г. Челябинск |
|
25 ноября 2016 г. |
Дело N А07-6476/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Ермолаевой Л.П., Румянцева А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Микушиной А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации сельского поселения Ольховский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.09.2016 по делу N А07-6476/2016 (судья Вальшина М.Х.).
В судебном заседании приняли участие представители:
истца - Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан -Шарипова Евгения Марсовна (доверенность от 29.12.2015 N 231);
ответчика - Администрации Сельского поселения Ольховский сельсовет Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан -Баев Александр Васильевич (доверенность от 12.01.2016 N 12);
третьего лица - открытого акционерного общества "Уфимский конный завод N 119" - Сенькин Александр Анатольевич (приказ от 08.07.2016 N 64).
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Раханского Валерия Николаевича - Валеев Руслан Ахсанович (доверенность от 15.07.2015).
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Башкортостан (далее - Управление, ТУ ФАУГИ по РБ, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации сельского поселения Ольховский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления - постановления от 20.04.2016 N 16 (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (т. 1 л.д. 69-72).
На основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены открытое акционерное общество "Уфимский конный завод N 119" (далее - ОАО "Уфимский конный завод N 119"), граждане: Ахмадуллина Г.Р., Аркадьев Г.А., Гавриков Ю.А., Ситдиков А.Х., Хамитов Ф.К., Муртазина Ю.В., Петров В.В., Петрова Р.Ф., Петрова Е.И., Гаврикова Н.В., Сергеев М.Л., Сергеев Н.М., Раханский В.Н., Изибаев В.С., Мигранова Ф.М., Мигранов Р.Г., Аминова А.Х., Мукминова М.С., Файзуллин З.У., Малюкова Р.Г., Мукминов Р.С., Васильев П.С., Бурангулова Ф.А., Ипполитова З.Р.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.09.2016 (резолютивная часть объявлена 15.09.2016) требования ТУ ФАУГИ по РБ удовлетворены в полном объеме (т. 2 л.д. 141-153).
С указанным решением не согласилась Администрация (далее также - податель жалобы, апеллянт), обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В тексте жалобы ее податель ссылается на то, что спорный земельный участок относится к землям, право собственности на которые не разграничено, в связи с чем, в силу ст. 3.3. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации" с 01.03.2015 полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органов местного самоуправления муниципальных районов и возникают у органов местного самоуправления поселений при наличие утвержденных правил землепользования и застройки поселений. При этом апеллянт указывает, что Решением Совета Сельского поселения Ольховский сельсовет МР Уфимский район РБ N205 от 31.01.2013 такие Правила землепользования и застройки сельского поселения утверждены.
Учитывая указанные обстоятельства, апеллянт отмечает, что оспариваемый ненормативный правовой акт вынесен заинтересованным лицом в пределах предоставленных ему полномочий.
Вместе с тем, Администрация указывает, что из обжалуемого решения не усматривается, какому закону или иному нормативному правовому акту не соответствует оспариваемый ненормативный акт органа местного самоуправления, и какие права и законные интересы заявителя нарушены в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Также податель жалобы указывает на необоснованное отклонение судом ходатайства о привлечении в качестве третьего лица ФБГУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Башкортостан, поскольку ни ТУ ФАУГИ по РБ, ни ОАО "Уфимский конный завод N 119" собственниками спорного земельного участка не являются, а спор связан, в том числе, с установлением границ спорного и смежных с ним земельных участков.
Апеллянт, в тексте представленной жалобы, не соглашается с отклонением ходатайства об истребовании Распоряжения руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан Рыскулова Р.Г. от 29.12.2007 N 609, в качестве доказательства по делу.
Податель жалобы также указывает, что судом не дана оценка обстоятельствам, послужившим основанием отмены и исключения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество записи о государственной регистрации прав собственности на спорный земельный участок Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители третьих лиц кроме Раханского Валерия Николаевича и открытого акционерного общества "Уфимский конный завод N 119" не явились.
С учетом мнения участвующих лиц и в соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представители Администрации и Раханского Валерия Николаевича поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель заявителя и третьего лица открытого акционерного общества "Уфимский конный завод N 119" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение оставить без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 20.04.2016 Администрацией было вынесено постановление N 16, согласно которому принято решение предоставить земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:9558 в общую долевую собственность граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения в административных границах Сельского поселения Ольховский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (т. 1 л.д. 59-60).
