г. Санкт-Петербург |
|
24 ноября 2016 г. |
Дело N А56-13361/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баркановой Я.В.
судей Жиляевой Е.В., Кашиной Т.А.
при ведении протокола судебного заседания: Южаковой В.Д.
при участии:
от истца: представитель Гаркуша Н.Н. (по доверенности от 25.08.2016), от ответчика: представитель Серов А.С. (по доверенности от 30.12.2015), от 3-го лица: представители не явились, уведомлены, рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24176/2016) ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.07.2016 по делу N А56-13361/2015 (судья Воробьева Ю.В.), принятое по заявлению ОАО "Российские железные дороги" заинтересованное лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу третьи лица: 1) Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, 2) Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге, 3) Федеральное агентство железнодорожного транспорта
о признании незаконным решения,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (адрес: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2; ОГРН: 1037739877295; ИНН: 7708503727) (далее - Общество, ОАО "РЖД", Заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании решений Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу (адрес: 191124, Россия, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 62, ОГРН: 1069847107219; ИНН: 7842333927) (далее - Кадастровая палата) от 28.11.2014 N N 78/14-42622, 78/14-42620, 78/14-42619, 78/14-42618, 78/14-42617, 78/14-42606, 78/14-42604, 78/14-42603, 78/14-42601 о приостановлении осуществления кадастрового учета незаконными, а также об обязании Кадастровой палаты осуществить государственный кадастровый учет изменений объектов недвижимости с кадастровыми номерами 78:38:0021135:2, 78:38:0022103:1, 78:12:0007004:11, 78:12:0713601:1, 78:11:0006018:12, 78:11:0005610:1, 78:36:0550302:1, 78:36:0005308:12, 78:38:0022220:1 в связи с изменением вида разрешенного использования указанных земельных участков с "размещение объектов транспорта" на "полоса отвода железной дороги".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге (далее - Росимущество).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.07.2015, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2016, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.04.2016 решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.07.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2016 отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
При новом рассмотрении дела определением суда от 25.05.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство железнодорожного транспорта (далее - Агентство).
Решением арбитражного суда от 21.07.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "РЖД" обратилось с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить, считая решение незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, с принятием нового решения об удовлетворении заявления, в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права, а также несоответствием изложенных в решении выводов обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представитель Кадастровой палаты против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О времени и месте рассмотрения дела апелляционным судом участвующие в деле лица уведомлены.
Третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили, дело рассматривалось в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав мнения участвующих в деле лиц, апелляционный суд установил следующее.
Земельные участки с кадастровыми номерами 78:38:0021135:2, 78:38:0022103:1, 78:12:0007004:11, 78:12:0713601:1, 78:11:0006018:12, 78:11:0005610:1, 78:36:0550302:1, 78:36:0005308:12, 78:38:0022220:1 принадлежат на праве собственности Российской Федерации.
По договорам аренды указанные земельные участки переданы в пользование Обществу.
Общество обратилось в Агентство с запросом об изменении вида разрешенного использования ряда земельных участков полосы отвода железной дороги с вида "размещение объектов транспорта" на вид "полоса отвода железных дорог" с целью приведения в надлежащий вид конкурсной документации для проведения торгов на предоставление земельных участков в субаренду для строительства антенно-мачтовых сооружений в целях размещения на них оборудования, обеспечивающего радиосвязь на железнодорожном транспорте, а также оборудования других операторов связи.
Агентство приняло распоряжения от 01.11.2013 N ВЧ-14-р и от 20.03.2014 N ВЧ-6-р "Об определении использования (вида разрешенного использования) земельных участков полосы отвода железных дорог, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются" в отношении вышеуказанных земельных участков, согласно которым принято решение об изменении вида разрешенного использования земельных участков полосы отвода железной дороги с вида "размещение объектов транспорта" на вид "полоса отвода железной дороги".
Общество обратилось в Кадастровую палату с заявлениями о кадастровом учете изменений сведений о виде разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 78:38:0021135:2, 78:38:0022103:1, 78:12:0007004:11, 78:12:0713601:1, 78:11:0006018:12, 78:11:0005610:1, 78:36:0550302:1, 78:36:0005308:12, 78:38:0022220:1.
Вместе с тем, Кадастровая палата решениями от 28.11.2014 N 78/14-42622, 78/14-42620, 78/14-42619, 78/14-42618, 78/14-42617, 78/14-42606, 78/14-42604, 78/14-42603, 78/14-42601 приостановила осуществление кадастрового учета, указав, что до утверждения Минэкономразвития России классификатора видов разрешенного использования земельных участков при принятии решения об определении видов разрешенного использования земельных участков, расположенных в Санкт-Петербурге, Федеральному агентству необходимо руководствоваться Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга.
Поскольку обстоятельства, на которые указала Кадастровая палата, устранены не были, приняты решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
Ссылаясь на то, что приостановление кадастрового учета изменений земельных участков является необоснованным, нарушает права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности, Заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления, апелляционный суд полагает его подлежащим отмене в связи со следующим.
Из положений статей 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценив правомерность заявленных требований применительно к положениям 24 главы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции посчитал указанные требования не подлежащими удовлетворению.
Поскольку на дату издания распоряжений Агентства от 01.11.2013 N ВЧ-14-р и от 20.03.2014 N ВЧ-9-р об определении вида разрешенного использования земельных участков, на основании которых ОАО "РЖД" были поданы заявления о кадастровом учете изменений земельных участков в части вида разрешенного использования, Минэкономразвития России не был утвержден единый классификатор видов разрешенного использования земельных участков, предусмотренный п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Агентству следовало использовать классификатор видов разрешенного использования земельных участков Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга (далее - ПЗЗ).
