Требование: о взыскании пени, о взыскании субсидии
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Омск |
|
21 ноября 2016 г. |
Дело N А75-6522/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Солодкевич Ю.М.,
судей Рожкова Д.Г., Тетериной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Кукаркиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12439/2016) Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.08.2016 по делу N А75-6522/2016 (судья О.Г. Чешкова), принятое по иску Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к акционерному обществу "Югорское Управление Инвестиционно-Строительными Проектами" о взыскании 29 800 039 руб. 10 коп.,
при участии в судебном заседании представителя акционерного общества "Югорское Управление Инвестиционно-Строительными Проектами" Газизова В.Р. (доверенность N 06/16 от 01.02.2016 сроком действия по 31.01.2017),
установил:
Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - истец, Департамент строительства) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к акционерному обществу "Югорское Управление Инвестиционно-Строительными Проектами" (далее - ответчик, АО "ЮграИнвестСтройПроект", общество) о взыскании субсидии в размере 19 350 674 руб. 60 коп. и пени в размере 10 449 364 руб. 50 коп.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.08.2016 по делу N А75-6522/2016 в удовлетворении иска отказано полностью.
Не согласившись с решением, истец в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указал, что частичное исполнение обязательств, а именно строительство в совокупности в рамках договоров 4 домов вместо 8, не может быть надлежащим исполнением. Передача обществом функций застройщика иному лицу, в том числе аффилированному, без согласия Департамента строительства недопустима. Подробно доводы приведены в апелляционной жалобе.
АО "ЮграИнвестСтройПроект" в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит оставить её без удовлетворения.
Представитель Департамента строительства, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представитель АО "ЮграИнвестСтройПроект" высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого решения суда и считает его подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела следует, что на основании раздела 5 Целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года", утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.11.2010 N 313-п (далее - Целевая программа) в результате конкурсных отборов, проведенных Департаментом строительства, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Депстройэнергетики и ЖКК Югры) во исполнение распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 777-рп от 24.12.2012 "О предоставлении субсидии из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на возмещение части затрат на строительство инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры для реализации инвестиционного проекта комплексного развития территорий в целях жилищного строительства" (в редакции распоряжения N 661-рп от 20.12.2013) с АО "Югорское Управление Инвестиционно-Строительными Проектами" (инвестор) 27.12.2012 заключен договор N 34/2012 о предоставлении субсидии из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на возмещение части затрат на строительство инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры для реализации инвестиционного проекта комплексного развития территории в целях жилищного строительства - "Многоэтажное жилищное строительство в микрорайоне N 6, участок 2, жилого района "Центральный", расположенного по адресу: г. Нягань, 6 микрорайон, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область" и договор N 35/2012 о предоставлении субсидии из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на возмещение части затрат на строительство инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры для реализации инвестиционного проекта комплексного развития территории в целях жилищного строительства -"Застройка территории квартала N 22 в Восточном планировочном районе 3 очереди строительства в г. Нижневартовске".
28.03.2013 между Депстройэнергетики ЖКК Югры, Департаментом строительства и обществом заключены соглашения о перемене лиц в обязательстве, согласно которым Депстройэнергетики ЖКК Югры передал Департаменту строительства обязанности по названным выше договорам.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 договора N 34/2012 инвестор принял на себя обязательство реализовать инвестиционный проект: "Многоэтажное жилищное строительство в микрорайоне N 6, участок 2, жилого района "Центральный", расположенного по адресу г. Нягань, 6 микрорайон, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область" с характеристиками: объем вводимого в рамках инвестиционного проекта жилья - 4 жилых дома, общей площадью 59,46 тыс. кв.м, в том числе: в 2011 году - 18,7256 тыс. кв.м, в 2012 году - 11,732 тыс. кв.м, в 2013 году - 6,8393 тыс. кв.м, в 2014 году - 22,1631 тыс. кв.м, при этом соответствующего по своим техническим показателям нормам жилья экономического класса - 21,9823 тыс. кв.м (36,97%).
