Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 22 февраля 2017 г. N Ф05-578/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании частично недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Москва |
|
12 декабря 2016 г. |
Дело N А40-103966/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Поташовой Ж.В., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бахтияровым Р.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной службы финансово-бюджетного надзора
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.09.2016 по делу N А40-103966/16, принятое судьей Поляковой А.Б. (шифр судьи 17-915),
по заявлению Министерства сельского хозяйства РФ
к Федеральной службе финансово-бюджетного надзора
третье лицо: ОАО "ОЗК
о признании частично недействительным представления от 02.02.2016 г. N ДБ-14-23/577
при участии:
от заявителя: |
Косарева Н.И. по доверенности от 11.01.2015; |
от ответчика: |
Утяганов Р.З. по доверенности от 20.10.2016; |
от третьего лица: |
Блинов С.Б. по доверенности от 28.01.2016; |
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства РФ обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным пункта 1 представления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 02.02.2016 г. N ДБ-14-23/577, как несоответствующего постановлению Правительства РФ от 03.08.2001 N580, Правилам предоставления из федерального бюджета субсидий на проведение закупочных и товарных интервенций сельскохозяйственной продукции от 31.12.2010 N1208, ст. 1005 ГК РФ и нарушающего права и законные интересы заявителя.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.09.2016 заявление удовлетворено.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представители заявителя и третьего лица возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из представленных материалов, Федеральной службой финансово- бюджетного надзора была проведена выездная проверка правомерности использования Минсельхозом России средств федерального бюджета в 2014 году, результаты которой оформлены актом выездной проверки от 24.11.2015 N 190.
По итогам проверки Росфиннадзор направил Минсельхозу России представление от 02.02.2016 N ДБ-14- 23/577 (далее - Представление), содержащее перечисление выявленных нарушений и требование по принятию мер по недопущению в дальнейшей работе Министерства нарушений требований бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Согласно пункту 1 представления в нарушение пунктов 1, 5 Правил предоставления из федерального бюджета субсидий на проведение закупочных и товарных интервенций сельскохозяйственной продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 1208 (далее - Правила N 1208), Минсельхозом России неправомерно перечислены денежные средства ОАО "ОЗК" по решениям Арбитражного суда г. Москвы, согласно которым задолженность по услуге хранения зерна перед организациями-хранителями (истцами) необходимо погасить именно ОАО "ОЗК" (ответчику). Минсельхоз России стороной по делу в данных судебных делах не являлся.
Не согласившись с п. 1 представления, заявитель обратился в суд.
Удовлетворяя требование, суд первой инстанции исходил из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.2001 N 580 "Об утверждении Правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" Министерство сельского хозяйства Российской Федерации определено государственным заказчиком по организации создания и использования федерального продовольственного интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Пунктом 6 Правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 03.08.2001 N 580 (далее - Правила N 580), установлено, что Проведение государственных закупочных и товарных интервенций, размещение запасов интервенционного фонда и организация их количественной и качественной сохранности осуществляются государственным агентом, отобранным на конкурсной основе Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Агенту компенсируются расходы, связанные с хранением, страхованием интервенционного фонда и обслуживанием кредитов и выплачивается комиссионное вознаграждение (п.7 Правил N 580).
Из представленных материалов следует, что по результатам открытого конкурса между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (Государственный заказчик) и ОАО "Объединенная зерновая компания" (Агент) был заключен государственный контракт от 21.10.2013 N 1827/21, по условиям которого Государственный заказчик обязуется обеспечить перечисление Агенту средств федерального бюджета (субсидий), предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год на финансирование мероприятий по проведению интервенций, в том числе на оплату расходов, связанных с хранением, страхованием запасов интервенционного фонда, обслуживанием кредитов ОАО "Россельхозбанк" по формированию интервенционного фонда, выплату комиссионного вознаграждения (п. 2.1.3).
