Требование: о взыскании долга, о взыскании неустойки, о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами по договору энергоснабжения
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
24 ноября 2016 г. |
Дело N А55-12012/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 24 ноября 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова С.А., судей Балашевой В.Т., Туркина К.К., при ведении протокола секретарем судебного заседания Зародовым М.Ю., с участием: от истца - представитель Захарова О.Н., доверенность от 13.10.2016, от ответчика - представитель Фадеева Е.А., доверенность от 26.10.2016, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 3 апелляционную жалобу Муниципального образования городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.09.2016 по делу N А55-12012/2016 (судья Разумов Ю.М.) по иску Общества с ограниченной ответственностью "Волгатеплоснаб" к Муниципальному образованию городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара о взыскании основного долга и процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Волгатеплоснаб" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Муниципальному образованию городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара (далее - ответчик) о взыскании 935 843 руб. 82 коп. основного долга за поставленную тепловую энергию в период с ноября 2015 по апрель 2016 года и 91 830 руб. 54 коп. законной неустойки за период с 10.01.2016 по 12.09.2016 (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.09.2016 иск удовлетворен.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована несоответствием выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил отменить решение суда первой инстанции, жалобу - удовлетворить.
Представитель истца не согласился с доводами апелляционной жалобы и указал, что решение суда первой инстанции принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, просил оставить решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Волгатеплоснаб" является теплоснабжающей организацией, в обязанности которой входит обеспечение потребителей городского округа Самара коммунальными услугами в тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение.
В число объектов, в отношении которых Истцом осуществляется поставка тепловой энергии на отопление, входят многоквартирные дома, расположенные по адресам: г.Самара, Красноглинский район, пос.Винтай, ул.Гаражная, 45, строение 1 и ул.Гаражная, 45, строение 2. В отношении указанных многоквартирных домов ООО "Волгатеплоснаб" является единственным поставщиком тепловой энергии на отопление.
Вышеуказанные многоквартирные жилые дома до 10.11.2011 находились на балансе ФГУ "Самарская КЭЧ района".
На основании Приказа Министра обороны РФ от 31.05.2011 N 816 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования городской округа Самара Самарской области", акта приема-передачи имущества, передаваемого в муниципальную собственность, в поселке Винтай Красноглинского района г.Самара, утвержденного в Департаменте имущественных отношений Министерства обороны РФ 10.11.2011. ФГУ "Самарская КЭЧ района" передало два вышеуказанных многоквартирных жилых дома в муниципальную собственность городского округа Самара.
Таким образом, с момента подписания вышеуказанного акта, жилой фонд в пос. Винтай Красноглинского района находится в муниципальной собственности городского округа Самара.
Ранее указанные многоквартирные дома находились в управлении АО "Славянка", однако с 01 ноября 2015 г. обслуживание домов указанной управляющей организацией прекращено. До настоящего времени управляющая организация, которая будет является исполнителем коммунальных услуг для данных домов, не определена, в связи с чем в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 г. "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" ООО "Волгатеплоснаб" является в отношении данных многоквартирных домов исполнителем коммунальных услуг в части поставки тепловой энергии на отопление (п. 17 указанного Постановления).
На основании ст. 45 Устава городской округ Самара самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа Самара. От имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее по тексту - Ответчик).
Правоотношения в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом городского округа Самара регулируются Положением о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа Самара, утвержденным Постановлением Самарской городской Думы от 30.05.2002 N 154.
Согласно п. 1.2 Положения Департамент управления имуществом городского округа Самара является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделенным Уставом городского округа Самара собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.
В соответствии с п. 2.2 Положения объектами муниципальной собственности городского округа Самара являются, в том числе, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения.
Согласно пункту 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В соответствии с п.2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1 плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В силу пункта 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно п.1 ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Из приведенных правовых норм следует, что Департамент управления имуществом городского округа Самара как представитель собственника жилых помещений (муниципального образования городской округ Самара), расположенных в вышеуказанных многоквартирных домах, обязан нести расходы по оплате коммунальных услуг этих домов в отношении помещений, находящихся в муниципальной собственности и пустующих помещений.