На основании представленных в 2012 году обществом акта приема-передачи объектов инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность, копий разрешений на ввод в эксплуатацию жилья Депстройэнергетики и ЖКК Югры платежным поручением от 28.12.2012 N 0845 перечислил субсидию в размере 10 388 433 руб., поручением от 29.12.2012 N 0859 - в размере 6 508 581 руб. 53 коп.
На основании предоставленных в 2013 году обществом копий разрешений на ввод в эксплуатацию жилья Департаментом строительства платежным поручением от 27.11.2013 N 406 перечислена субсидия в размере 1 245 684 руб. 07 коп.
В 2014 году субсидия не предоставлялась, поскольку общество не направило необходимые документы.
В обоснование исковых требований Департамент строительства сослался на то, что фактически общество выполнило строительство только 2-х жилых домов, строительство остальных 2-х жилых домов (N N 4, 5) выполнено закрытым акционерным обществом "Микрорайон 6" на основании передачи АО "ЮграИнвестСтройПроект" по договору об уступке от 21.09.2012 N 50 прав и обязанностей арендатора части земельного участка, предусмотренного для реализации инвестиционного проекта, то есть инвестор прекратил дальнейшую реализацию инвестиционного проекта.
По условиям пунктов 1.1, 1.2 договора N 35/2012 АО "ЮграИнвестСтройПроект" приняло на себя обязательство реализовать инвестиционный проект: "Застройка территории квартала N 22 в Восточном планировочном районе 3 очереди строительства в г. Нижневартовске" со следующими характеристиками: объем вводимого в рамках инвестиционного проекта жилья - 4 жилых дома, общей площадью 78,22 тыс. кв.м, в том числе: в 2011 году - 9,547 тыс. кв.м, в 2014 году - 22,921 тыс. кв.м, в 2015 году - 45,752 тыс. кв.м, при этом соответствующего по своим техническим показателям нормам жилья экономического класса - 62,23 тыс. кв.м (79,6%).
На основании представленных в 2012 году акта приема-передачи объектов инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность, копии разрешений на ввод в эксплуатацию жилья Депстройэнергетики и ЖКК Югры платежным поручением от 28.12.2012 N 0847 перечислил обществу субсидию в размере 497 482 руб.
Так как в 2014 году общество не предоставило необходимые документы (копии разрешений на ввод объектов в эксплуатацию), субсидия, перечисление которой было запланировано в 2014 году, не была выплачена.
Полагая, что АО "ЮграИнвестСтройПроект" нарушены условия, установленные при предоставлении субсидий, Департамент строительства направил обществу уведомления N 34-Исх-11737 от 07.12.2015, N 34-Исх-11738 от 07.12.2015 о расторжении договоров в одностороннем порядке и возврате субсидий.
Поскольку возврат полученной субсидии в бюджет не позднее 17.12.2015 обществом не произведён, Департамент строительства обратился в суд с настоящим иском.
АО "ЮграИнвестСтройПроект", возражая против исковых требований, сослалось на то, что субсидии в размере 19 350 674 руб. 60 коп. получены им правомерно.
Отказ в удовлетворении исковых требований послужил основанием для подачи истцом апелляционной жалобы, при оценке доводов которой, а также доводов отзыва на жалобу суд апелляционной инстанции учел следующее.
Согласно статье 1 Закона РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" инвестиционная деятельность - это вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций. Инвестирование в создание и воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений.
В пункте 2 статьи 15 Закона РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" предусмотрено, что инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним также не могут быть применены меры, равные указанным последствиям.
В силу статьи 7 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее - Закона об инвестиционной деятельности) субъекты инвестиционной деятельности обязаны осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами, законами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также с утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами).
В соответствии со статьей 8 Закона об инвестиционной деятельности отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Условия договоров и (или) государственных контрактов, заключенных между субъектами инвестиционной деятельности, сохраняют свою силу на весь срок их действия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона об инвестиционной деятельности государство гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности: обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности; защиту капитальных вложений.