Во исполнение п. 2.2.11 указанного государственного контракта ОАО "Объединенная зерновая компания" (далее - ОАО "ОЗК") заключает с организациями, отобранными на конкурсной основе Государственным заказчиком, договоры хранения запасов интервенционного фонда, в соответствии с которыми организации-хранители обязуются в течение определенного срока осуществлять хранение запасов интервенционного фонда, а ОАО "ОЗК" обязуется обеспечить оплату услуг по хранению зерна.
Указанными договорами хранения предусмотрено, что они действуют до полного исполнения сторонами своих обязательств.
В ряде случаев организации-хранители (при не прохождении ими конкурсного отбора на очередной год) продолжают осуществлять фактическое хранение запасов интервенционного фонда за пределами установленного в договоре срока хранения.
В соответствии с п. 4 ст. 896 ГК РФ, если по истечении срока хранения находящаяся на хранении вещь не взята обратно поклажедателем, он обязан уплатить хранителю соразмерное вознаграждение за дальнейшее хранение вещи.
Взыскание оплаты за фактическое хранение с ОАО "ОЗК" производится в таких случаях организациями-хранителями в судебном порядке. На основании решений арбитражных судов о взыскании с ОАО "ОЗК" оплаты за хранение запасов интервенционного фонда в пользу организаций-хранителей ОАО "ОЗК" несет расходы, связанные с хранением запасов интервенционного фонда.
Указанные расходы возникают у ОАО "ОЗК" в связи с выполнением обязательств, вытекающих из государственного контракта от 21.10.2013 N 1827/21.
В силу действия п. 1 ст. 1005 ГК РФ, по агентскому договору совершение агентом юридических и иных действий по поручению принципала должно осуществляться за счет принципала.
Таким образом, Минсельхоз России обязан возместить ОАО "ОЗК" расходы, связанные с хранением запасов интервенционного фонда на основании норм действующего законодательства Российской Федерации и обязательств по государственному контракту от 21.10.2013 N 1827/21 (п. 2.1.3).
Учитывая обязательства Минсельхоза России по государственному контракту от 21.10.2013 N 1827/21 по оплате ОАО "ОЗК" расходов, связанных с хранением запасов интервенционного фонда, у Минсельхоза России отсутствуют основания для неперечисления средств на оплату расходов ОАО "ОЗК", связанных с хранением запасов интервенционного фонда, в том числе по задолженностям прошлых лет, установленных судебными актами.
Оплата Минсельхозом России производилась не на основании судебных актов, как это указано в представлении, а в соответствии с порядком, установленным в п. 4 Правил N 1208, на основании справок-расчетов, представляемых ОАО "ОЗК".
Судебными актами подтверждались установленные судами факты хранения организациями-хранителями запасов интервенционного фонда за пределами сроков хранения, а также суммы расходов ОАО "ОЗК" на оплату услуг по хранению запасов интервенционного фонда.
Все финансово-хозяйственные операции оформляются в соответствии с действующим законодательством первичными бухгалтерскими документами. Перечисление средств ОАО "ОЗК" производилось в соответствии с порядком, установленным в п. 4 Правил N 1208, на основании справок-расчетов, представляемых ОАО "ОЗК", на что указывалось в платежных поручениях в основание платежей. Субсидии перечислялись Минсельхозом России на цели, предусмотренные государственным контрактом от 21.10.2013 N 1827/21, в том числе на оплату расходов, связанных с хранением запасов интервенционного фонда.
Доказательств, с достоверностью подтверждающих факт оплаты Минсельхозом России за ОАО "ОЗК" задолженности по судебным решениям в материалах дела не имеется и ответчиком не представлено. Документального подтверждения вывода о нарушении Минсельхозом России пунктов 1, 5 Правил N 1208 Росфиннадзором также представлено не было.
Доводы подателя апелляционной жалобы о несогласии с оценкой судов имеющихся в деле доказательств по сути направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств. Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.09.2016 по делу N А40-103966/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-103966/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 22 февраля 2017 г. N Ф05-578/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Министерство сельского хозяйства РФ
Ответчик: Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
Третье лицо: ОАО "ОБЪЕДИНЕННАЯ ЗЕРНОВАЯ КОМПАНИЯ", ОАО "ОЗК"