Полагая постановление N 16 от 20.04.2016 не соответствующим законодательству, нарушающим права заявителя в сфере экономической деятельности, ТУ ФАУГИ РФ по РБ обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что при рассмотрении дел арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-4303/2015, N А07-9720/2012, N А07-6596/2016 судами установлено право Управления, как уполномоченного органа, осуществляющего управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, распоряжаться спорным земельным участком. Кроме того, судом установлено, что в отношении спорного земельного участка между ТУ ФАУГИ РФ по РБ и ОАО "Уфимский конный завод N 119" заключен договор аренды, что установлено судом в рамках дела N А07-175/2015.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании ст. 71 АПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Руководствуясь положениями ст. 200, 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно включил в предмет доказывания по делу совокупность следующих обстоятельств: несоответствие оспариваемого решения закону и иному нормативному правовому акту; нарушение таким решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом деле такая совокупность условий для удовлетворения заявленных требований имеется.
Предметом спора в рассматриваемом деле является ненормативный правовой акт органа местного самоуправления, которым предоставлен земельный участок в общую долевую собственность граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно представленным в материалы дела документам, право постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок за заинтересованным лицом не зарегистрировано, в силу чего судом первой инстанции обоснованно рассмотрен настоящий спор по правилам 24 главы АПК РФ.
При рассмотрении дел арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-4303/2015, N А07-175/2014, N А07-9720/2012 установлено, что в соответствии с постановлением главы Администрации муниципального района от 03.08.1992 N 291-2 в постоянное пользование колхозов и госхозов переданы земельные угодья согласно приложению. Так, ОАО "Уфимский конный завод N 119" предоставлен земельный участок общей площадью 2 520 гектар.
С 1992 года соответствующий земельный участок занимало созданное федеральным органом государственной власти федеральное государственное унитарное предприятие "Уфимский конный завод N 119". В Едином государственном реестре юридических лиц названное предприятие зарегистрировано в 2002 году.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 20.08.2002 N 1155-р и в результате приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Уфимский конный завод N 119" создано ОАО "Уфимский конный завод N 119" (впоследствии организационно-правовая форма изменена на "акционерное общество").
Согласно постановлению главы Администрации муниципального района от 25.12.2002 N 1866 "Об утверждении отчета о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям за 2002 год" за ОАО "Уфимский конный завод N 119" закреплен земельный участок площадью 2 223 гектар.
Не позднее 28.02.2003 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:0033. Общая площадь участка 22 230 000 кв. м. (или 2 223 га). Вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" (кадастровый план от 28.02.2003 N 247/03-232).
25.10.2006 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:33, который равнозначен кадастровому номеру 02:47:000000:0033. Общая площадь участка 22 230 000 кв. м (или 2 223 га). Категория земель "земли сельскохозяйственного назначения". Вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства". Местоположение участка: Республика Башкортостан, Уфимский район, юго-западная часть района, федеральное государственное унитарное предприятие "Уфимский конный завод "119". Данный участок снят с учета 18.01.2008.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:33 между Управлением Росимущества (арендодатель) и обществом "Уфимский конный завод N 119" (арендатор) подписан договор аренды от 29.12.2005 N 000505, сроком действия с 01.01.2006 по 31.12.2055.
Договор аренды зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.02.2006 (запись регистрации N 02-04-01/076/2006-380).
18.01.2008 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:370. Общая площадь участка 23 415 263 кв. м. Категория земель "земли сельскохозяйственного назначения". Вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства". Местоположение участка: Республика Башкортостан, Уфимский район, юго-западная часть района, ФГУП "Уфимский конный завод N 119" (в настоящее время - Уфимский район, Ольховский сельсовет).
20.11.2014 между Управлением (арендодатель) и обществом "Уфимский конный завод N 119" (арендатор) подписано дополнительное соглашение к договору аренды от 29.12.2005 N 000505. В связи с уточнением границ земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:33 и постановкой на учет образованного из него земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:370 стороны изменили кадастровый номер и общую площадь объекта аренды.
03.12.2014 на основании договора от 29.12.2005 N 000505 и дополнительного соглашения от 20.11.2014 в ЕГРП внесена регистрационная запись N 02-04-01/416/2014-826 об обременении земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:370 арендой в пользу общества "Уфимский конный завод N 119".
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:9558 от 01.03.2016 N 02/16/1-140019 (т. 1 л.д. 13-17), участок образован путем преобразования участка 02:47:000000:370.
В федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (п. 1 ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ)).
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим кодексом и федеральными законами (п. 2 ст. 16 ЗК РФ).
Разграничение государственной собственности представляет собой установленный федеральными законами порядок закрепления земель в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
До 01.07.2006 разграничение государственной собственности на землю осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".
В ст. 3 названного федерального закона было предусмотрено правило об отнесении земель, предоставленных органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также государственным унитарным предприятиям, государственным учреждениям, другим некоммерческим организациям, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации, к федеральной собственности.
Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" внесены изменения в правила разграничения государственной собственности на землю.
Согласно п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, среди прочего, земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
В судебных актах, по указанным выше делам, установлено, что земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:370 сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет в результате снятия с учета земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:33. Спорный участок с кадастровым номером 02:47:000000:9558 сформирован путем преобразования из земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:370, ранее выделенного для размещения федерального государственного предприятия, в связи с чем, судом сделан обоснованный вывод о том, что данный земельный участок находится в федеральной собственности, в введении Управления, как уполномоченного собственником органа власти.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции обоснованно учтены установленные в ходе рассмотрения вышеназванных дел обстоятельства в качестве оснований для удовлетворения требования заявителя.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы, по своей сути, направлены на преодоление преюдициальной силы судебных актов по делам арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-4303/2015, N А07-175/2014, N А07-9720/2012, что недопустимо в соответствии с ч. 1 ст. 16, ч. 2 ст. 69 АПК РФ.
В отношении доводов подателя жалобы о необоснованном отклонении судом первой инстанции ходатайства о привлечении в качестве третьего лица ФБГУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Башкортостан судебная коллегия отмечает следующее. Поскольку данный орган является органом учета, и отсутствуют доказательства, подтверждающие, что на права и обязанности данного лица может повлиять исход настоящего дела, судом первой инстанции обоснованно не было удовлетворено заявленное ходатайство.
В отношении ссылок подателя жалобы на то, что судом не дана оценка обстоятельствам, послужившим основанием отмены и исключения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество записи о государственной регистрации прав собственности на спорный земельный участок за Российской Федерацией, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что при рассмотрении дела N А07-13308/06-А-ГНГ установлено, что общество "Уфимский конный завод N 119" создано в результате приватизации предприятия "Уфимский конный завод N 119" на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 20.08.2002 N 1155-р, и его правопреемником является учредитель - Российская Федерация в лице Управления.
В соответствии с п. 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной принадлежности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. В п. 7 разд. 4 приложения N 1 к названному постановлению указано, что к объектам федеральной собственности относятся, в частности, государственные племенные и конные заводы и совхозы.
Доводы подателя жалобы о необоснованном отказе суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства об истребовании Распоряжения руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан Рыскулова Р.Г. от 29.12.2007 N 609 судебная коллегия отклоняет. Учитывая преюдициальный характер обстоятельств, установленных в названных выше делах, отсутствие в настоящем деле указанного документа не имеет правового значения.
Иные доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебном актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
С учетом изложенного, судебный акт отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя по правилам статьи 110 АПК РФ. Их взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.09.2016 по делу N А07-6476/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации сельского поселения Ольховский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.И. Карпачева |
Судьи |
Л.П. Ермолаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-6476/2016
Истец: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ОЛЬХОВСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА УФИМСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, Администрация Сельского поселения Ольховский сельсовет Уфимского района
Третье лицо: Аминова А. Х., АО "УФИМСКИЙ КОННЫЙ ЗАВОД N119", Аркадьев Г.А., Ахмадуллина Г.Р., Бурангулова Ф. А., Бурангулова Ф.А., Васильев П. С., Гавриков Ю.А., Гаврикова Н.В., Изибаев В. С., Ипполитова З. Р., Малюкова Р. Г., Мигранов Р. Г., Мигранов Р.Г., Мигранова Ф М, Мигранова Ф.М., Мукминов Р. С., Мукминова М. С., Муртазина Ю.В., ОАО "Уфимский конный завод N 119", Петров В.В., Петрова Е.И., Петрова Р.Ф., Раханский В.Н., Сергеев М. Л., Сергеев Н. М., Ситдиков А.Х., Файзуллина З У, Файзуллина З.У., Хамитов Ф.К., Раханский В Н