Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 марта 2017 г. N Ф08-954/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
23 ноября 2016 г. |
дело N А32-8578/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания секретарем Смородиной Ю.А.
при участии:
от Управления муниципальной собственностью Администрации муниципального образования Красноармейский район Краснодарского края: представитель по доверенности от 14.09.2016 N 4 Матяш А.Н.;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае: представитель не явился, извещен;
от ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации: представитель не явился, извещен;
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 30.08.2016 по делу N А32-8578/2016
по заявлению Управления муниципальной собственностью Администрации муниципального образования Красноармейский район Краснодарского края
к заинтересованным лицам - Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае,
Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
при участии третьего лица - Федерального агентства по управлению государственным имуществом
о признании незаконным отказа в отмене распорядительного акта,
принятое в составе судьи Е.В. Корейво,
УСТАНОВИЛ:
Управление муниципальной собственностью администрации муниципального образования Красноармейский район Краснодарского края (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным отказа в отмене распорядительного акта в отношении недвижимого имущества, переданного в собственность Российской Федерации, выраженного в письме N 08119.399 от 03.12.2015, об обязании отменить распоряжение от 17 марта 2009 года N 223-р "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в собственности муниципального образования Красноармейский район Краснодарского края, в федеральную собственность".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2016 заявленные требования удовлетворены.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2016 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что заявителем пропущен предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок обращения в суд с настоящим заявлением, заявитель избрал ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку заявителю надлежало обратиться с иском о признании отсутствующим права Российской Федерации
В отзывах на апелляционную жалобу Управление муниципальной собственностью администрации муниципального образования Красноармейский район Краснодарского края, ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю" просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей заинтересованных лиц и третьего лица, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представитель Управления муниципальной собственностью Администрации муниципального образования Красноармейский район Краснодарского края возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Совета муниципального образования Красноармейский район от 14 ноября 2007 года N 32/27 "Об утверждении перечней имущества, предлагаемого к передаче из муниципальной собственности муниципального образования Красноармейский район в федеральную собственность Российской Федерации" утвержден перечень безвозмездно передаваемого имущества - помещений N N 42-46, 49-52, 54-57, 60-62 общей площадью 320,9 м в здании Красноармейской ЦРБ литер А по ул. Просвещения, 107 в станице Полтавской Красноармейского района.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае от 17 марта 2009 года N 223-р "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в собственности муниципального образования Красноармейский район Краснодарского края, в федеральную собственность" (далее - Распоряжение N 223-р) утвержден перечень объектов передаваемого недвижимого имущества, в том числе - помещений N N 42-46, 49-52, 54-57, 60-62 общей площадью 320,9 м по ул. Просвещения, 107 в станице Полтавской Красноармейского района (приложение N2).
Другим распоряжением территориального органа Росимущества от 1 июня 2009 года N 501-р данные помещения закреплены за ФКУ "ГБ МСЭ по Краснодарскому краю" Минтруда России на праве оперативного управления.
Согласно утвержденному 6 апреля 2009 года акту приема-передачи имущества, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае приняло нежилые помещения N N 42-46, 49-52, 54-57, 60-62 общей площадью 315,7 м по ул. Просвещения, 107 в станице Полтавской Красноармейского района.
Как пояснил представитель ФКУ "ГБ МСЭ по Краснодарскому краю" Минтруда России, государственная регистрация права собственности и права оперативного управления на указанные выше помещения не произведена, так как в ходе оформления соответствующих документов было установлено, что нумерация помещений в распоряжениях не соответствует фактически занимаемым казенным учреждением помещениям.
Так, общая площадь занимаемых учреждением помещений составляет 255,8 м, из них: помещения первого этажа N N 22, 24, 35, 36 общей площадью 24,2 м и помещения второго этажа NN 42-46, 49-52, 54-57, 60, 61 общей площадью 231,6 м. Помещение N62 - это лестничная клетка.
В связи с уточнением технических характеристик переданных помещений и адреса местонахождения здания, решением Совета муниципального образования Красноармейский района от 26 мая 2010 года N 4/5 "О внесении изменений в решение Совета муниципального образования Красноармейский район от 14 ноября 2007 года N 32/27 "Об утверждении перечней имущества, предлагаемого к передаче из муниципальной собственности муниципального образования Красноармейский район в федеральную собственность Российской Федерации" (далее - Решение N 4/5) уточнена нумерация и общая площадь помещений, а именно: помещения N N 22, 24, 35, 36, 42-46, 49-52, 54-57, 60, 61 в здании терапии литера А общей площадью 255,8 м по ул. Просвещения, 107 Б в станице Полтавской Красноармейского района.
Как видно из распоряжения от 29 августа 2011 года N 453-р, принимающая сторона внесла соответствующие изменения только в части общей площади помещений.
В связи с тем, что доступ в помещения второго этажа для лиц с ограниченными возможностями оказался затруднен, между федеральным казенным учреждением и заявителем был согласован обмен помещений второго и первого этажа.
В частности, решением Совета муниципального образования Красноармейский район от 27 марта 2013 года N 52/5 "О внесении изменений в решение Совета муниципального образования Красноармейский район от 14 ноября 2007 года N 32/27 "Об утверждении перечней имущества, предлагаемого к передаче из муниципальной собственности муниципального образования Красноармейский район в федеральную собственность Российской Федерации" (далее - Решение N 52/5) отменено Решение N 4/5, внесены изменения в перечень имущества, передаваемого в собственность Российской Федерации, и в качестве таковых указаны помещения первого этажа N N 1-5, 8, 15, 16, 18, 23, 30, 31, 32 общей площадью 262 м по ул. Просвещения, 107 Б в станице Полтавской Красноармейского района.