То есть, государство проводит политику по обеспечению стабильности положения инвесторов и в качестве базового принципа государственного регулирования предусматривается создание и поддержание устойчивого положения инвестора в течение срока окупаемости инвестиционного проекта.
Отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ).
В соответствии с абзацем 5 статьи 69 БК РФ предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 БК РФ, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 3 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, цели, условия и порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 5.10.1 Целевой программы, в рамках реализации которой заключены договоры N N 34/2012, 35/2012, субсидии предоставляются на возмещение части затрат на строительство или реконструкцию предусмотренных техническими условиями, выданными для реализации инвестиционного проекта, линий водопровода, канализации (в том числе ливневой), линий электропередач, линий теплоснабжения, газопроводов, объектов газоснабжения и газораспределительных пунктов, тепловых и электрических распределительных пунктов, котельных, трансформаторных подстанций, водозаборных и очистных сооружений, канализационно-насосных станций, а также внутриквартальных дорог и проездов (за исключением инженерных сетей, дорог и проездов, которые будут отнесены к общему имуществу собственников жилого дома).
Исходя из пункта 5.10.14 Целевой программы, стоимость строительства объектов, подлежащая компенсации за счет субсидий, не может превышать балансовой стоимости, указанной в акте приема-передачи объектов в муниципальную собственность между муниципальным образованием и инвестором, в том числе по каждому виду работ (затрат), указанных в пункте 5.10.1 Целевой программы.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 договоров и пунктами 5.10.23, 5.10.24 Целевой программы субсидия предоставляется частями (траншами), в пределах, указанных в договорах, путем перечисления денежных средств на счет инвестора после предоставления инвестором в Департамент следующих документов акта приема-передачи инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры в рамках реализации проекта в муниципальную собственность между муниципальным образованием и инвестором, с указанием балансовой стоимости объектов; копий разрешений на ввод в эксплуатацию жилых домов, построенных в рамках реализации проекта.
Департамент при отсутствии оснований для приостановления, прекращения выплат субсидии, указанных в договорах, а так же при отсутствии оснований для расторжения договора, перечисляет инвестору каждый транш субсидии в течение 10 дней с даты подачи документов для перечисления субсидии.
Субсидии перечисляются в размере, определяемом от подтвержденных, в соответствии с подпунктом 5.10.14 затрат, пропорционально доле фактически введенного жилья от общего объема жилья, предусмотренного инвестиционным проектом.
Как верно установлено судом первой инстанции, ответчиком при получении субсидии по договору N 34/2012 в размере 18 142 698 руб. 60 коп., что оставило 55% от предусмотренного договором N 34/2012 общего объема субсидий, в 2011-2013 гг. введены в эксплуатацию 2 дома с объемом введенного жилья 37,0127 тыс. кв.м (62,25% от необходимого объема по договору).
Один жилой дом введен в эксплуатацию в 2013-2014 гг. посредством инвестиционной деятельности АО "ЮграИнвестСтройПроект" аффилированной компанией АО "Микрорайон 6" по договор инвестирования между ними, что не противоречит ни положениям Целевой программы, ни условиям договора N 34/2012, объем жилья составил 9,3429 тыс. кв.м. Один жилой дом находится в стадии строительства (разрешение на строительство N Ru 86306000-119).
Иную цель заключения договор инвестирования, нежели урегулирование отношений между его сторонами по инвестиционной деятельности, истец не обосновал.
Таким образом, по объекту: "Многоэтажное жилищное строительство в микрорайоне N 6, участок 2, жилого района "Центральный", расположенного по адресу г. Нягань, 6 микрорайон, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область" в эксплуатацию введено жилья 46,3556 тыс. кв.м, что составляет 77,96% от объема, предусмотренного договором N 34/2012 (59,46 тыс. кв.м).
Кроме того, в муниципальную собственность АО "ЮграИнвестСтройПроект" передало инженерные сети, построенные за счет собственных средств, балансовой стоимостью 43 286 766 руб. 86 коп. (договоры от 27.02.2012, от 25.12.2012)
Судом первой инстанции также установлено, что в рамках договора N 35/2012 введено в эксплуатацию 3 жилых дома, площадь жилья составляет 23,4128 тыс. кв.м (29,93% от объема по договору - 78,22 тыс. кв.м), кроме того, в муниципальную собственность обществом переданы инженерные сети балансовой стоимостью 4 528 973 руб. 06 коп. (договор от 25.12.2012).
