Требование: о взыскании долга и затрат, о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами по договору хранения
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
23 ноября 2016 г. |
дело N А32-7166/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломидзе О.Г.,
судей Галова В.В., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовой П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.08.2016 по делу N А32-7166/2016 (судья Шевченко А.Е.) по иску общества с ограниченной ответственностью "МИКО" к администрации муниципального образования город Краснодар при участии третьих лиц: муниципального казенного учреждения муниципального образования город Краснодар "Единая служба заказчика", Департамента строительства администрации муниципального образования город Краснодар, Департамента финансов администрации муниципального образования города Краснодар, о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "МИКО" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - ответчик, администрация) о взыскании с ответчика задолженности по договорам хранения в размере 387 040 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 30 746 руб. 49 коп., расходов по оплате услуг представителя в размере 40 000 руб. (требования, уточненные в соответствии со ст. 49 АПК РФ, л.д. 112).
Исковые требования мотивированы указанием на неисполнение ответчиком обязанности по оплате.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.09.2016 с муниципального образования город Краснодар в лице администрации муниципального образования город Краснодар за счет казны муниципального образования город Краснодар взыскано в пользу истца задолженность в размере 387 040 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 30 746 руб. 49 коп., расходы по оплате услуг представителя в размере 40 000 руб., а также расходы по оплате госпошлины в размере 13 527 руб.
Суд пришел к выводу, что в рамках настоящего спора надлежащим ответчиком является администрация муниципального образования город Краснодар.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение отменить, в иске отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что администрация не является главным распорядителем бюджетных средств МКУ "Единая служба заказчика". Бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств в отношении казенного учреждения осуществляет департамент строительства администрации муниципального образования город Краснодар.
Участвующие в деле лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили, будучи уведомленными о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01.04.2014, 01.07.2014, 23.09.2014 и 01.10.2015 между истцом (хранитель) и МКУ МО г. Краснодар "Единая служба заказчика" (поклажедатель) были заключены муниципальные контракты N 105, N 107, N 106, N 01/09-Х соответственно, предметом которых является принятие и хранение истцом принадлежащих поклажедателю автомобильных парковочных систем.
Истцом оказаны услуги по договорам хранения на сумму 387 040 руб., что подтверждается актами от 03.09.2014 N 25, от 06.10.2014 N 27, от 31.12.2014 N 37, актом возврата от 31.12.2015 по договору хранения от 01.10.2015 - л.д. 82-84,123.
Претензии о погашении задолженности ответчиком оставлены без удовлетворения (л.д. 86-89, 125-126).
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Отношения сторон по спорным контрактам подпадают под регулирование норм главы 47 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно статье 886 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.
Факт передачи автомобильных парковочных систем на хранение материалами дела подтвержден - акты передачи, л.д. 14, 22, 30, 118.
Факт оказания услуг сторонами зафиксирован путем двустороннего подписания актов оказания услуг и акта возврата - л.д. 82, 83, 84, 123.
Привлеченное к участию в деле МКУ МО г. Краснодар "Единая служба заказчика" оказание истцом услуг и наличие задолженности не оспорило, указало на то, что учреждение как муниципальный заказчик направляло в департамент строительства администрации заявки на оплату задолженности по договору, пояснило, что финансирование своевременно не было произведено.
Ответчик размер задолженности не оспаривает.
Доказательств погашения задолженности в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о взыскании с ответчика задолженности по контрактам в размере 387 040 руб.
Истец также просил взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами.
В силу пунктов 5.1 контрактов хранитель в пределах утвержденных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в течение 90 рабочих дней после подписания акта об оказании услуг по хранению перечисляет денежные средства за оказанные услуги на расчетный счет исполнителя.
В случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Неправомерное удержание денежных средств ответчиком материалами дела подтверждено.
Расчет процентов раскрыт истцом, проценты отыскиваются по трем контрактам: от 01.04.2014, 01.07.2014, 23.09.2014 - л.д. 127-129.
В расчете применены ставки, исходя из действующей в соответствующий период редакций статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Периоды взыскания определены в соответствии с условиями контрактов.