Распоряжением от 16 июня 2014 года N 327-р "О безвозмездной передаче имущества из собственности муниципального образования Красноармейский район в федеральную собственность" (далее - Распоряжение N 327-р) принимающая сторона утвердила перечень имущества, указанного в Решении N 52/5.
На основании названного распорядительного акта 13 мая 2015 года произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации и права оперативного управления ФКУ "ГБ МСЭ по Краснодарскому краю" Минтруда России на помещения первого этажа N N 1-5, 8, 15, 16, 18, 23, 30, 31, 32 общей площадью 262 м по ул. Просвещения, 107 Б в станице Полтавской Красноармейского района.
В связи с изложенными обстоятельствами заявитель неоднократно обращался в территориальный орган Росимущества и просил отменить первоначальное Распоряжение N 223-р.
Письмом N 08119.399 от 3 декабря 2015 года заявителю было отказано в отмене распоряжения со ссылкой на отсутствие к тому правовых оснований.
Считая, что упомянутый отказ нарушает права и законные интересы заявителя, Управление муниципальной собственностью администрации муниципального образования Красноармейский район Краснодарского края обратилось за судебной защитой.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно требованиям ч.4 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Оспариваемый отказ Территориального управления, выраженный в письме от 03.12.2015 года N 08119.399, в Управление муниципальной собственностью Администрации муниципального образования Красноармейский район Краснодарского края поступил 16.12.2015 года, о чем свидетельствует отметка на письме входящей корреспонденции (л.д. 10).
Согласно п. 1 ст. 114 АПК РФ, процессуальный срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующий месяц и число последнего года установленного срока.
Таким образом, срок обращения с соответствующим заявлением истекает 16.03.2016.
Заявление Управления муниципальной собственностью Администрации муниципального образования Красноармейский район Краснодарского края поступило в электронном виде в Арбитражный суд Краснодарского края 16.03.2016, что подтверждается датой, указанной в информации о документе дела, полученной через систему "Мой арбитр".
В соответствии с абзацем 4 пункта 29 постановления Пленума ВАС РФ "О процессуальных сроках", датой и временем подачи жалобы, поданной через систему "Мой арбитр", будут считаться дата и время поступления документа в систему, которые определяются по дате и времени, содержащимся в уведомлении о поступлении документов в систему. Момент подачи жалобы через систему "Мой арбитр" определяется по московскому времени.
Следовательно, доводы апеллянта о пропуске заявителем предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ срока обращения в суд отклоняются судебной коллегией.
Кроме того, судебная коллегия отклоняет довод апеллянта об избрании заявителем ненадлежащего способа защиты нарушенного права, поскольку суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что вещно-правовые способы защиты для заявителя недоступны.
Безвозмездная передача имущества, находящегося в муниципальной собственности, в федеральную собственность осуществляется в соответствии с п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).
Согласно указанному закону, не допускается принимать решение о передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи.
Из материалов дела следует, что решением Совета МО Красноармейский район от 27.03.2013 N 52/5 "О внесении изменений в решение Совета муниципального образования Красноармейский район от 14.11.2007 N 32/27" внесены изменения в перечень передаваемого в федеральную собственность имущества (в перечне указаны помещения N 1-5, 8, 15, 16, 18, 23, 30, 31, 32, общей площадью 262,0 кв. м, на 1 этаже) и отменено Решение Совета N 4/5 (помещения N 22, 24, 35, 36 -1 этаж, 42-46, 49-52, 54-57, 60, 61- 2 этаж, общей площадью 255,8 кв.м).
Главой Администрации муниципального образования Красноармейский район было направлено письмо от 30.07.2013 N 119-3729/13 на имя руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом О.К. Дергуновой о внесении изменений в Распоряжение N 223-р в части изменения нумерации и общей площади передаваемых помещений, с приложением необходимых документов.
Однако, вместо внесения изменений в Распоряжение N 223-р, территориальное управление приняло новые ненормативные акты: распоряжение от 16.06.2014 N 327-р "О безвозмездной передаче имущества из собственности муниципального образования Красноармейский район в федеральную собственность" и распоряжение от 21.01.2015 N 33-р "О закреплении на праве оперативного управления федерального имущества, составляющего имущество казны Российской Федерации, за Федеральным казённым учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации", которыми были переданы в федеральную собственность и закреплены на праве оперативного управления нежилые помещения N 1-5, 8, 15, 16, 18, 23, 30, 31, 32, общей площадью 262,0 кв. м, находящиеся на первом этаже здания, расположенного по тому же адресу.
При этом Распоряжение N 223-р не было отменено.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, пришел к обоснованному выводу о том, что отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае в отмене распоряжения N 223-р, не соответствует положениям п.11 ст. 54 Федерального закона N 122 и вносят правовую неопределенность отношения сторон.
Доводы апелляционной жалобы, с учетом изложенного, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм права и фактически направлены на переоценку обстоятельств, рассмотренных в рамках данного дела.
Таким образом, судебная коллегия считает, что нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, а судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2016 по делу N А32-8578/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-8578/2016
Истец: Управление муниципальной собственностью Администрации МО Красноармейский р-н, Управление муниципальной собственностью администрации муниципального образования Красноармейский район Краснодарского края
Ответчик: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Федеральное казенное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом РФ, Федеральнок агенство по управлению государственным имуществом, Тереториальное управление Федерального агенства по управлению гос имуществом в Краснодарском крае, Федеральное казённое учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю"