об утверждении положения "О порядке предоставления бюджетных субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, организациям коммунального комплекса), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из местного бюджета" предусмотрено, что субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, установленных решением о бюджете Киселевского городского округа на соответствующий финансовый год и плановый период, но не более фактического размера затрат или недополученных доходов, возникших в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии предоставляются юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг для муниципальных нужд и нужд населения в случаях:
- связанных с возмещением недополученных доходов и (или) финансовым обеспечением (возмещением) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг организациям жилищно-коммунального хозяйства и коммунального комплекса, оказывающим населению услуги тепло-, водоснабжения, водоотведения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек;
- связанных с возмещением недополученных доходов и (или) финансовым обеспечением (возмещением) затрат предприятиям топливно-энергетического комплекса по обеспечению населения топливом (углем каменным) по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек;
- связанных с возмещением недополученных доходов и (или) финансовым обеспечением (возмещением) затрат организации, предоставляющей населению бытовые услуги по помывке населения в общих отделениях муниципальных бань по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек;
- связанных с возмещением недополученных доходов и (или) финансовым обеспечением (возмещением) затрат организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, при выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.
Основанием для предоставления субсидии является соглашение, заключаемое на один год Управлением ЖКХ с получателем субсидий в соответствии с приложением N 1 к настоящему Положению "О порядке предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из местного бюджета". При заключении Соглашения учитываются плановые показатели, а расчет производится за фактически предусмотренный пунктом 4.6 настоящего Положения отчетный месяц на основании первичных бухгалтерских документов, а также расчета-заявки.
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях исполнение договора оплачивается по ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т. п.), устанавливаемым или регулируемым уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (пункт 2 статьи 424 ГК РФ).
В соответствии с частью 6 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) оплата горячей, питьевой и (или) технической воды по договору водоснабжения осуществляется по тарифам на горячую воду (горячее водоснабжение), питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) техническую воду.
Согласно статье 31 названного Федерального закона N 416-ФЗ холодное водоснабжение относится к регулируемым видам деятельности.
В соответствии с общими принципами регулирования тарифов и надбавок, предусмотренными Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 30.12.2004 N 210-ФЗ (далее - Закон N 210-ФЗ), а также постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" органом, полномочным осуществлять установление тарифов на водоснабжение и водоотведение в Кемеровской области, является Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что постановлением Региональной энергетической комиссией Кемеровской области от 17.06.2016 N 80 для ООО "КХ" утвержден одноставочный тариф на водоотведение, с применением метода экономически обоснованных расходов на период с 01.07.2016 по 31.12.2016 согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.
Материалами дела подтверждается, что на период с 01.05.2016 по 30.06.2016 тарифы для ООО "КХ" установлены не были.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что основания для предоставления субсидий из бюджета Киселевского городского округа ООО "КХ" за период с 01.05.2016 по 30.06.2016 у УЖКХ КГО отсутствовали.
Ссылка заявителя на постановление Региональной энергетической комиссией Кемеровской области от 26.11.2015 N 599 судом первой инстанции правомерно отклонена, поскольку данный тариф на водоотведение утвержден для ООО "Управления канализационного хозяйства", а не для ООО "Канализационного хозяйства". Следовательно, тариф, утвержденный для ООО "Управления канализационного хозяйства" не может быть применен к ООО "КХ".
В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406, для организации, которая в текущем периоде регулирования в полном объеме приобрела права и обязанности организации-предшественника, применяются тарифы, установленные для организации - предшественника до утверждения тарифов в установленном порядке.
Из разъяснений Федеральной службы по тарифам в Информационном письме от 07.07.2014 N СЗ-7270/5 "По вопросу применения тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в порядке правопреемства" следует, что переход прав и обязанностей регулируемой организации в порядке правопреемства осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается, что ООО "КХ" не является правопреемником ООО "Управление канализационного хозяйства".
С учетом изложенного суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что использование тарифов на услуги водоотведения, установленных для ООО "Управление канализационного хозяйства", неправомерно.
В пункте 22 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 N 406, установлено, что для организации, впервые обратившейся с предложением об установлении тарифов, сведения об экономически обоснованных расходах, фактически понесенных в период со дня подачи документов, указанных в пунктах 14, 16 и 17 настоящих Правил, до начала очередного периода регулирования, рассматриваются органом регулирования тарифов и учитываются при установлении организации тарифов на последующий период регулирования.
В связи с указанным, достигнутое между ООО "Управление канализационного хозяйства" и ООО "КХ" соглашение о праве использования тарифа на водоотведение от 01.05.2016 судом первой инстанции обоснованно не принято во внимание.
Доводы заявителя о возможности получения им оплаты на основании тарифов на водоотведение, утвержденных для предыдущей организации, и о возможности расчета суммы субсидии в соответствии с этими тарифами, не соответствуют нормам действующего законодательства, а именно положениям Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Бюджетного кодекса Российской Федерации, положению (в ред. Постановления администрации Киселевского городского округа от 12.02.2016 N 12-н), определяющим порядок и условия выплаты субсидий юридическим лицам.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что факт оказания ООО "КХ" в спорный период населению и потребителям, приравненным к населению, услуг водоснабжения и водоотведения и применение тарифов ниже экономически обоснованных тарифов, предоставляет право требовать возмещения убытков, а не право на получение субсидии.
При изложенных обстоятельствах, оспариваемое уведомление от 22.06.2016 N 815 УЖКХ КГО не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Ссылка заявителя жалобы на иную судебную практику не может быть принята апелляционным судом во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеет, принята судами по конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
Фактически доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ООО "КХ" в суде первой инстанции, выражают несогласие с выводами суда, что не является основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений примененных судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также иная оценка обстоятельств дела и имеющихся в нем доказательств, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 05 октября 2016 года по делу N А27-15413/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Канализационное хозяйство" из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 226 от 04.10.2016 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н. В. Марченко |
Судьи |
А. Ю. Сбитнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-15413/2016
Истец: ООО "Канализационное хозяйство"
Ответчик: Управление жилищно-коммунальным хозяйством администрации Киселевского городского округа