Апелляционный суд не усматривает оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о том, что расчет выполнен верно. Оснований для снижения ответственности в соответствии с правилами ст.333 ГК РФ не установлено.
Истец также просил взыскать судебные расходы на услуги представителя.
Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (статья 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В пункте 20 Информационного письма от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" Высший Арбитражный Суд Российской Федерации разъяснил, что при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя принимаются во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.
В подтверждение несения судебных расходов на услуги представителя истец представил: договор на оказание услуг от 17.02.2016, заключенный с адвокатским кабинетом Прошкина Б.Б., на ведение дела в суде первой инстанции, квитанцию, согласно которой от директора ООО "МИКО" адвокатом принято 40 000 руб. по договору от 17.02.2016 - л.д. 91, 92.
Мониторинг гонорарной практики в адвокатской палате Краснодарского края в 2014-2015 г.г. (http://apkk.ru/monitoring/) предусматривает стоимость услуг за участие в качестве представителя доверителя в арбитражных судах в каждой инстанции от 48 000 рублей.
Иные данные по установлению стоимости на рынке оказания юридических услуг в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о разумности заявленных к возмещению судебных расходов в сумме 40 000 руб.
Довод заявителя жалобы касается несогласия с выводом вывода суда о том, что администрация является надлежащим ответчиком.
Апелляционный суд отклоняет данный довод.
Из содержания статей 125 и 126 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в результате заключения контрактов муниципальными заказчиками, действующими от имени и по поручению публичного образования, должником по обязательствам, вытекающим из таких контрактов, является само муниципальное образование, а не его учреждения. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" муниципальным заказчиком является муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.
В контрактах стороны указали, что контракты заключены на оказание услуг для муниципальных нужд муниципального образования город Краснодар, также исходили из положений федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, МКУ МО г. Краснодар "Единая служба заказчика" при заключении с истцом спорных муниципальных контрактов действовало в интересах и от имени муниципального образования (согласно выписке из ЕГРЮЛ администрация также является учредителем учреждения).
При заключении муниципального контракта на оказание услуг для муниципальных нужд учреждение, являющееся муниципальным заказчиком, действует от имени и в интересах муниципального образования, поэтому должником по обязательствам, вытекающим из такого контракта, является само муниципальное образование.
В связи с этим, стороной контракта, следовательно, и надлежащим ответчиком является муниципальное образование город Краснодар. Доказательства фактического выделения администрацией средств учреждению на оплату выполненных работ не представлено. Учреждение в отзыве на иск утверждает, что финансирование в полной мере и своевременно не было произведено.
В силу статьи 158 и пункта 3 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам, предъявляемым к муниципальному образованию о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования, его интересы представляет главный распорядитель бюджетных средств.
Администрация является главным распорядителем бюджетных средств города, выступает в суде от имени названного муниципального образования, осуществляя функции судебного представительства как орган общей компетенции, и является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Кроме того, исполнение судебного акта, по которому долг взыскан за счет казны публично-правового образования производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации независимо от того, в лице какого органа участвовало публично-правовое образование при рассмотрении дела в суде. Удовлетворение иска за счет одного из органов муниципального образования не изменяет установленный нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям за счет средств казны.
В данном случае муниципальное образование город Краснодар обязано организовать работу уполномоченных органов таким образом, чтобы восстановить нарушенное право истца, обеспечив координацию между различными службами вне зависимости от трудностей по исполнению, возникающих в их деятельности.
Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.08.2016 по делу N А32-7166/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу постановления арбитражного суда.
Председательствующий |
О.Г. Ломидзе |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-7166/2016
Истец: ООО "МИКО"
Ответчик: Администрация МО г. Краснодара, Администрация муниципального образования город Краснодар, МКУ МО г. Краснодар "Единая служба заказчика"
Третье лицо: Департамент строительства Администрации муниципального образования г. Краснодар, Департамент финансов администрации муниципального образования город Краснодар, Департамент финансов Администрации муниципального образования города Краснодара, Муниципальное казенное учреждение муниципального образования город Краснодар "Единая служба заказчика"