Между тем, земельные участки, указанные в оспариваемых решениях Кадастровой палаты, относятся к земельным участкам, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется (участки, занятые и предназначенные для размещения линейных объектов).
Согласно п. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется, определяется уполномоченными органами в соответствии с федеральными законами, а не иными нормативными актами, в том числе законами субъектов Российской Федерации, которым являются Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга.
В силу положений п. 2 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки, в том числе для установления полос отвода железных дорог.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ) полосой отвода железной дороги являются земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Назначение участков земель населенных пунктов "для размещения полос отвода железных дорог" предусмотрено в качестве вида разрешенного использования земельных участков согласно п.п. 1.2.13 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39.
В абзаце 5 п. 2 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены виды использования участков на полосах отвода железных дорог, которые не учитываются ни в текущем виде разрешенного использования спорных участков, ни в виде "для размещения объектов железнодорожного транспорта" согласно ПЗЗ Санкт-Петербурга.
Следовательно, при издании названных выше распоряжений Агентство правомерно применило нормы федеральных законов и определило вид разрешенного использования, предусмотренный Земельным кодексом Российской Федерации и Законом N 17-ФЗ.
Доводы Кадастровой палаты о том, что до утверждения классификатора видов разрешенного использования виды разрешенного использования определяются в соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительным регламентом, являющимся частью правил землепользования и застройки, в связи с чем при установлении вида разрешенного использования земельных участков, указанных в распоряжениях, Агентству следует использовать классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный в составе ПЗЗ Санкт-Петербурга, подлежат отклонению, поскольку положения статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации не содержат норм, уполномочивающих субъекты Российской Федерации утверждать в составе ПЗЗ классификаторы видов разрешенного использования земельных участков. Иное толкование противоречит п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Подпункт 3 пункта 4 статьи 2 ПЗЗ Санкт-Петербурга прямо указывает на то, что действие установленных Правилами градостроительных регламентов распространяется на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в границах территориальных зон, за исключением земельных участков, занятых линейными объектами.
В соответствии с договорами аренды спорных земельных участков данные участки находятся в федеральной собственности, в связи с чем их статус определяется законодательством Российской федерации.
Согласно статье 9 Закона N 17-ФЗ земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации. Порядок установления и использования полос отвода определяется Правительством Российской Федерации.
Агентство является органом, специально уполномоченным Правительством Российской Федерации на управление земельными участками в границах полосы отвода железной дороги орган. Полномочие Агентства определять в соответствии с федеральными законами использование земельных участков в границах полосы отвода железных дорог, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, следуют из п. 5.3.16 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 397.
Учитывая изложенное, следует признать, что Агентство не обязано руководствоваться ПЗЗ Санкт-Петербурга при определении вида разрешенного использования земельных участков федеральной собственности, находящихся в границах полосы отвода железной дороги.
Также не соответствует закону вывод суда первой инстанции о том, что в случае изменения вида разрешенного использования на "полоса отвода железной дороги" кадастровая стоимость земельных участков не будет определена, так как этот вид разрешенного использования не включен в какую-либо оценочную группу, предусмотренную в последних результатах кадастровой оценки земель в Санкт-Петербурге, утвержденных приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 17.10.2013 N 365.
Земельное и градостроительное законодательство не связывают выбор вида разрешенного использования земельных участков при его установлении ни с результатами государственной кадастровой оценки земель в соответствующем публично-правовом образовании, ни с положениями правовых актов органов субъектов Российской Федерации, утверждающих результаты такой оценки.
Таким образом, в нарушение положений статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Кадастровой палатой не доказано законности и обоснованности обжалуемых решений.
Частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложение, решение суда первой инстанции подлежит отмене, заявленные Обществом требования следует удовлетворить.
Расходы по делу распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.07.2016 отменить.
Признать незаконными решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Санкт-Петербургу (место нахождения: 107078, г. Москва, пер. Орликов, 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) от 28.11.2014 N N 78/14-42622, 78/14-42620, 78/14-42619, 78/14-42618, 78/14-42617, 78/14-42606, 78/14-42604, 78/14-42603, 78/14-42601 о приостановлении осуществления кадастрового учета.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Санкт-Петербургу (место нахождения: 107078, г. Москва, пер. Орликов, 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) осуществить государственный кадастровый учет изменений объектов недвижимости с кадастровыми номерами 78:38:0021135:2, 78:38:0022103:1, 78:12:0007004:11, 78:12:0713601:1, 78:11:0006018:12, 78:11:0005610:1, 78:36:0550302:1, 78:36:0005308:12, 78:38:0022220:1 в связи с изменением вида разрешенного использования указанных земельных участков с вида "размещение объектов транспорта" на вид "полоса отвода железной дороги".
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Санкт-Петербургу (место нахождения: 107078, г. Москва, пер. Орликов, 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (место нахождения: 107174, г. Москва, Нов. Басманная ул., д. 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) 27 000 руб. расходов по заявлению и 3 000 руб. расходов по апелляционным жалобам.
Возвратить открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (место нахождения: 107174, г. Москва, Нов. Басманная ул., д. 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) из федерального бюджета 13 500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционным жалобам.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.В. Барканова |
Судьи |
Е.В. Жиляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-13361/2015
Истец: ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Октябрьская железная дорога"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: Комитет имущественных отношений Санкт-петербурга, ТУ ФАУГИ в горое Санкт-Петербурге
Хронология рассмотрения дела:
24.11.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-24176/16
21.07.2016 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-13361/15
26.04.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1371/16
19.01.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22330/15
19.07.2015 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-13361/15