На основании названного договора N 35/2012 обществу предоставлена субсидия в размере 497 482 руб., что составляет 12,2% от предусмотренного договором N 35/2012 (4 076 075 руб.).
Дальнейшую реализацию проекта "Застройка территории квартала N 22 в Восточном планировочном районе 3 очереди строительства в г. Нижневартовске" осуществляет АО "ЮграИнвестСтройПроект".
Доказательств нецелевого использования субсидии, недостоверности представленных для её получения документов, либо иного нарушения АО "ЮграИнвестСтройПроект" порядка получения субсидии, не имеется.
Напротив, обстоятельства, приведенные выше, связанные с вводом в эксплуатацию жилых домов и передачей ответчиком в муниципальную собственность инженерных сетей до предоставления траншей субсидий, свидетельствуют о том, что при перечислении субсидии полностью соблюдены условия пунктов 2.1, 2.2, 2.3, договоров и положения пунктов 5.10.23, 5.10.24 Целевой программы, субсидии перечислены в размере, определяемом от подтвержденных, в соответствии с подпунктом 5.10.14 затрат, пропорционально доле фактически введенного жилья от общего объема жилья, предусмотренного инвестиционными проектами, на что верно указано судом первой инстанции.
Доказательства того, что общество пользовалось иными мерами государственной поддержки, и все возникшие у неё затраты, связанные со строительством инженерных сетей тем самым полностью компенсированы, отсутствуют.
Относительно изложенного в апелляционной жалобе довода Департамента строительства о том, что изменение показателей инвестиционных проектов после определения получателем субсидии АО "ЮграИнвестСтройПроект" может привести к нарушению прав претендентов, которым было отказано в предоставлении субсидии, или которые, исходя из условий, приняли решение не участвовать в конкурсном отборе, суд апелляционной инстанции указывает, что имеющиеся в материалах дела доказательства не позволяют сделать вывод о нарушении прав третьих лиц.
При оценке приведенного довода суд апелляционной инстанции также учитывает, что построить и ввести в эксплуатацию установленный в договорах объем жилья, возможно только крупной строительной организацией, реализация инвестиционных проектов в рамках заключенных сторонами договоров продолжается.
Кроме того, исходя из пункта 5.10.3 Целевой программы, под инвестиционными проектами, реализуемые в рамках программы, понимаются проекты с объемов ввода жилья при многоквартирном жилищном строительстве не менее 6 000 кв.м, ответчиком же введено в эксплуатацию жилья значительно больше, чем обозначенный объем, в связи с чем он имеет право на получении субсидии по договорам N N 34/2012, 35/2012, заключенным в результате конкурсного отбора в рамках названной программы.
Учитывая изложенное в совокупности, оснований для удовлетворения исковых требований о возврате полученных субсидий в общем размере 19 350 674 руб. 60 коп. и взыскании пени за нарушение срока их возврата не имеется.
Приведенному обществом суду первой инстанции и аналогичному утверждению, изложенному в отзыве на апелляционную жалобу, о том, что по перечисленным по платежным поручениям N 0845 от 28.12.2015, N 0859 от 29.12.2012, N 0847 от 28.12.2012 субсидиям в размере 17 394 496 руб. 53 коп. истек срок исковой давности, судом первой инстанции дана надлежащая оценка и оно правомерно отклонено.
С учетом изложенного в настоящем постановлении, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаниями для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не являются.
Принятое по делу решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как истец в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.08.2016 по делу N А75-6522/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.М. Солодкевич |
Судьи |
Д.Г. Рожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-6522/2016
Истец: Департамент строительства ХМАО-Югры
Ответчик: АО "Югорское Управление Инвестиционно-Строительными Проектами", АО "Югорское управление строительно-инвестиционно-строительными проектами"