В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 ст.7 Федерального закона РФ N 190-ФЗ от 27.07.2010 г. "О теплоснабжении" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) осуществляют следующие полномочия, в том числе устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Тариф на тепловую энергию для ООО "Волгатеплоснаб" установлен Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 487 от 16.12.2014 г. "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения для потребителей Самарской области" и с 01.07.2015 г. составляет 1 549,00 рублей (без учета НДС-18%) за 1 Гкал, с учетом НДС 18% - 1 827,82 рублей и Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 638 от 17.12.2015 "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения ООО "Волгатеплоснаб" и с 01.01.2016 г. составляет 1 549,00 рублей (без учета НДС-18%) за 1 Гкал, с учетом НДС 18% - 1 827,82 рублей.
Как указал истец, за период с ноября 2015 г. по апрель 2016 г. Ответчику было поставлено тепловой энергии в натуральном выражении 512,62 Гкал, в стоимостном выражении 936 977,07 рублей, с учетом письма ответчика от 12.02.2016 N 15-07-25/6983 о заключении договора социального найма.
Истец произвел расчет потребленной тепловой энергии от котельной, расположенной в п. Винтай, для многоквартирных домов Красноглинского района г.о.Самара по адресам: ул.Гаражная, д.45, строение N N 1,2, согласно которому ООО "Волгатеплоснаб" выставлены акты на поставку тепловой энергии и счета -фактуры.
Ответчик данные акты не подписал и не возвратил истцу.
Пункт 25 Постановления Правительства РФ N 124 от 14.02.2012 предусматривает, что при определении в договоре ресурсоснабжения порядка оплаты коммунального ресурса предусматривается осуществление оплаты: в случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или общего собрания членов товарищества или кооператива о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путем перечисления исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, платы за коммунальный ресурс в адрес ресурсоснабжающей организации любыми способами, которые допускаются законодательством Российской Федерации.
Обязательство по оплате потребленной тепловой энергии у ответчика возникло в силу п. 25 вышеуказанного нормативного правового акта, т.е. ответчик должен был оплатить потребленную тепловую энергию в срок до 15 числа месяца следующего за расчетным включительно.
Ответчик оплату не произвел, что послужило основанием для обращения истца в суд с иском к ответчику и начисления неустойки за период с 10.01.2016 по 12.09.2016 в сумме 91 830 руб. 54 коп., исходя из 1/300, 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ -11 %, 10,50 % годовых, в соответствии с ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ (в редакции действующей до 01.01.2016) лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается (редакция до 01.01.2016 г.).
Ставка рефинансирования - 8,25% (с 14.09.2012 до 01.01.2016 согласно Указанию Банка России от 13.09.2012 г. N 2873-У.
В соответствии с ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ (в редакции действующей с 01.01.2016) лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
При расчете пени истцом, применена ключевая ставка, установленная Банком России в размере 11 % годовых, а с 14.06.2016 - 10,5 % годовых, поскольку в силу п. 1 Указания Центрального банка Российской Федерации от 11.12.2015 N 3894-У с 01.01.2016 значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату. С 01.01.2016 г. Банком России не устанавливается самостоятельное значение ставки рефинансирования Банка России (п. 2 Указания ЦБ РФ от 11.12.2015 N 3894-У).
Документы, свидетельствующие об исполнении в установленный срок денежного обязательства в полном объеме по оплате услуг теплоснабжения за ноябрь 2015 - апрель 2016 года, ответчиком не представлены.
Учитывая, что доказательств погашения основного долга ответчиком не представлено, просрочка исполнения обязательства по оплате поставленной тепловой энергии подтверждена материалами дела, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 210, 215, 424, 544 ГК РФ, ст. 30, 153, 154, 155, 157, 158 ЖК РФ, правомерно удовлетворил иск.
Суд апелляционной инстанции не принимает и не рассматривает доводы, которые не приводились и не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (ч. 7 ст. 268 АПК РФ).
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
С учетом изложенного судом апелляционной инстанции отклоняются доводы апелляционной жалобы.
Обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, содержащиеся в нем выводы, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 30.09.2016 по делу N А55-12012/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
С.А. Кузнецов |
Судьи |
В.Т. Балашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-12012/2016
Истец: ООО "Волгатеплоснаб"
Ответчик: Муниципальное образование городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара