Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Саратов |
|
25 ноября 2016 г. |
Дело N А12-44708/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шараева С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мухамбетовой Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищным фондом Советского района", ОГРН 1153443008344, ИНН 3460057185 (г. Волгоград)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03 октября 2016 года по делу N А12-44708/2016, рассмотренному в порядке упрощённого производства (судья Стрельникова Н.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищным фондом Советского района", ОГРН 1153443008344, ИНН 3460057185 (г. Волгоград)
об оспаривании постановления Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области, ОГРН 1093459000557, ИНН 3442103030 (г. Волгоград) о назначении административного наказания по ст. 8.7 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности,
с участием представителя Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области Марина Р.Ю., действующего на основании доверенности от 22.01.2016 N 4,
без участия в судебном заседании представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, уведомления о вручении почтовых отправлений адресатам приобщены к материалам дела,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управление жилищным фондом Советского района" (далее - ООО "Управление жилищным фондом Советского района", ООО "УЖФ Советского района", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит отменить постановление Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области (далее - административный орган, Комитет) N 22-34/1977-07-16 от 21.07.2016 о назначении административного наказания по ст. 8.7 Закона Волгоградской области от 11.06.2008 N 1693-ОД "Кодекс Волгоградской области об административной ответственности" (далее - Кодекс Волгоградской области об административной ответственности) и производство по данному делу прекратить.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 03 октября 2016 года в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищным фондом Советского района" об отмене постановления Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской областиN 22-34/1977-07-16 от 21.07.2016 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.7 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 21 000 рублей, и прекращении производства по делу, отказано.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам статей 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Общество с ограниченной ответственностью "Управление жилищным фондом Краснооктябрьского района" не согласилось с принятым решением, считает его незаконным, в результате чего обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, производство по делу прекратить.
Представитель ООО "УЖФ Советского района" в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (почтовое уведомление о вручении N 41003104739408).
Представитель Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Просил решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03 октября 2016 года по делу N А12-44708/2016, оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "УЖФ Советского района" без удовлетворения.
Публикация определения о принятии апелляционной жалобы к производству от 31.10.2016 по делу N А12-44708/2016 в сети Интернет произведена 01.11.2016.
Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении участников процесса о времени и месте судебного заседания, основываясь на положениях статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 258, 266 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы в порядке упрощенного производства, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Предметом оспаривания является постановление Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области N 22-34/1977-07-16 от 21.07.2016 о привлечении ООО "УЖФ Советского района" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.7 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 21 000 рублей.
Как следует из материалов дела 08.07.2016 с 10-05 час. до 10-30 час. по результатам проведенного осмотра территории контейнерной площадки обслуживаемой ООО "Управление жилищным фондом Советского района" установлен и зафиксирован факт, нарушения Правил благоустройства территории городского округа Волгоград, утвержденных решением Волгоградской городской Думы от 21.10.2015 N 34/1091 (в редакции от 27.04.2016) (далее - Правила). Данный факт нашел отражение в протоколе осмотра N 34/1977-07-16 от 08.07.2016 на л.д. 88-93).
Было установлено, что на расстоянии 13 метров от ограждения территории МОУ "Детский сад N 21", расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Богданова, 3а, на земельном участке без твердого покрытия установлены два металлических контейнера объем по 0,75 м3 каждый, в 3-х метрах от установленных контейнеров на земельном участке (почве) площадью 30 м2 несанкционированно размещены отходы обрезь деревьев, код ФККО - 1 52 110 01 21 5 - отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок, общим объемом 6 м3.
По результатам осмотра установлено, что данная контейнерная площадка находится на обслуживании у ООО "Управление жилищным фондом Советского района", что подтверждается договором N 39/15 от 06.08.2015 и приложением N 1, к данному договору с перечнем многоквартирных домов, закрепленных за ООО "Управление жилищным фондом Советского района", в который входит многоквартирный дом по пр. Университетский, 74, жильцы которого пользуются указанной контейнерной площадкой (л.д. 84-85).
Вывоз отходов из контейнеров осуществляется в рамках договора от 06.08.2015 заключенного ООО "Управление жилищным фондом Советского района" с обществом с ограниченной ответственностью "Сингам".
По итогам осмотра контейнерной площадки, в присутствии представителя ООО "Управление жилищным фондом Советского района" Чаплиевой О.В., действующей на основании доверенности N 9 от 07.07.2016, составлен протокол осмотра N 34/1977-07-16 от 08.07.2016. При проведении осмотра контейнерной площадки фиксация нарушений осуществлялась с использованием фотосъемки. Фототаблица прилагается к протоколу осмотра (л.д. 88-93).
