Требование: о взыскании долга
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Челябинск |
|
14 декабря 2016 г. |
Дело N А47-6204/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Лукьяновой М.В., судей Баканова В.В. и Махровой Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Спириной О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.10.2016 по делу N А47-6204/2016 (судья Пархома С.Т.).
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" (далее - истец, ПАО "МРСК Волги") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области (далее - ответчик, Администрация, податель жалобы) о взыскании задолженности в размере 10 572 руб. 54 коп. по договору на техническое обслуживание уличного освещения от 27.11.2015 N 900.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 05.10.2016 (резолютивная часть оглашена 28.09.2016) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просил решение суда отменить полностью, принять по делу новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к следующему.
По мнению ответчика, судом первой инстанции не учтено, что Администрация муниципального образования Красносакмарский сельсовет Куванлыкского района ликвидирована, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
В соответствии с актом приема-передачи кредиторской задолженности по состоянию на 01.01.2016 муниципальному образованию Кувандыкский район Оренбургской области передана кредиторская задолженность Красносакмарского сельского совета в сумме 48 325 руб. 37 коп., при этом задолженность перед ПАО "МРСК Волги" в размере 10 572 руб. 54 коп. в акте не указана.
Принятие решения о ликвидации Администрации муниципального образования Красносакмарский сельсовет Кувандыкского района Оренбургской области с указанием порядка и срока предъявления требований кредиторов было опубликовано ликвидатором в установленном порядке, однако истец в требованием о включении задолженности в перечень требований кредиторов ликвидируемого юридического лица не обратился.
С учетом изложенного Администрация просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об отказе в иске.
До начала судебного заседания ПАО "МРСК Волги" направило в арбитражный апелляционный суд возражения на апелляционную жалобу. При этом истец пояснил, что факт оказания услуг подтверждается двусторонним актом, ответчик как правопреемник Администрации муниципального образования Красносакмарский сельсовет обязан оплатить оказанные услуги. По мнению истца, решение суда первой инстанции является обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Лица, участвующие в деле надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, истец ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей. В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены.
Как усматривается из материалов дела, между публичным акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" - "Оренбургэнерго" Восточное производственное отделение (исполнитель) и администрацией муниципального образования Красносакмарский сельсовет Кувандыкского района Оренбургской области (заказчик) заключен договор N 900 на техническое обслуживание уличного освещения от 27.11.2015 (далее - договор, л.д. 10).
Согласно п. 1.1 названного договора, исполнитель обязуется выполнять
работы по техническому обслуживанию уличного освещения, расположенных в д. Акбулатово, д. Васильевка, д. Красносакмарск, с. Новосамарск, д. Тлявгулово, д. Бискужа Кувандыкского района Оренбургской области и находящихся на балансе заказчика, который обязуется принять и оплатить выполненный объем работ (оказанных услуг).
Состав и техническая характеристика объектов, передаваемых исполнителю на обслуживание приведены в Приложении N 4 к договору, которое одновременно является актом приема-передачи с описанием технического состояния (п. 1.2 договора).
В разделе 3 договора стороны согласовали стоимость услуг и порядок расчетов.
Стоимость работ (услуг), оказываемых исполнителем определяется на основании расчета по форме (приложение N 5), который является неотъемлемой частью договора и составляет 10 574 руб. 54 коп, в том числе НДС 18 % в размере 1 612 руб. 76 коп. (п. 3.1 договора).
Стоимость работ (услуг), оказанных исполнителем по договору определяется на основании акта выполненных работ (услуг) и Приложения N 5 к договору (п. 3.2 договора).
Оплата по договору производится после подписания сторонами акта выполненных работ и выставленного исполнителем счета - фактуры не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным кварталом (п. 3.3 договора).
Истец обязательство по договору исполнил в полном объеме, что подтверждается актом приема-передачи оказанных услуг (выполненных работ) N 04-1102 от 31.12.2015 на сумму 10 572 руб. 54 коп., подписанным заказчиком и исполнителем без замечаний и возражений (л.д.6). На оплату оказанных услуг истцом выставлена счет-фактура от 31.12.2015 на сумму 10 572 руб. 54 коп. (л.д.14), которая не была оплачена.
С целью урегулирования спора, истец направил в адрес Администрации муниципального образования Красносакмарский сельсовет Кувандыкского района Оренбургской области претензию N 04-592 от 20.02.2016 с требованием произвести оплату задолженности (л.дщ.8).
Письмом от 26.02.2016 Администрация муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области сообщила истцу о ликвидации Администрации муниципального образования Красносакмарский сельсовет Кувандыкского района Оренбургской области (л.д.64).
Отсутствие добровольного исполнения обязательств послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, обоснованно исходил из следующего.
Как следует из положений статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из сделок.
Согласно статье 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Обязанность заказчика оплатить оказанные ему услуги предусмотрена пунктом 1 статьи 781 ГК РФ.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таковых условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующие в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истец выполнил принятые на себя обязательства по договору в полном объеме, что подтверждается материалами дела и ответчиком по существу не оспорено.
Кроме того, в материалах дела имеется акт приема-передачи оказанных услуг (выполненных работ) N 04-1102 от 31.12.2015 на сумму 10 572 руб. 54 коп., подписанным заказчиком и исполнителем без замечаний и возражений (л.д.6).
Доказательств оплаты услуг в заявленной истцом сумме ответчиком в материалы дела не представлено, в связи с чем исковые требования ПАО "МРСК Волги" о взыскании суммы основного долга удовлетворены судом первой инстанции правомерно.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом и признаются подлежащими отклонению в силу следующего.
Постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 25.02.2015 N 3029 принят Закон Оренбургской области "О преобразовании муниципальных образований, расположенных на территории Кувандыкского района Оренбургской области", согласно которому муниципальные образования городское поселение город Кувандык и сельские поселения Зиянчуринский сельсовет, Ибрагимовский сельсовет, Ильинский сельсовет, Краснознаменский сельсовет, Красносакмарский сельсовет, Куруильский сельсовет, Маячный сельсовет, Мухамедьяровский сельсовет, Новопокровский сельсовет, Новоракитянский сельсовет, Новосаринский сельсовет, Новосимбирский сельсовет, Новоуральский сельсовет, Оноприеновский сельсовет, Первомайский сельсовет, Саринский сельсовет, Уральский сельсовет, Чеботаревский сельсовет Кувандыкского района Оренбургской области преобразованы путем их объединения, влекущего за собой образование нового муниципального образования - городского поселения Кувандыкский городской округ, с 1 мая 2015 года.
В соответствии со статьей 4 указанного Закона, органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования Кувандыкский городской округ в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Кувандыкского района Оренбургской области, города Кувандыка, Зиянчуринского сельсовета, Ибрагимовского сельсовета, Ильинского сельсовета, Краснознаменского сельсовета, Красносакмарского сельсовета, Куруильского сельсовета, Маячного сельсовета, Мухамедьяровского сельсовета, Новопокровского сельсовета, Новоракитянского сельсовета, Новосаринского сельсовета, Новосимбирского сельсовета, Новоуральского сельсовета, Оноприеновского сельсовета, Первомайского сельсовета, Саринского сельсовета, Уральского сельсовета, Чеботаревского сельсовета Кувандыкского района Оренбургской области по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Оренбургской области, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования Кувандыкский городской округ.
Названный закон не разрешает напрямую вопрос о правопреемстве по обязательствам муниципального образования Красносармакский сельсовет, что само по себе не свидетельствует об отсутствии такового.
Муниципальное образование выступает в правоотношениях как публично-правовое образование, осуществляющее публично-правовые функции, предусмотренные Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ)
В то же время Администрация Красносармакского сельсовета, являющаяся органом местного самоуправления, в силу статьей 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации представляла публично-правовое образование - муниципальное образование Красносармакский сельсовет в регулируемых гражданским законодательством правоотношениях.
В таком случае следует исходить из того, что по договору N 900 на техническое обслуживание уличного освещения от 27.11.2015 обязательство возникло у публично-правового образования Красносармакский сельсовет в лице органа местного самоуправления, а не у Администрации Крсносармакского сельсовета как учреждения.
При этом из материалов дела следует, что заключение договора N 900 на техническое обслуживание уличного освещения от 27.11.2015 было обусловлено осуществлением Администрацией Красносармакского сельсовета в качестве органа местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и направлено на удовлетворение потребности в уличном освещении населения соответствующего муниципального образования.
Таким образом, при преобразовании муниципального образования в порядке статьи 13 Федерального закона N 131-ФЗ положения статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей последствия ликвидации юридических лиц, на которую ссылается Администрация Кувандыкского городского округа, не подлежат применению в силу наличия специального положения: пункта 10 статьи 85 Закона N 131-ФЗ.
Согласно пункту 10 статьи 85 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации.
Имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства, определяются передаточным (разделительным) актом.
Под имущественными обязательствами органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающими в силу правопреемства, понимается совокупность долговых обязательств муниципальных образований, включенных в объем муниципального долга в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, и кредиторская задолженность муниципальных бюджетных учреждений (пункт 1 Правил составления передаточного (разделительного) акта по имущественным обязательствам органов местного самоуправлении, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 903 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 1, подпунктом 5 пункта 3 статьи 100 Бюджетного кодекса Российской Федерации структура муниципального долга представляет собой группировку муниципальных долговых обязательств по установленным настоящей статьей видам долговых обязательств. В объем муниципального долга включается объем иных непогашенных долговых обязательств муниципального образования.
В пунктах 3, 4 Правил закреплено, что разграничение обязательств оформляется органами местного самоуправления, выступающими от имени муниципальных образований, путем составления передаточного (разделительного) акта по разделяемым (передаваемым, принимаемым) обязательствам, определяющего имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства.
Основаниями для разграничения обязательств являются закон субъекта Российской Федерации об определении границы вновь образуемого муниципального образования в связи с изменением границы, преобразованием ранее образованного на этой территории муниципального образования в соответствии со статьями 12 и 13 Федерального закона N 131-ФЗ, а также наличие муниципального долга и (или) кредиторской задолженности муниципальных бюджетных учреждений.
Таким образом, в силу вышеизложенных положений законодательства вновь образованное муниципальное образование является правопреемником органов местного самоуправления, осуществлявших на его территории полномочия по решению вопросов местного значения, в силу прямого указания закона, а отсутствие передаточного акта не может служить основанием для нарушения прав кредитора.
Поскольку муниципальное образование Красносармакский сельсовет прекратило существование в связи с объединением на основании статьи 13 Федерального закона N 131-ФЗ с муниципальным образованием Кувандыкский городской округ, то к последнему перешло в порядке правопреемства спорное обязательство муниципального образования "Красносармакский сельсовет", основанное на заключенном договоре N 900 на техническое обслуживание уличного освещения от 27.11.2015 и непосредственно связанное с удовлетворением нужд населения, проживающего на территории бывшего Красносармакского сельсовета.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Взыскание с Администрации государственной пошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения от ее уплаты при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05 октября 2016 г. по делу N А47-6204/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.В.Лукьянова |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-6204/2016
Истец: ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" в лице филиала "Оренбургэнерго" Восточное производственное отделение, ПАО "МРСК Волги"
Ответчик: Администрация муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области