Установленные контейнеры на момент осмотра находятся на почве, твердое покрытие отсутствует. Место установки контейнеров не имеет ограждения из металлического листа с четырех сторон (с дверьми) на высоту, превышающую емкости для сбора твердых коммунальных отходов (далее - ТКО,) исключающее возможность засорения прилегающей территории. Подъезд к месту, где установлены контейнеры не освещен, информация о владельце контейнерной площадки, график вывоза отходов с указанием наименования и контактных телефонов хозяйствующего субъекта, осуществляющего вывоз отходов, организаций, осуществляющих контроль за вывозом отходов и содержанием контейнерной площадки отсутствует.
По факту выявленных нарушений 12.07.2016 в отношении ООО "УЖФ Советского района" должностным лицом Комитета в отношении ООО "Управление жилищным фондом Советского района", в отсутствии представителя общества, составлен протокол 12.07.2016 N 34/1977-07-16 об административном правонарушении по статье 8.7 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности (л.д. 8-11).
О времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении общество извещено повесткой от 08.07.2016, полученной 08.07.2016 согласно отметке на данной повестке (л.д. 57).
В протоколе также указано время и место рассмотрения дела об административном правонарушении - 12.07.2016.
Копия протокола направлена ООО "Управление жилищным фондом Советского района" письмом от 12.07.2016 N 34/1977 и получена обществом 14.07.2016, что подтверждается заказным почтовым уведомлением (л.д. 35-36).
Постановлением Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области N 22-34/1977-07-16 от 21.07.2016 ООО "УЖФ Советского района" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.7 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 21 000 рублей (л.д. 12-14).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 03 октября 2016 года в удовлетворении требований общества об отмене постановления Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области N 22-34/1977-07-16 от 21.07.2016 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.7 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 21 000 рублей, и прекращении производства по делу, отказано.
Статьей 8.7 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности установлена административная ответственность за нарушение утвержденных органами местного самоуправления правил благоустройства территорий поселений, которое влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Решением Волгоградской городской думы от 21.07.2015 N 34/1091 приняты правила благоустройства территории городского округа Волгоград.
Правила устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования для всех юридических лиц независимо от их правового статуса и форм хозяйственной деятельности, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также должностных лиц, ответственных за благоустройство территорий, при проектировании, строительстве, создании, эксплуатации и содержании объектов благоустройства территории городского округа Волгоград (пункт 1.2 Правил).
Пунктом 8.7 Правил установлено, что размещение и обустройство контейнерных площадок для накопления отходов производятся в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения:
Контейнерные площадки должны располагаться на расстоянии от окон и дверей жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом не менее 20 м, но не далее 100 м от жилых зданий (пункт 8.7.2 Правил)
Контейнерные площадки должны иметь ограждение из металлического листа с четырех сторон (с дверьми) на высоту, превышающую емкости для сбора ТКО, исключающее возможность засорения прилегающей территории.
Контейнерные площадки должны иметь ровное асфальтовое или бетонное покрытие с уклоном в сторону проезжей части (0,02%). Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 штук. Для поддержания санитарного состояния площадок контейнеры должны быть установлены не ближе 1 м от ограждения и 0,35 м. друг от друга пункт (пункт 8.7.3 Правил).
Подъезды к местам, где установлены контейнеры и стационарные мусоросборники, должны освещаться и иметь дорожные покрытия площадью, достаточной для разворота машины и работы манипулятора (пункт 8.7.4 Правил).
Конструкция контейнеров для отходов должна исключать возможность засорения территории. Окраска всех металлических мусоросборников должна производиться собственником не менее 2 раз в год - весной и осенью (пункт 8.7.5 Правил).
На контейнерной площадке должны быть размещены информация о владельце контейнерной площадки, график вывоза отходов с указанием наименования и контактных телефонов хозяйствующего субъекта, осуществляющего вывоз отходов, организаций, осуществляющих контроль за вывозом отходов и содержанием контейнерной площадки (п. 8.7.6 Правил).
В соответствии с п. 8.12 Правил на территории Волгограда запрещается:
Складировать любые отходы за пределами земельных участков, находящихся в их собственности, владении или пользовании (п. 8.12.4 Правил).
Размещать отходы вне установленных для этого мест (п. 8.12.9 Правил).
Нарушения указанных пунктов Правил образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.7 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности.
В частях 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) указано, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Исходя из вышеизложенного, обществом не неприняты своевременно меры в части надлежащего оборудования и эксплуатации контейнерной площадки.
Таким образом, ООО "УЖФ Советского района" нарушены требования Правил благоустройства территории городского округа Волгоград, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.7 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности.
Факт нарушения указанных пунктов Правил подтвержден материалами дела, в частности, актом осмотра территории, протоколом об административном правонарушении. Судом установлено, что протокол осмотра составлен уполномоченным должностными лицами. Суд считает, что административным органом представлены достаточные доказательства, подтверждающие состав вменяемого административного правонарушения в действиях ООО "УЖФ Советского района".
В материалы дела не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что обществом были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.
Вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного 8.7 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, административным органом установлена и доказана.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушения которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Нарушений порядка привлечения ООО "УЖФ Советского района" к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
Процедура производства по делу об административном правонарушении административным органом соблюдена, проверочные мероприятия осуществлены уполномоченными лицами в установленном законом порядке, протокол и постановление об административном правонарушении составлены в надлежащей форме уполномоченным лицом, процессуальных нарушений, которые носили бы существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом не установлено, сроки давности, установленные в статье 4.5 КоАП РФ, не истекли.
В ходе рассмотрения материалов административного дела, были выявлены обстоятельства, отягчающие административную ответственность ООО "Управление жилищным фондом Советского района", а именно: повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения
Установлено, что юридическое лицо ООО "Управление жилищным фондом Советского района", 11.02.2016 территориальной административной комиссией Советского, района городского округа Волгоград, было подвергнуто административному наказанию по ст. 8.7 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности в виде административного штрафа в сумме 20 000 рублей. Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21.04.2016 по делу N А12-7911/2016 ООО "Управление жилищным фондом Советского района" отказано в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления территориальной административной комиссии Советского района городского округа Волгоград от 11.02.2016 N 1/6-16/117 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.7 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2016, решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.04.2016 по делу N А12-7911/2016 оставлено без изменения.
Данное обстоятельство подтверждается судебными актами, размещенными в Картотеке арбитражных дел по делу (https://kad.arbitr.ru/).
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что ООО "Управление жилищным фондом Советского района" активно решало вопрос размещения новой контейнерной площадки, а в связи с многочисленными протестами жителей у общества не было возможности предпринять меры по оборудованию площадки, а потому вина ООО "Управление жилищным фондом Советского района" отсутствует, что свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения.
В подтверждение данного обстоятельства общество указывает, что установка контейнеров вблизи МОУ "Детский сад N 21" вызвана тем, что сотрудники МБУ "ЖКХ Советского района" 16 - 17 мая 2016 года снесли контейнерную площадку для сбора временного хранения твердых бытовых отходов, установленную при застройке микрорайона, расположенную между домами N 74 и N 80 по пр. Университетской г. Волгограда. ООО "Управление жилищным фондом Советского района" обратилось в Администрацию Советского района города Волгограда о согласовании нового места для размещения контейнерной площадки для сбора ТКО и КГО. 23.05.2016 Администрацией Советского района города Волгограда направлена в ООО "Управление жилищным фондом Советского района" схема размещения вышеуказанной контейнерной площадки, однако она не устроила ни ООО "Управление жилищным фондом Советского района", ни жителей близлежащих многоквартирных домов. ООО "Управление жилищным фондом Советского района" была приостановлена работа по оборудованию данной контейнерной площадки и начата процедура согласования и утверждения другого места для контейнерной площадки.
19.07.2016 Администрацией Советского района города Волгограда направлена в ООО "Управление жилищным фондом Советского района" новая согласованная схема для размещения контейнерной площадки. В настоящее время ООО "Управление жилищным фондом Советского района" приступило к переносу контейнеров с территории, используемой ранее под контейнерную площадку и обустройству новой контейнерной площадки согласно схеме, утвержденной 18.07.2016.
Между тем, данное обстоятельство не является доказательством, позволяющим сделать вывод о том, что обществом были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений и не освобождает общество от обязанности надлежащего оборудования и эксплуатации контейнерной площадки и соблюдения требований Правил благоустройства территории городского округа Волгоград.
Норма статьи 8.7 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности предусматривает наказание для юридических лиц в виде штрафа от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Наказание ООО "Управление жилищным фондом Советского района" назначено в виде административного штрафа в размере 21 000 рублей, что с учетом наличия отягчающего обстоятельства, является справедливым.
Также суд не находит в действиях общества малозначительности административного правонарушения по следующим основаниям.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее Постановление Пленума ВАС РФ 02.06.2004 N 10) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В силу пункта 18.1 Постановление Пленума ВАС РФ 02.06.2004 N 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума ВАС РФ 02.06.2004 N 10 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Таким образом, нормы о малозначительности правонарушения применяются в исключительных случаях и независимо от состава административного правонарушения. Применение названных норм осуществляется с учетом конкретных обстоятельств дела.
Установленные по делу обстоятельства не свидетельствуют об исключительности, случайном характере совершения обществом рассматриваемого правонарушения и позволяют сделать вывод о пренебрежительном отношении заявителя к соблюдению установленных норм и правил.
Принимая во внимание характер охраняемых государством общественных отношений, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания правонарушения, совершенного ООО "Управление жилищным фондом Советского района" малозначительным.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, основанные на материалах дела и правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием к отмене принятого судом первой инстанции решения.
Таким образом, решение, принятое судом первой инстанции, законное и обоснованное, оснований для его отмены не имеется.
Учитывая изложенное, апелляционную жалобу ООО "Управление жилищным фондом Советского района" следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03 октября 2016 года по делу N А12-44708/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
С.Ю. Шараев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-44708/2016
Истец: ООО "УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ СОВЕТСКОГО РАЙОНА"
Ответчик: КОМИТЕТ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